БЕСЕДА В ДЕНЬ ТРЕЗВОСТИ

 

11 сентября – День Трезвости. Беседа Павла Шпилевого с о. Георгием Казанцевым, настоятелем храма Св. Великомученика Георгия «за лавками».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от алкогольной зависимости ежегодно умирают свыше трёх миллионов человек. В разных странах вводили «сухой закон», чтобы отучить общество от порочной привычки. Но такая практика мало где прижилась: из-за запретов алкоголь производили и продавали подпольно, а люди всё равно продолжали пить даже «палёнку». Сегодня большинство стран выбирают другую стратегию: объяснять людям, почему осознанность и трезвый подход к жизни – самый верный способ стать счастливым и успешным.

Дата 11 сентября была выбрана неслучайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост.

Предлагаю Вам беседу с о. Георгием, посвященную этому дню.

11 сентября – День Трезвости. Беседа с о. Георгием (Казанцевым) настоятелем храма Св. Великомученика Георгия (за лавками)., изображение №1
Что такое для вас трезвость? Для чего она?
Трезвость — это естественное состояние человека. Это способность радоваться простым вещам: солнышку, птичкам, дождику, близким людям, обычным встречам и жизненным ситуациям. Зависимый человек лишён этих простых радостей жизни. Всё, что здорового человека может радовать и вдохновлять для зависимого будет пресным, бесцветным или будет его раздражать.Трезвость — это способность видеть хорошее в трудностях, скорбях и жизненных испытаниях. Трезвость — это свобода от тяжёлых эмоциональных состояний, перепадов. Трезвость — это внутренняя устойчивость, способность принимать окружающих такими, какие они есть. Трезвость — это удовлетворённость, мир с самим собой, простота, честность, понимание своих собственных чувств, открытость, отсутствие масок и внутренней напряжённости. Трезвость — это отсутствие обид и страхов, тревожности, понимание своих потребностей и конструктивные способы их удовлетворения. Трезвость — это способность любить себя, ближних и Бога.

Что человеку не хватает? Для чего он употребляет наркотики и алкоголь?
Любой алкоголик и наркоман, самыми странными способами пытается найти вокруг себя безусловную прощающую любовь, радость и счастье. Но любовь требует открытость, честности. А с этим у зависимых проблемы. И тут на помощь приходят алкоголь, наркотики и множество других стимуляторов. Они позволяют спрятаться от реальности и почувствовать себя «в домике». Любовь требует внутреннего напряжения, изменения себя. Отключая человека от реальности, алкоголь и наркотики позволяют человеку не напрягаться. Это очень удобно, если человек вырос, но в душе опирается на свой детский опыт преодоления жизненных трудностей. Алкоголик, как колобок: от бабушки ушёл, от дедушки ушёл и таким образом все проблемы «решил».

Я знаю вы изучаете программу «12 Шагов» , что привело вас к этому?
Многих моих родных и друзей коснулась проблема алкоголизма и наркомании. Одно время я пытался решать эти вопросы в нашем приходском семейном клубе трезвости. Но семейный клуб трезвости зависит от ведущего. Если нет человека, который может организовать эту работу, приходится её закрывать. И тут моей семье и моим хорошим знакомым помогли наши калужские группы «12 шагов». Их у нас ещё не много, но оказалось, что они передают ценнейший опыт работы с людьми зависимыми и их родственниками. Они называются «группы самопомощи», то есть у них нет руководителя-психолога, священника или ещё какого-то специально подготовленного организатора.

Многие предосудительно к ней относятся, считают сектой.
Лично мне не попадались люди, которые бы считали группы самопомощи сектами. Такая критика возможна со стороны людей зависимых, если их родственники начинают посещать такие группы и менять своё поведение. Сектоведение даёт нам конкретные признаки сект: гуруизм, обман при вербовке, эзотерический разрыв, контроль сознания, противопоставление организации обществу, разрыв семейных связей. Ничего подобного нет в программе «12 шагов». По этому вопросу существует специальная сектоведческая аналитика. Более того, я сам хорошо знаком с деятельностью тоталитарных сект и системой их манипуляций. Этим манипуляциям легко поддаются зависимые и созависимые люди. А группы самопомощи, работающие по программе «12 шагов», помогают человеку перестать манипулировать самому и не поддаваться на чужие манипуляции. Таким образом можно сказать, что группы «12 шагов» помогают людям не попадать в тоталитарные секты, корректируя их психологическое состояние. Единственной проблемой для православного человека в такой группе может быть совместное чтение молитвы о душевном покое, если в группе присутствуют верующие других религий или конфессий. По опыту моего знакомства с такими группами могу сказать, что такие случаи у нас случаются достаточно редко. Группы «12 шагов» часто проводят свои собрания при православных храмах и люди неправославные туда приходят очень нечасто.

А как вы считаете, программу «12 Шагов» надо поддерживать на государственном уровне?
Это было бы полезно, если государство не пыталось бы стандартизировать и контролировать содержание самой работы групп. Есть опасность, что вместе с государственной поддержкой произойдёт искусственное административное внедрение в работу групп психологических методик, которые не были свойственны им изначально. Поддержка в информировании населения, социальная реклама, предоставление группам помещений — это то, что нужно.
Часто люди обращаются к вам за помощью, у которых родственники зависимые?
Я бы сказал, что зависимые родственники или близкие знакомые есть у 100% людей, которые обращаются к священникам. Но степень влияния зависимых людей может быть разной. К сожалению, не все созависимые люди осознают влияние на них алкоголизма или наркомании в их окружении.

Как вы относитесь к реабилитации?
Как к необходимости. В идеале реабилитация должна быть добровольной и осознанной. К сожалению это не всегда возможно. И здесь важно хорошо поработать над выбором реабилитационного центра! Нужно отметить, что в закрытых центрах есть опасность злоупотреблений властью со стороны консультантов, эксплуатации реабилитантов с целью наживы, физического насилия. В особо сложных случаях могут пострадать даже и родственники зависимых.

Какую помощь может оказать Церковь зависимым?
Церковь очень разнообразна. В ней разные люди. Однажды наша община поехала на ночную новогоднюю службу в гости к общине одного из московских храмов. Служба была очень вдохновенной и интересной. А вот на трапезе после службы оказалось неожиданно много спиртного. В том храме, гостями которого мы стали, не учитывались сложности людей, больных алкоголизмом. А с нами был человек, пострадавший от этой болезни. Мы не ожидали, что может случиться такая ситуация. В нашем храме даже для запивки после Причащения вино не используется. Тем более его нет на трапезах, шашлыках, в походах и на прочих мероприятиях. В том случае всё обошлось. Но человек перестал ходить в наш храм. В какой-то степени это правильно. Нужно себя беречь даже среди верующих людей. Зависимому человеку или родственникам зависимых лучше посещать те храмы, где ведётся конкретная работа и оказывается помощь. Таких храмов немного, но они есть. У нас при храме действует на данный момент 2 группы для родственников алкоголиков и наркоманов. Они работают по программе «12 шагов». Также мы постоянно взаимодействуем с другими группами. В нашем городе уже много лет действует группа трезвости при Успенском храме. Возможно при других храмах тоже ведётся такая работа. Есть православные реабилитационные центры. В них человек может получить полноценную медицинскую, психологическую и духовную поддержку. Самое важное, что Церковь может дать зависимому человеку — это община верующих друзей.