Нередко объявляются люди, которые заявляют, что знают будущее наперед. Все эти заявления, конечно, обман, т.к. будущее знает только Бог, который время сотворил (Евр.1.2). Лживость подобных «предсказателей» убедительно доказал Глеб Святославович, князь новгородский в 1071 г.
Массовое крещение Руси началось в 988 г., однако христианскую веру умом и сердцем приняли далеко не все руссы. Так в 1071 году случилось новгородское восстание — одно из несколько народных восстаний, вспыхнувших на Руси в XI веке. Их спровоцировали неурожай, недовольство феодализацией и введение христианства на Руси. Руководителями первых восстаний «Повесть временных лет» называет неких волхвов или языческих жрецов, служителей дохристианских культов, которые благодаря своему огромному влиянию, организовывали народ. Своеобразие этого народного движения заключалось в том, что во главе восставших стояли волхвы, которые стремились использовать антифеодальное выступление народа для возврата к прежним дохристианским культам. Это была не единственная попытка волхвов вернуть былое влияние. В «Повести временных лет» под 1071 г. следует рассказ о выступлениях волхвов в Киеве, Новгороде и Суздальской земле. Новгородское восстание 1071 г. стало выступлением новгородцев против христианской религии. В конце 1060-х или начале 1070-х годов (точная дата не известна) в Новгороде объявился волхв, который начал антихристианскую агитацию. Волхв начал призывать к убийству епископа и толпа пошла за ним.
В Лаврентьеской летописи, которая включает в себя «Повесть временных лет», об этом повествуется так:
«…В то же время, в те же годы, случилось некоему новгородцу прийти в землю Чудскую, и пришел к кудеснику, прося волхвования его. Тот же по обычаю своему начал призывать бесов в дом свой. Новгородец же сидел на пороге того дома, а кудесник лежал в оцепенении, и вдруг ударил им бес. И, встав, сказал кудесник новгородцу: «Боги не смеют прийти, — имеешь на себе нечто, чего они боятся». Он же вспомнил, что на нем крест, и, отойдя, положил его вне дома того. Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: «Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?». Он же сказал: «Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся». Новгородец же сказал: «А каковы боги ваши, где живут?». Кудесник же сказал: «В безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов. Ваши ведь боги на небесах. Если кто умрет из ваших людей, то его возносят на небо, если же кто из наших умирает, его несут к нашим богам в бездну». Так ведь и есть: грешники в аду пребывают, ожидая муки вечной, а праведники в небесном жилище водворяются с ангелами.
Такова-то бесовская сила, и обличие их, и слабость. Тем-то они и прельщают людей, что велят им рассказывать видения, являющиеся им, нетвердым в вере, одним во сне, а другим в наваждении, и так волхвуют научением бесовским. Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями. Но и мужчины неверные бывают прельщаемы бесами, как это было в прежние времена. При апостолах ведь был Симон Волхв, который заставлял волшебством собак говорить по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или кого-нибудь оборачивал в иной образ, в мечтании. Так творили Анний и Мамврий (Исх.7,8,9 главы): они волхвованием чудеса творили, противоборствуя Моисею.
Такой волхв объявился и при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, говорил ведь: «Предвижу все» и, хуля веру христианскую, уверял, что «перейду по Волхову перед всем народом». И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение, встал и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть ко кресту идет». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и спросил: «Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?». Тот ответил: «Знаю все». И сказал Глеб: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?» — «Чудеса великие сотворю», — сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв, и люди разошлись. Так погиб он телом, а душою предался дьяволу».
Вот так «предсказатель» даже не знал что случится с ним через минуту, чего уж пытаться браться предсказывать что будет в более далеком будущем.
(составил Д.Ю.Гончаров)