Какими Бог видит наши приходские общины?

Какими Бог видит наши приходские общины? Несколько дней назад я написал про то, что с нашим приходским советом у меня возникло недопонимание. Хотя казалось бы вещи мы обсуждали очевидные. Но, видимо, мне не удалось донести до совета свои мысли и они были восприняты как критика и сравнение нашей приходской общины с другими общинами. Вообще, наш приход во многом уникален и весьма интересен. Его актив составляют молодые творческие люди. Фильм о нашей общине, снятый к 10-летию нашей жизни можно посмотреть здесь. Люди, которые у нас в приходском совете, очень много значат для общины и во многом определили её уникальность. Но я задумался о том, почему не смог донести свои мысли до самых понимающих её членов и в какой именно области возникает чаще всего непонимание. Причём это непонимание возникает в общении священников между собой и в общении прихожан тоже. Когда разговор идёт об обычных хозяйственных вопросах и на темы нехватки денег, обычно недоумений не возникает. Все друг друга отлично понимают и сочувственно оказывают друг другу поддержку. А вот когда разговоры касаются таких сложных тем, как катехизация, пастырская педагогика, духовная взаимопомощь прихожан, служения в общине, развитие общин, разговор либо затухает, либо переходит в формат «за всё хорошее и против всего плохого». Часто можно услышать, что «люди разные, общины разные», нет «универсальных подходов» и т. п.. У нас это прозвучало: «община как община» «кроме финансовой не вижу проблем». Хорошо, что прихожан община устраивает, что они довольны результатами своего служения Богу. Но такая удовлетворённость опасна остановкой развития общины и возникновением трудностей в самых сложных сферах, которые я уже упомянул. Что же меня волнует в жизни общины на данный момент, и в каком направлении я хотел бы развиваться. 1. Выработка общего понимания общины и её внутреннего устройства. Пока ещё не все прихожане представляют себе всю общину целиком и её жизненные механизмы. 2. Систематизация служения уставщиков (людей которые помогают организовывать народное пение и чтение на богослужение). 3. Вовлечение прихожан с опытом церковной жизни в консультирование людей, начинающих церковную жизнь. 4. Развитие системы приходского чтения Библии и святоотеческих творений в онлайн-группах (онлайн-читальня), разработка методик чтения и изучения. 5. Создание мягкой ротации людей в приходских служениях во избежание перенапряжения наиболее ответственных прихожан. 6. Развитие миссионерского служения прихожан на постоянной основе, а не в виде разовых миссионерских акций. Поднятие статуса миссионерского и катехизаторского служений. 7. Выработка приходской культуры решения финансовых вопросов с пониманием духовного смысла использования материальных ресурсов личных и церковных. Мне кажется, что именно с этими сторонами жизни приходских общин связано их качественное развитие. Но переход к качественному развитию затруднён из-за необходимости глубокой перестройки сложившихся понятий о приходской жизни. Нужно доверие общине. Она должна стать для своих членов ключевым инструментом изучения веры и служения Богу, поддержкой и мягким регулятором в церковной жизни. Такие принципы могут восприниматься как посягательство на личное пространство человека и вызывать защитную реакцию. Но сближение с Богом неизбежно каждый раз будет ставить перед каждым прихожанином вопрос сближения с братьями и сёстрами во Христе «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами…, но истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.» А как вы видите развитие общинной жизни?