222 китайских новомученика

11/24 июня память отважных 222 православных китайских христиан, принявших смерть за веру от руки восставших изуверов в ходе т.н. «Боксерского восстания» в Китае 1898 -1901гг.

В Китае христианство впервые появилось в VII в, но в искаженном варианте вместе с еретиками-несторианами. Православное же христианство появилось в Китай в XVII в., когда в ходе русско-китайского конфликта китайцами была захвачена русская крепость Албазин на реке Амур. Около 40 казаков вместе со священником Максимом Леонтьевым оказались в плену у китайцев и были уведены в Пекин для знакомства с императором. Тот решил, что столь отважные воины могут стать частью его элитной гвардии. Вот так казаки оказались на службе у китайского императора. Женщин с казаками не было, поэтому они взяли в жены местных китаянок. Император дозволил казакам исповедовать христианскую веру. Поэтому новые жены казаков стали первыми православными китайцами. Потомки этих православных албазинцев живы до сих пор. В 1715г. Петр I учредил православную миссию в Китае, в ответ на просьбу албазинцев прислать в Китай нового священника, в связи со смертью отца Максима.

Однако в конце XIX в. на христиан и, в целом, на европейцев китайцы смотрели уже гораздо менее благосклонно…Причины возникновения массовой ненависти китайцев в отношении иностранцев были в основном экономическими: в последние годы XIXв. иностранные компании занялись постройкой в Китае железных дорог, проведением телеграфных линий, разработкой месторождений полезных ископаемых. Наиболее активно этим занимались граждане России, Британии, Франции. В этом также участвовали американцы, немцы, японцы, австро-венгры, итальянцы и граждане некоторых других стран Европы. Эта деятельность иностранцев в Китае сильно отразилась на экономической ситуации в стране. Из-за постройки железных дорог лишались доходов китайские лодочники и пешие носильщики, занимавшиеся доставкой грузов на большие расстояния. Телеграфные линии лишали заработка многочисленных гонцов-бегунов. Создание иностранцами промышленных рудников оставляло не у дел кустарное горнячество китайцев.

Также в Китай хлынул мощный поток европейских миссионеров, в основном протестантов. Христианские общины разрастались, ведущие роли в них играли, естественно, «белые люди». Недовольство росло. Христианство стало восприниматься местными жителями как неотъемлемый атрибут агрессивного и повинного во всех бедах Запада.  В 1898г. на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Наиболее распространенными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами». Их символ – сжатый кулак. С легкой руки западных журналистов их прозвали «боксерами», потому что они практиковали один из видов единоборств. Эти люди встали на защиту своей страны и ее традиций. Мишенью для удара стали иностранцы. Реально идеология этих «боксеров» имела мистически-религиозный характер. Приверженцы этих группировок верили, что в результате магических заклинаний они обретали сверхъестественные способности, в т.ч. неуязвимость от оружия. Уничтожать именно христиан ихэтуани были обязаны по уставу. Они призывали всех кричать «ша» – убивай (т.е. убивай христиан).

Первые акции «боксеров» были произведены в 1898г., при строительстве российской Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «Боксеры» нападали на русских инженеров и рабочих. В это же время начались нападения на христианских миссионеров. В январе 1900 начались массовые убийства европейцев, американцев, японцев, а также китайцев-христиан. «Боксеры» уничтожали железнодорожные станции, мастерские и мосты, учреждения и жилища иностранцев. Вдовствующая китайская императрица Цы Си сначала неоднозначно относилась к событиям восстания и придерживалась нейтралитета. Но 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. Императрица внезапно прониклась симпатией к ихэтуаням. За убитых иностранцев были назначены награды.

Весной 1900г. ихэтуани двинулись на столицу – Пекин. Одновременно с этим американские и русские войска двигались к Пекину, чтобы защитить некитайское население. Но они опоздали: 11 июня ихэтуане ворвались в город, и начались погромы. В ответ на это военные корабли Японии, России, США, Франции, Австро-Венгрии и Великобритании отправились к берегам Китая. В России, на границе с Китаем, в Приморском округе началась мобилизация, к мобилизованным присоединилось Уссурийское казачье войско. Но иностранных жителей Пекина это уже спасти не могло… Вспоминает отец Сергий Чан: «В эти дни, с 13 по 27 мая, слухи о приближении «боксеров» становились все ближе и ближе. На улицах стало заметно большое оживление, появилось много незнакомых, пришлых людей. «Боксеры» с красными повязками на руках и ногах стали смело появляться на улицах, проходили толпами и военным строем… Вечером 31 мая начались поджоги здания Русской православной миссии. Начиная с южного города и по всему Пекину, и за городом мятежники предали сожжению не только жилища европейцев, но и кварталы, где жили китайцы-христиане. Вся местность в долине, где расположен г.Пекин, осветилась заревом пожаров. Всюду царил ужас, слышались крики и стоны». С 20 июня 1900 г. ихэтуани начали осаду Посольского квартала в Пекине, где скопились иностранные жители Пекина, китайцы-христиане и оборонявшие солдаты. «Боксерам», поддержанным правительственными китайскими войсками (включая артиллерию), не удалось захватить посольский квартал. Осада длилась до 14 августа (т.е. до прихода войск союзников).

