СВЯТИТЕЛЬ МИХАИЛ, ПЕРВЫЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ.
Память первого митрополита Киевского святителя Михаила празднует Православная Церковь 13 октября ( ст.ст.).
Откуда родом был первый киевский владыка, точно неизвестно, по одним данным – из Сирии, по другим – из Сербии или Болгарии.
Однако доподлинно известно, что в 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями ко двору князя Владимира, крестившегося годом ранее – в 988 году.
Служение митрополита Михаила пришлось на эпоху тяжелую, но и одновременно радостную. С одной стороны, у христианства на Руси еще было множество противников, но с другой – многие уже приобщались к его свету.
Святитель обходил Русские земли, ревностно проповедуя Евангелие, крестя и поучая новообращенных, основывая первые храмы и духовные училища. При этом по своему характеру он был человеком тихим, а по уму – мудрым.
Известно, что в Ростове митрополит возвел первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека.
Святитель Михаил отошел ко Господу в 992 году и был похоронен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года его мощи были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года – в Великую Печерскую церковь (Успенский храм).
Апостольское чтение дня (2Кор. 6: 1-10).
Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Святоотеческое чтение дня (свт. Игнатий Брянчанинов «Вера и дела», продолжение).
Живой веры требует от христианина святой Апостол Иаков, когда он возвещает, что вера без дел мертва, что от дел совершается вера (Иак.2:17, 22).
Противность дел «вере» обличает другие верования, тайно и преступно гнездящиеся в сердце человеческом.
Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его «веры» – принесение в жертву сына по повелению Божию, дело прямо противоположное свойствам естества падшего, называемым добрыми. Силу совершить это дело дала «вера», а дело выразило силу «веры»: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя Апостолами, Иаковом и Павлом (Иак.2:21–23; Рим.4:1, 3).
Слепы те, которые дают важную цену, так называемым ими, добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену, во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым «вси уклонишася, вкупе непотребни быша» (Рим.3:12). Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли таинства искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: «Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением»? Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.
Когда б добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и крестною смертью Богочеловека ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падшего естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа.
Беззаконно вооружались против веры иудеи, требуя от верующих исполнения обрядовых постановлений ветхого закона; беззаконно сыны враждебного Богу мира, чуждые таинственного и вместе существенного познания Христа, требуют от верующих во Христа добрых дел по разуму и чувствам естества падшего.
У верующего во Христа обнажен против чувств сердечных меч Христов, и он насилует свое сердце, посекая мечом послушания Христу не только явные порочные стремления, но и те стремления, которые, по-видимому, кажутся добрыми, по самой же вещи противоречат евангельским заповедям. А такова вся деятельность человека, направленная по влечениям естества падшего.