Публикации

« Назад

Египетские отцы-пустынники и женщины 02.09.2019 13:50

В литературе о древнем монашестве постоянно звучит обращение «авва». Авва (арам. abba, греч. άββα, лат. abba), в арамейском языке обращение к отцу, принятое в семье (близкое к слову «папочка»), а в ранней традиции восточного монашества — обозначение духовного наставника. Если роль духовного наставника выполняет женщина (в женских монашеских общинах), то тогда к ней обращаются «амма» (например, амма Синклитикия). В отличие от мужчин, женщины в египетской пустыни подвизались очень редко. По представлениям отцов, женщине в пустыне не место; по той простой причине, что ее присутствие в монашеской среде - источник постоянного искушения. Поэтому женщины-аскеты посреди пустыни не жили. Самая известная среди них, амма Сара пребывала вблизи реки Нил. Феодора, как и Синклитикия, вероятнее всего, жили в Александрийском пригороде. Стоит, однако, вспомнить о тех редких примерах монахинь, которые инкогнито жили в пустыне, переодевшись в мужскую одежду. Из Житий святых такие случаи хорошо известны. А однажды был такой интересный случай. Два великих старца, идя по Скитской пустыни, услышали «слабый голос, раздававшийся из-под земли», и обнаружили в пещере старую монахиню, лежащую больной, которая подвизалась здесь в течение тридцати восьми лет. Она сказала им: «Я служу Христу, не испытывая ни в чем недостатка и никого не видя. Господь послал вас, чтобы похоронить тело мое». Такой рассказ имеет главным образом назидательную цель. Он, собственно, напоминал отшельникам то, что им не следует кичиться своим уходом в пустыню, поскольку и женщины поступают так же. «Смотри, - говорил авва Виссарион своему ученику, - как даже женщины побеждают сатану!»

      Но конечно же и сатана не упускал удобного случая: обычно женщины, которых встречают в пустыне, - это или реальные существа, посланные сюда по его наущению, или - что бывает чаще - призраки, сотворенные им, чтобы прельстить монаха-отшельника. Авва Пахон в Скитской пустыне, когда ему было уже за 50, денно и нощно без перерыва 12 лет подвергался нападениям беса блуда. Наконец бес пришел к нему, приняв вид молодой эфиопки, которую он видел еще во времена своей молодости в поле. Она села ему на колени и возбудила его до такой степени, что он помыслил о том, чтобы согрешить с ней. Разгневанный этим помыслом, он дал ей пощечину, и она испарилась. Но в течение двух лет от руки Пахона исходил невыносимый смpaд.

     Одна распутная женщина сильно старалась перед своими юными друзьями, желая преуспеть в совращении известного монаха. Как-то вечером она явилась в его келью под предлогом того, что заблудилась. Монах позволил ей войти, и, чувствуя, что бес начал его искушать, зажег лампу и стал подносить к огню свои пальцы, один за другим, до тех пор, пока утром только один палец остался необожженным. Женщина умерла от потрясения. Ее молодые друзья вскоре пришли к отшельнику, чтобы узнать об успехах развратницы. «Не приходила ли сюда женщина этим вечером? - спросили они монаха. «Да, - ответил он, - она лежит вон там». Они вошли и обнаружили покойницу. Тогда старец, показав им свои пальцы, сказал: «Вот, смотрите, что сделала со мной эта дщерь дьявольская». «Но написано, - добавил он, - "Не воздавай злом за зло"». И он помолился и воскресил эту женщину, она ушла и с тех пор стала вести целомудренную жизнь.

       Иногда бесы действуют сообща. Четыре демона, превратившись в привлекательных девиц, жили 40 дней возле одного брата, пытаясь склонить его к греху. Но монах стойко сопротивлялся, и после такого сурового испытания Бог позволил ему не иметь более плотских искушений. Вообще-то прозорливый монах мог распознать беса под видом женщины, но так было не всегда. Именно поэтому отшельники руководствовались принципом, что от женщин нужно бежать, как от огня, или - как говорили некоторые - как от вина или как от епископов. Нужно уметь правильно понимать их слова: речь, скорее всего, идет о том, что избегать следует вина как женщин, ибо пьянство легко ведет к разврату, а избегать епископов как женщин следует потому, что они могут сбить инока с монашеского пути, пожаловав ему священный сан. В этой подозрительности по отношению к женщинам некоторые отцы пустыни перегибали палку. Как, например, один из них, который, найдя на дороге след женской ноги, уничтожил его, или другой, который во время путешествия со своей старой матерью перемотал себе руки, когда ему пришлось переносить ее через протоку. Другой монах, встретив на своем пути монахинь, сошел с дороги и удостоился такого замечания от одной из них: «Если бы ты был совершенный монах, ты бы не заметил, что мы женщины!»

      Мудрый Иоанн Кассиан рассказывает нам по этому поводу занятную историю про авву Павла, который «был воспитан в мире и тишине уединения, в такой чистоте сердца, что не мог выносить - я не говорю лица, но даже вида женской одежды. И вот однажды, когда он шел в келью старца, ему на пути случайно встретилась одна женщина. Он тотчас пустился наутек и «побежал так быстро, как не бегают, завидев льва или ужасного дракона Это превзошло всякую меру справедливой строгости и благоразумия». За это Павел был наказан: Бог поразил его тело параличом так сильно, что его должны были отнести в монастырь дев и передать в женские руки. Монахини ухаживали за ним в течение четырех лет, кормя его с ложечки и «заботясь о всем необходимом ему по природе».

        Авва Памво, когда заметил на улице Александрии «актрису» (иными словами, представительницу древнейшей профессии), заплакал, а затем объяснил своим спутникам: «Две вещи тронули меня: во-первых, погибель этой женщины, а во-вторых - то, что я не делаю угодное Богу с той же ревностью, какую имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям».

      Однажды, пытаясь утешить матрону, которую выпроводил авва Арсений, архиепископ Феофил говорит ей: «Разве не знаешь ты, что ты женщина и что с помощью женщин враг воюет со святыми?» Прп.Иоанн Мосх (VIIв.) однажды высказал такое пессимистическое суждение: «Соль происходит из воды, но, приближаясь к воде, она растворяется и исчезает. Также и монах происходит от женщины, но если приблизится к женщине, ослабевает и превращается в ничто».

       Вместе с тем, считать, что египетские монахи испытывали презрение к женщинам в корне неверно. Авва Арсений, конечно, мог довольно прохладно принять римскую матрону, специально пришедшую в Египет, чтобы увидеть его, или решительно оттолкнугь молодую эфиопку, которая на берегу Нила подошла, чтобы коснуться его милоти (накидки). Но он воспринял как урок ее слова: «Если ты монах, иди на гору!». Даже при встрече с проститутками отцы пустыни не проявляли к ним никакого презрения. Доказательством того, что отцы пустыни не питали отвращения к женщинам, может служить то, что они охотно совершали для них чудеса. Иоанн Ликопольский вернул зрение жене одного высокопоставленного чиновника. Авва Лонгин излечил от гангрены руку одной женщины, которую та просунула ему в окно кельи. Антоний за свою жизнь вылечил нескольких девочек и женщин, но по большей части находясь в отдалении от них. Чтобы излечить женщину, пораженную раком груди, авва Лонгин без колебаний коснулся ее больного opгана. Макарий также излечил бесноватую, 20 дней растирая ее освященным елеем. Но есть и еще более веское доказательство: та доброта, с которой отцы пустыни обращались с женщинами, которые плохо себя вели с монахами. Как-то раз монахи вместе с аввой Аммоном пришли к одному брату, у которого в келье была женщина, чтобы обличить его. Брат спрятал женщину в бочку. Когда Аммон вошел в келью вместе с обличителями, он разгадал эту уловку и уселся на бочку. Доносчики тщетно обшарили все помещение. После того как они, сконфуженные, удалились, Аммон просто взял монаха под руку и сказал ему: «Следи за собой, брат». Другой монах жил с одной женщиной. Узнав, что она родила, Пимен велел своему ученику принести им кувшин вина, чтобы они отпраздновали рождение ребенка. А как поступил тот старец, который принял у себя на ночь монаха и монахиню? Ложась спать вместе с ними, он заметил, что они соединились, чтобы совершить грех, но не сказал им ничего и отпустил их на следующее утро. Однако он помолился о них, и оба виновника пришли к старцу, каясь ему в содеянном.

         Приписывать отцам пустыни навязчивую женофобию неправильно. Об этом свидетельствует та простота, и даже наивность, с которой некоторые отцы приводят для доказательства своих мыслей сравнения, заимствованные у женщин. Арсений и Макарий сравнивают отшельника в своей келье с девушкой, живущей сокровенно в своей комнате до замужества. Другой старец использует образ матери, обмазывающей свои соски горьким растением, чтобы отнять ребенка от груди. Это горькое растение - мысль о смерти, с помощью которой монах должен изгонять нечистые образы! Авва Лонгин идет еще дальше и уподобляет душу, очистившуюся от страстей и получившую благодать Духа Святого, беременной женщине, у которой прекратились месячные. Авва Олимпий, мучимый бесом сладострастия, который подталкивает его к тому, чтобы уйти из пустыни и жениться, лепит из глины женщину, а затем девочку, говоря себе при этом: «Вот, у тебя жена и дочка, нужно много работать, чтобы их прокормить!» Благодаря своему рвению к работе он стяжал Божью благодать, и искушение исчезло. Обширные сведения источников об отцах пустыни, которыми мы располагаем, показывают, что у них нет и тени того манихейства, которое вынуждало бы их презирать тело, пол, женщин, но мы находим там здоровый реализм по отношению к плоти. Отшельники остаются нормальными людьми со свойственными людям инстинктами и желаниями.

        Что до сексуально озабоченных монахов, то таких можно было найти в пустыне, как и везде, но встречаются они в патериках и изречениях отцов чрезвычайно редко. Так некоему брату во время жатвы показалось, что он видит монаха, совокуплявшегося с женщиной на поле. Приблизившись к парочке, чтобы положить конец безобразию, он понял, что это всего-навсего два снопа, лежащих один на друге.

       Ну и напоследок приведём по обозначенной в заголовке теме еще парочку интересных историй. Один отшельник, будучи искушаем воспоминанием об одной знакомой ему красивой женщине, узнал о ее смерти. Отшельник тотчас же пришел к ней в склеп, пропитал свой левитон гноем, который источал труп, и вернулся назад в келью. Он вдыхал запах этого гноя и, сражаясь со своими помыслами, говорил: «Вот, что ты желал, ты имеешь, - насыться!» Такой прием, конечно же, не был обязательным правилом для всех, но действовал он очень эффективно. Могло случиться так, что отшельник, не способный противостоять сильному искушению, шел в город и удовлетворял свою страсть в разного рода злачных местах. Но такие упоминания встречаются редко. Например, есть рассказ о том, что монах каждую ночь на протяжении трех лет спал с одной женщиной. По дороге к ней он читал наизусть Псалтирь, особенно покаянные псалмы, и это, в конце концов. дало ему благодать раскаяния.

        (составил Д.Ю.Гончаров по книге Люсьена Ренье «Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века»).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика