Кипарис, певг, кедр и Овчая купель.
У Овечьих ворот, называвшихся так потому, что через них прогонялись к храму жертвенные животные, или потому, что около них находился рынок для продажи этих животных, на северо-восточной стороне городской стены на пути через Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, находилась купальня, называвшаяся по-еврейски Вифезда, что значит: «дом милосердия» или милости Божией, так как вода в купальне была из целительного источника. Купальня имела пять портиков. Целебный источник этот привлекал к себе множество больных всякого рода. Источник этот не был обыкновенным целебным источником: целительную силу он проявлял лишь по временам, когда в него сходил Ангел Господень, возмущавший воду, и только тот исцелялся, кто первый сходил в купель сразу же по возмущении воды, т.е, по-видимому, вода только короткое время по возмущении оказывала свое целебное свойство, а затем теряла его.
По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь не случайно.
Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние. Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет – то будет знамением его прощения.
Около 40 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.
И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Овчую купель, где оно пролежало 700 лет.
Впоследствии именно это древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.
Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Кедр и кипарис упоминаются в числе райских деревьев. В Ветхозаветных богослужениях эти породы деревьев использовались для жертвенных дров как имеющие запах, чтобы возносилось благоухание их к небу. Пророк Исаия предсказывал:«Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих»(Ис. 60:13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром:«Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося».