Публикации

« Назад

Жёлтый крестовый поход 29.05.2020 00:04

Обычно при упоминании крестовых походов вспоминаются авантюрные латинские рыцари, отправившиеся в 1096 году отвоёвывать Святую землю из рук неверных. Вместе с тем, в 1256 году громадная армия монголов под командованием хана Хулагу отправилась на Ближний Восток в сторону Иерусалима громить мусульман. Поскольку в составе монгольской армии было множество христиан-несториан, а союзниками монголов были некоторые участники Седьмого крестового похода, некоторыми историками (Р.Груссе, Г.В. Вернадский, Л.Н.Гумилев и др.), этот поход назван Жёлтым крестовым походом. Мало кто знает, что те события на Святой земле с участием монголов были поворотными для мировой истории.

 

В XIII веке на просторах Азии сложилась монгольская империя с центром в Каракоруме. Монголы были в основном шаманистами, но ряд их непосредственных соседей, например, такие как кераиты и найманы, чьи земли вошли в империю Чингисхана в самом начале его стремительной карьеры, были христианами-несторианами. Несторианство – это еретическое течение в христианстве, видящее в Богочеловеке Иисусе Христе два субъекта – Сына Божия и человека Иисуса. Согласно несторианству, Христос не был Сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Сын Божий, а потому божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. Хан кераитов обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерве (юго-восток Туркменистана) с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (т.е. Марк). Всего было крещено около 200 тысяч человек. Вместе с кераитами христианами становятся найманы и некоторые другие племена.

Монголы отличались большой веротерпимостью (равнодоброжелательным отношением ко всем религиям покоренных народов), но часто, из-за значительного присутствия христиан в их руководстве, отдавали им предпочтение. В 1256 году монгольская армия под началом Хулагу направилась на Ближний Восток. Хулагу был шаманистом, но его старшая жена, кераитка Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. А главным полководцем был несторианин Китбуга, найман по происхождению. Он считал себя потомком одного из трех евангельских волхвов. Помощников он подобрал себе из единоверцев.

В 1258 году монголами был взят и разгромлен Багдад. Все жители великого исламского мегаполиса были вырезаны или проданы в рабство. Жизнь и имущество сохранили лишь христианам. Падение Багдада было воспринято восточными христианами как небесное возмездие угнетателям за века унижений и произвола. Заступничества Докуз-хатун было достаточно, чтобы Хулагу запретил убивать и грабить христиан всех исповеданий. Хан даже подарил несторианскому патриарху дворец халифа для устройства резиденции. Это обратило к хану сердца армян и сирийцев, которые уже очень давно изнывали под игом мусульман. Армянский патриарх благословил хана на священную войну, а царь Малой Армении (Киликии) Гетум I и его зять, князь антиохийского крестоносного княжества Боэмунд VI, присоединили свои войска к монгольским.

Один за другим монголы брали великие мусульманские города. И всюду повторялась одна и та же схема: мусульман вырезали, а христианам оставляли жизнь и имущество. В 1260 году пали Алеппо и Дамаск. 1 марта 1260 году Китбуга вступил в Дамаск во главе монгольской армии. Вместе с ним ехали король Армении и князь Антиохийский. Впервые за шесть веков три христианских государя ехали с триумфом по улицам древней столицы халифата. Впервые за шесть веков мусульмане на всем Ближнем Востоке оказались на положении притесняемого меньшинства. Они горели жаждой мести, правда, пока чисто теоретически, ибо испытали на себе силу монгольского меча. Западная Европа радовалась победам восточных христиан и сравнивала Хулагу и Докуз-хатун с Константином и Еленой.

Далее монголы заняли Палестину. В мусульманском мире имелась еще только одна сила, не разбитая монголами – Египет, соседствующий с Палестиной. В это время в Египте правили мамелюки. Они были гвардией из тюркских (половецких) рабов, захвативших власть в древней стране фараонов и установивших в ней свое жесткое и, впервые за долгие годы, эффективное правление. Египет - страна богатая, но мобилизовать для военной службы египетских крестьян-феллахов или арабских торговцев с каирского базара было более чем бесполезно. Они платили налоги в казну султану, но не умели и не хотели воевать. Поэтому египетские власти покупали в

Судане и Крыму военнопленных и, обучив их военному искусству, употребляли для военной службы. Поскольку эти рабы принадлежали государству, их называли мамелюками (государственными рабами). И вот эти мамелюки из числа половцев захватили власть в Египте. С монголами у мамелюков были личные счеты. Все они были в свое время захвачены монголами в плен и проданы на невольничьих базарах. Покупка воспринималась ими почти как освобождение, и это было совершенно правильно. В Египте они попадали к своим землякам - кыпчакам, черкесам, туркменам, только проданным раньше и успевшим устроиться. Те оказывали прибывающим поддержку и вместе с ними проклинали монголов, лишивших их родины и свободы. Но теперь монголы опять грозили им... и мамелюки знали чем. Опять стоять нагим и скованным на невольничьем базаре, ждать, когда тебя купят и пошлют копать оросительные канавы под палящим солнцем, - это, пожалуй, хуже смерти в бою. Поэтому мамелюки решили сражаться до последней капли крови, а воевать они умели не хуже самих монголов. Ведь они были такие же степняки, как и те, которые шли на них.

