Уроки из Книги Судей в каноне преподобного Андрея Критского

 

После 6 песни покаянного канона преподобного Андрея Критского на Мариино стояние (утреня четверга пятой недели Великого Поста) пропеваются заповеди блаженств, перемежаясь с тропарями в тексах которых нетрудно узнать поучительные сюжеты из Книги Судей.

 

«Маноя слышавши древле, душе моя, Бога в явлении бывша и из неплодове тогда приемша плод обетования, того благочестие подражай» (Суд. 13:2-24).

Перевод: О Маное слышишь ты, душа моя,  в древности при Богоявлении присутствовавшем  и принявшем тогда от неплодной плод обетования;  его благочестию будем подражать.

Бог часто начинает реализацию Cвоих планов с бесплодного чрева. Он обращает мертвое в живое и использует неполноценные вещи, чтобы посрамить полноценные. «Так Исаак, дитя обетования, ставший прообразом Искупителя нашего, послушный отцу своему до самой смерти, от старых родителей своих, от долго бесплодной матери родился. Так же Иаков и Иосиф патриархи, и Самсон, сильнейший из вождей, и Самуил, величайший из пророков, все они рождены от матери, перед тем долго бесплодной по плоти, но чистой и богатой своей добродетелью, о которой свидетельствует чудесное рождение детей» (преподобный Беда Достопочтенный. Гомилии на Евангелия). Также можно вспомнить святых Иоакима и Анну.

В те времена, описываемые в Книге Судей, за злые дела Господь предал евреев на 40 лет в руки филистимлян. Пока Израильтяне находились под гнетом Филистимлян, Ангел Господень явился жене Маноя, из колена Дана, и провозгласил, что, несмотря на ее бесплодие, у нее родится сын – Самсон, который будет сокрушать филистимлян. «Младенцы слабы, но Бог использует слабое мира, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1:26-28). Младенцы должны вырасти, но Бог терпелив, Он никогда не опаздывает. Каждый ребенок, посланный Богом, — это Божий дар, новое начало. Он несет в себе громадный потенциал. Печально жить в обществе, где даже не родившихся детей уже считают угрозой своему благополучию, а не чудом. Помехой, а не наследством» (У.Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет).

 

«Сампсоновой поревновавши лености, главу остригла еси, душе, дел твоих, предавши иноплеменником любосластием целомудренную жизнь и блаженную» (Суд. 16:4-21).

Перевод: Подражая беспечности Самсона, ты остригла славу дел твоих, душа,  ради сладострастия иноплеменникам предав жизнь целомудренную и блаженную.

«Прежде челюстию ослею победивый иноплеменники, ныне пленение ласкосердству страстному обретеся; но избегни, душе моя, подражания, деяния и слабости» (Суд. 15:15).

Перевод: Прежде челюстью ослиною победивший иноплеменников, ныне жертвою напрасной оказался из-за распутства страстного;  но избегни подражания, душа моя,  этому его деянию и ослаблению.

У Маноя родился сын Самсон, который от рождения по велению Бога стал назореем, т.е. посвященным Богу. Назорей не имел права употреблять вино и более крепкие напитки, уксус из вина или напитков, виноград и виноградные продукты. Назореям запрещалось стричь волосы и приближаться к умершим людям. Чтобы не оскверняться, они не могли прикасаться даже и к мертвым родителям, братьям и сестрам (Чис.6:2-7). Самсон стал грозой филистимлян и уничтожал их в огромном количестве. На протяжении своей жизни Самсон нарушал запреты положенные для назорея: пил вино на свадебном пиру, ел нечистую пищу, прикасался к трупу, а один раз Самсон даже трояко осквернился, когда ослиной челюстью убил тысячу филистимлян (Суд.15:15): «а челюсть сия по закону была трояко нечиста; потому что осел и живый нечист, и еще нечист как мертвый, а соделавшееся убийственным орудием и поразившее тысячи иноплеменников имело особую еще нечистоту» (Феодорит Кирский. Вопросы на Книгу Судей). Но сила Самсона была в его волосах. Волосы – это единственное, что соблюл Самсон из обетов назорея.

Но Самсон влюбился в женщину-филистимлянку по имени Далида, из-за хитрости которой, он и нарушил последний запрет: остриг свои длинные волосы. «Сего неукротимаго, непобедимаго, приводившаго прежде в трепет тьмы иноплеменников, поработила жена блудница. Столько-то борьба с похотию труднее подвига в воинских рядах! Того, кто так доблестно был мужествен, и прославился чудными подвигами, соделало пленником сластолюбие. Оно лишило его и божественной благодати» (Феодорит Кирский. Вопросы на Книгу Судей). Господь говорил «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:30). Волосы – это добродетели, потому потеряв добродетели, Самсон потерял благодать Божию, и был уведен в плен филистимлянами, где они ему выкололи глаза и поставили молоть жерновом, как воздаяние за похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1Ин.2:16).  Так и мы не должны стричь свои волосы, поймавшись на крючок лености и удовольствий, чтобы демоны не заставили нас «вертеть жернова дурной привычки, все дни и ночи услуживая дьяволу» (преподобный Нил Синайский. Письмо 3.33).

Иаилино храбрство познала еси, душе моя, Сисара древле прободшую и спасение соделавшую древом острым, слышиши, имже тебе крест образуется (Суд. 4:17-22).

Перевод: О мужестве Иаили узнала ты, душа моя, Сисару в древности пронзившей, и спасение соделавшей древом острым, – слышишь, – которым для тебя Крест изображается.

Во время того, как евреи преследовали своих побежденных врагов-хананеев, угнетавших их 20 лет, хананейский военачальник Сисара также спасался бегством. «Но он устал, и провидение вывело его к шатрам Хевера у дубравы в Цаанниме. Так как Сисара знал, что Хевер и его люди дружески относятся к хананейскому царю, это было подходящее место, чтобы остановиться и отдохнуть. Когда жена Хевера Иаиль вышла навстречу Сисаре и пригласила его в свой шатер, хананейский военачальник подумал, что наконец-то находится в безопасности. В том обществе никто не смел входить в шатер женщины, кроме ее мужа. Иаиль напоила его молоком вместо воды, дала покрывало, и он был уверен, что нашел верного союзника и может спокойно отдыхать. Иаиль была мудрой женщиной и поняла, что Сисара бежит с поля боя. Это значило, что иудеи победили и власть хананеев над землей сломлена. У Сисары не было причин что-либо подозревать. В конце концов, Хевер был другом хананеев, Иаиль проявила гостеприимство и доброту, и никто из преследователей-иудеев не должен был врываться в шатер женщины. Но Сисара не знал, что, согласно воле Бога, жизнь у него должна была отнять женщина (Суд. 4:9). Когда Сисара заснул, Иаиль убила его, вонзив колышек для шатра ему в голову. У восточных кочевых племен женщины устанавливали и складывали шатры, так что Иаиль умела пользоваться молотком. Когда военачальник бежит с поля битвы, это стыдно. Когда он убит во время бегства, это унизительно. Но самое постыдное — быть убитым женщиной (Суд.9:54)» (У.Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет).

Итак, Иаиль убила Сисару-дьявола колом, т.е. повергла его острием и силою Крестного Древа. Она поразила его в самую голову, т.е. разрушила замысел сатаны, породивший философию удовольствия шествия широким и пространным путем плотских наслаждений. Для нас это образ распинания себя на кресте для плотских желаний, чтобы колом убивать дьявола.

 

Гедеоново руно помышляй, душе моя, с небесе росу подыми и приникни, якоже пес, и пий воду, от закона текущую, изгнетением письменным (Суд. 6:37-38, Суд. 7:4-7).

Перевод: О руне Гедеона помышляй, душа моя, с небес росу приими, и склонись и пей как пес струю,  из Закона текущую, извлекаемую из буквы Писания.

Здесь аллюзия на два события из жизни судии Гедеона.

  1. До того, как Гедеон отправился в бой с мадианитянами, он возжелал получить от Бога знамение победы: «и сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса» (Суд.6:36-40).
  2. Перед нападением на мадианитян, Господь провел необычный отбор воинов для битвы: когда Гедеон привел народ к воде, Бог сказал: «кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место» (Суд.7:5-7). «Бог может испытывать нас без нашего ведома, когда мы заняты каким-то совершенно обычным делом. Я слышал об одном известном служителе, который часто просил кого-нибудь из работников своей организации подвезти его, просто чтобы увидеть, чистая ли у этого человека машина и аккуратно ли он водит. Неизвестно, влияют ли чистота машины и водительские навыки на эффективность служения, но нам стоит подумать над этим уроком. Многие перспективные служащие во время обеда с начальником теряли шанс на повышение, даже не подозревая, что тот их оценивает. Считайте каждую из имеющихся у вас возможностей великой, потому что вы никогда не знаете, когда именно кто-то оценивает вашу пригодность для чего-то большего» (У.Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет).

Но почему же, тех кто как пес лакал из воды Бог оставил, а тех кто подносил воду ко рту ладонями – отправил по домам? Феодорит Кирский пишет, что те, кто лакали, как псы были особо ленивые, что им даже лень зачерпнув ладонью воду поднести ее ко рту, и потому они и были оставлены на битву: «сих одних, как недеятельных и нерадивых, повелел Бог вести на сопротивников, чтобы для всех соделалась явною Божия помощь. Так чрез двенадцать рыбарей и мытарей и чрез одного делателя палаток сокрушил Господь полчище демонов, и спас человеческій род» (Феодорит Кирский. Вопросы на Книгу Судей).

(составил Д.Ю. Гончаров)