Повсюду в Пекине на улицах появились плакаты, призывающие убивать христиан и угрожающие смертью тем, кто будет их укрывать. А ночью по улицам города уже шагали «боксеры» с горящими факелами. Ночь – с 23 на 24 июня – для христиан в Пекине стала мученической. Христианам отрубали головы, вспарывали животы, сжигали в их собственных жилищах, сжигали на кострах и др. Всего в Китае тогда было около 1 000 православных китайцев. Из них под страхом мучений 78 отреклось от веры. Но 222 православных выстояли и стали мучениками. Среди них был один иерей – отец Митрофан Цзи Чун, православный священник-китаец. Его рукоположил свт.Николай Японский. Вечером 23 июня ихэтуани окружили его дом, где собралось несколько десятков христиан (причем в его доме прятались прежние недоброжелатели отца Митрофана, но он не гнал их). Отец Митрофан утешал их. В каноне службы 222 китайским новомученикам воспевается священномученик Митрофан: «Богомудре отче Митрофане, егда чада твоя духовная, в дому твоем, яко птенцы под криле кокоша (курицы) собравшаяся, укрепляше и утешаше, глагола: Господь Бог мой Той есть сила моя» (песнь 4). Некоторым удалось бежать из дома. Остались преимущественно женщины и дети. Отца Митрофана закололи перед домом, причем его грудь искололи словно соты. В каноне об этом поется так: «Радуйся, человече Божий Митрофане Цзи, первый из братий твоих в сане священства воссиявый! Перси (грудь) твоя, от слуг антихристовых аки сот пчелиный ископанныя, мед сладости страданий за Христа нам искапаху» (песнь 1). Его жена Татиана спаслась с помощью своей невестки, но на другой день была казнена через отсечение головы вместе с еще 18 единоверцами.

23-летнего сына отца Митрофана, Исайю, казнили за несколько дней до этого. Его 19-летняя невеста, Мария, после смерти Исайи пришла в дом своего жениха, желая тоже умереть за веру: «Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру», – отвечала она на уговоры спасаться бегством. Ее казнили. В каноне об этом поется так: «Да почтится Марие юная, яже, жениху ея Исаии за веру Христову убиенну, притече в дом иереов и рече: у церкве Персвятыя Богородицы духовно рождена есмь, здесь и умру. Темже по мале времени от рук злодеев смерть бестрепетно прият» (песнь 5). Ихэтуани не щадили никого. Учительницу школы миссии Ию Вэнь изрубили и забросали землей. На ее стоны пришел сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Спустя какое-то время «боксеры» снова схватили ее и на этот раз мучили до смерти. Она не отреклась, а снова исповедала Христа.

Не пощадили 59-летнего калеку Афанасия А, который был потомком казаков-албазинцев. Он с малых лет учился в миссийской школе и был мальчик очень резвый. В возрасте около 16 лет он упал с городской стены и с тех пор сделался калекой: его ноги были скорчены и он ходил при помощи рук. Он был схвачен «боксерами» и был заколот копьем, а затем сожжен. «Афанасий А, слячен (скорчен) от юности, коленопреклоненне ходивый, низок телом, но высок душею бе; темже, наставшу часу испытаний, жену свою Варвару и триех чад увещаша мук за Христа не устрашитися, сего ради и взывает: Благословен еси, Боже отец наших» (песнь 7 канона). Не щадили детей: из 222 замученных чуть ли ни четверть составляли младенцы и дети до 18 лет! Ошеломляющей была смерть 8-летнего сына священника, Иоанна. Мальчику разрубили плечи, отрубили пальцы ног, отрезали уши и нос. Он остался жив – его спрятали в отхожем месте. На удивление изуверов, он вел себя спокойно и бесстрашно, когда через какое-то время снова попал в руки «боксерам». Иоанн отвечал на все вопросы: «За Христа страдать не больно»… Ихэтуани часто расчленяли трупы христиан, т.к. многие из них были уверенны в том, что христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Также в ходе восстания погибло много тысяч римо-католиков и протестантов. Например, 9 июля 1900г. в г.Тайюане казнь последователей Христа происходила прямо перед губернаторским дворцом в присутствии самого губернатора и при большом стечении народа. По одному выводили протестантов, потом католиков; сначала мужчин, за ними женщин и детей. С помощью тесака им рубили головы. Матери держали детей за руки, пока их самих казнили. Один престарелый католический епископ, когда его выводили на казнь, обратился к губернатору: «Почему вы совершаете такое злодейство?». А тот вытащил саблю и ударил старика по лицу. Потом епископу отрубили голову. Та же участь ждала и детей. По свидетельству очевидцев, все европейцы вели себя очень спокойно и выдержанно, никто не паниковал, не просил о пощаде, разве что несколько малышей плакали. Расправы в тот день не избежали и китайцы, принявшие христианство. У римо-католиков тоже есть чтимые мученики китайцы римо-католики, погибшие от рук ихэтуаней.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цы Си уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость. С боями союзные войска подошла к Пекину 13 августа. 14 августа, взорвав ворот, русские и американские части ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. Город был взят. Был заключен мирный договор союзников с китайским правительством. 11 сентября императрица Цы Си издала указ, предписывавший беспощадно уничтожать ихэтуаней, доведших страну до иностранной интервенции. Последний отряд ихэтуаней был уничтожен в Манчжурии русскими казаками в июле 1902г.

(составил Д.Ю. Гончаров)