С вступлением в Палестину у монголов возникло несколько сложностей. Во-первых, у монголов в Палестине на правом фланге располагалось Иерусалимское королевство крестоносцев, уже потерявшее святой город, но удерживавшее всю прибрежную полосу с сильными крепостями: Тиром, Сидоном и Акрой. Фактическая власть здесь принадлежала рыцарям тамплиерам и иоаннитам, а контроль над морем - венецианцам и генуэзцам. В то время как вся Западная Европа радовалась победам восточных христиан монголов, то крестоносные рыцари-монахи вовсе не обрадовались прибытию в Палестину монголов и заявили, что "если придут монгольские черти, то они найдут на поле сражения слуг Христа готовыми к бою". Как пишет один историк, латинские рыцари-крестоносцы считали, что бороться с мусульманами вместе с такими союзниками-варварами на самом деле то же, что изгонять беса силою Вельзевула. А папский легат (представитель) даже отлучил от церкви Боэмунда VI Антиохийского за союз с монголами. У монголов с крестоносцами стали происходить стычки. Историки сообщают о некоторых инцидентах. Монголы отличались тем, что на захваченных территориях устанавливали железный порядок, а тут вдруг крестоносцы из палестинской Акры решили пограбить и напали на мусульманскую деревню. Монголы наказали провинившихся. Крестоносцы затаили обиду. Другой инцидент: крестоносец Жюльен, граф Сидона, без повода и предупреждения напал на монгольский патруль. В числе убитых оказался племянник Китбуги. Разъяренные монголы разгромили Сидон, а крестоносцы протрубили на весь мир о монгольской свирепости.

Во-вторых, осенью 1259 г., в разгар рассматриваемых нами событий, Хулагу-хан получил извещение о кончине своего брата, верховного хана монгольской империи Мункэ. В итоге Хулагу уезжает в столицу бороться за власть и оставляет Китбугу губернатором в Палестине. Для войны с мамелюками осталась треть монгольской армии – силы уравнялись. Всё зависело от того, чью сторону окончательно примут крестоносцы. Это поворотный момент в истории мира. Если Египет будет взят, то у мусульман не останется сил. Тогда на Востоке население было преимущественно христианским, и ислам не стал бы мировой религией. Но, увы, крестоносцы решили соблюдать дружелюбный нейтралитет по отношению к мамелюкам. Они пропустили их армию через свою территорию, и даже снабдили их продовольствием. Таким образом, мамелюкам удалось выйти в тыл к монголам.

3 сентября 1260 г. состоялась битва при Айн-Джалуде в Галилее. После жаркой сечи монголы, вместе с их армянскими и грузинскими союзниками, были разбиты и ушли за Ефрат, а Китбуга ранен и захвачен в плен. Его привели к мамелюкскому султану Кутузу, который начал насмехаться над его поражением. Гордый найман Китбуга заявил, что за него отомстят другие и что он, в отличие от мамелюков, всегда сохранял верность своему господину. Торжествующие победители тут же снесли ему голову. Интересно, что когда султан Кутуз поехал в Каир праздновать победу, к нему по пути подъехал его военачальник Бейбарс и попросил в дар захваченную монгольскую девушку. Кутуз дал добро Бейбарсу. Тот подошел, чтобы поцеловать руку султану , а это был условный знак – вдруг выскочили другие заговорщики и окружили султана. Бейбарс выхватил меч и ударил по шее султану. В Каир Бейбарс уже въехал как новый султан Египта.

Итак, битва при Айн-Джалуде одна из самых решающих битв во всей мировой истории. Победа мамелюков спасла ислам от самого большого врага за все его существование. Если бы

монголы оккупировали Египет, во всем мире не осталось бы ни одного исламского государства к востоку от Марокко. Конечно, мусульман в Азии было слишком много, чтобы полностью стереть их с лица земли, но они более не были бы правящей конфессией. Если бы христианин Китбуга победил, то христианские симпатии монголов получили бы мощную поддержку и азиатские христиане, впервые после исламского завоевания, вновь вернулись бы ко власти в своих странах. Весьма вероятно, что монгольская Золотая Орда никогда не приняла бы ислам и вся история отношений Руси с монголами пошла бы по-другому... Но монголы, видя, что ислам сильнее христианства, в итоге принимают ислам.

Но гадать о том, что могло бы случиться тогда, пустое дело. Мы можем лишь рассказывать о том, что было. Айн-Джалуд сделал мамелюкский султанат Египта главной силой на Ближнем Востоке в течение двух последующих веков, до расцвета Оттоманской империи. Положение христиан на Ближнем Востоке значительно ухудшилось: мусульмане мстили им за дружбу с монголами. Усиление ислама и ослабление христианства подтолкнуло оставшихся в Передней Азии монголов принять ислам. И наконец, победа мамелюков приблизила конец крестоносных государств в Палестине: мусульмане жаждали расправиться с последними врагами веры, остающимися на их земле.

(составил Д.Ю. Гончаров по материалам историков Л.Н.Гумилёва, А.Л.Дворкина, С.Путилова)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика