Публикации

« Назад

Восхитительные истории про смирение 27.07.2018 16:16

Протоиерей Вячеслав Тулупов:

    Осознанию своей ничтожности и приобретению смирения нам часто мешает не только гордость своими природными талантами, но и наше общественное положение, и определенные социально-моральные стереотипы. В старину в монастырях с тщеславием вели непримиримую борьбу. Например, старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни, дворян, приходивших к нему учиться духовной жизни, направлял на монастырские послушания, которые были приличны в то время только людям простого звания. Он посылал дворян на полевые работы и поручал им выполнять обязанности прислуги, при этом заставляя их носить одежду простолюдинов. Епископ Игнатий, в миру Дмитрий Брянчанинов, происходил из древнего и знатного дворянского рода. В юности он находился под особым покровительством великого князя Николая Павловича, восшедшего впоследствии на императорский престол. Несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру, Дмитрий избрал монашескую стезю. В Оптиной пустыни он стал учеником старца Льва, который брал его в свои поездки вместо кучера. По приезде куда-нибудь старец оставлял Димитрия в конюшне и как бы забывал о нем. Только через некоторое время он говорил:

— А у меня там дворянчик с лошадьми остался, нужно ему чайку предложить.

***

    Состояние нашего тела отражается на душе и наоборот. Святые отцы давно заметили, что простая физическая работа, тем более малоценная в глазах гордецов, укрощает страстные порывы нашей плоти. Смирившееся же тело оказывает соответствующее действие на душу, которая в земной жизни соединена с ним теснейшим образом. Схиигумен Антоний Оптинский вырос в семье московского купца. Как впоследствии вспоминал сам отец Антоний, в молодости он имел несносный характер. Присоединившись к монахам, жившим в Рославльских лесах, отец Антоний выбрал себе в старцы своего старшего брата инока Моисея, достигшего к тому времени уже духовной опытности. Отец Моисей, чтобы привести брата к осознанию своей ничтожности, в течение шести лет поручал ему чистить отхожие места и часто посылал его по проезжим дорогам собирать для огорода конский и скотский помет. Вначале отец Антоний роптал и думал про себя: "Сверстники мои считают капиталы, а я вот чем должен заниматься!" Но постепенно он уничтожил в своей душе гордость и с помощью отца Моисея приобрел истинное смирение. Став опытным старцем, схиигумен Антоний говорил:

— Смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто-нибудь трепал нас и мял, выколачивал кострику (кострика - это отходы льна или конопли после трепания и чесания), без чего и в Царствие Божие попасть трудно, потому что оно многими скорбями приобретается.

***

        Госпожа Загряжская приняла монашество, но со своими барскими привычками расставалась с трудом. Как-то в присутствии своего духовника иеросхимонаха Макария Оптинского она позвала послушницу и, указывая на сало, накапавшее со свечи на стол, брезгливо велела ей:

— Устюша! Сотри эту гадость.

— Где? Какая гадость? Никакой гадости нет, — сказал старец и, собрав на свой палец сало, помазал им лицо монахине-госпоже.

***

      Старец Моисей, оставив уединение в Рославльских лесах, поселился в Оптиной пустыни, где вскоре стал настоятелем. Много лет спустя в откровенной беседе его спросили, как он себя чувствовал, оказавшись вместо лесной тишины в гуще хозяйственных забот и среди людей разного звания. Улыбаясь, старец ответил, что больше всего тогда старался на всех смотреть благим и чистым оком, а к светским особам, посещавшим его, относился как к святым, праведным и преподобным, мысленно уничижая себя перед ними. Подражая прп. Моисею, и мы должны смотреть на каждого человека как на прекрасное творение Божие, украшенное Его образом и предназначенное к богоуподоблению. Нам необходимо, по примеру преподобного Моисея, считать всех людей любимыми детьми Божиими и при общении с ними внутренне уничижать самих себя, вспоминая собственные грехи, слабости и страсти. При этом надо стараться признавать каждого человека выше себя и по талантам, и по добродетелям. Если мы будем так поступать со всем усердием, то не заметим у наших ближних никаких недостатков, которые иногда и на самом деле помрачают в них образ Божий.

      Иеросхимонах Нектарий, последний соборно избранный оптинский старец, будучи духоносным наставником многочисленной паствы, всегда со смирением говорил о себе:

— Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл... Я наистарейший в обители летами, больше пятидесяти лет прожил здесь, а наименьший по добродетели. Я — муравей, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень высоко, до облаков подымается.

***

      Человек, чуждый христианского смирения, может подумать, что постоянное самоуничижение приводит душу в уныние или даже в отчаяние, но это, конечно, не так. Господь дает Своим рабам вкушать плоды их духовных трудов уже в земной жизни. Свт.Игнатий (Брянчанинов) вспоминал, что в молодости, будучи послушником, однажды разносил пищу в монастырской трапезной, и, поставив блюдо на стол, за которым сидели другие послушники, мысленно сказал: "Примите от меня, рабы Божии, это убогое служение". Внезапно его сердце наполнила такая радость, что он даже пошатнулся. Благодатное состояние души молодой подвижник ощущал затем около месяца. В другой раз будущий епископ зашел в просфорню и с внутренним самоуничижением очень низко поклонился трудившимся братиям. Неожиданно благодать с такой силой осенила его душу, что он телесно изнемог и ему пришлось немедленно уйти в келлию и лечь на постель.

***

      Христианин, стремящийся достичь совершенства в смиренномудрии, должен смотреть на всех людей как на праведников, а себя считать недостойным носить даже наименование человека. Когда прп. Арсений Великий, оставив высокое положение при императорском дворе, прибыл в египетский Скит и объявил пресвитерам о своем намерении принять монашество, его привели к прп. Иоанну Колову. Старец, исполненный Духа Святого, решил подвергнуть Арсения испытанию. Когда монахи сели за трапезу, он не пригласил его к столу, но оставил стоять. Арсений, устремив взор в землю, стоял и думал, что стоит в присутствии Бога перед Его ангелами. Когда начали есть, преподобный Иоанн взял сухарь и кинул его бывшему императорскому сановнику. Арсений, увидев перед собой сухарь, подумал: "Старец, подобный ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу. Съем же и я хлеб так, как едят его псы". После этого размышления Арсений встал на четвереньки, подполз к сухарю, взял его зубами, отнес в угол и там съел. Прп. Иоанн, наблюдая за поведением Арсения, сказал пресвитерам:

— Из него получится искусный инок!

***

      Глубина смиренномудрия открывается тому христианину, который считает себя ниже не только всех людей, но хуже бессловесных животных и даже демонов. Иеросхимонах Сергий, автор книги "Письма Святогорца", однажды беседовал о смирении с афонским затворником отцом Тимофеем.

— Чтобы достичь совершенства и всей высоты евангельского смирения, — сказал затворник, — человек должен приучить себя думать и верить, что он хуже не только скота, но и демона.

— Помилуй, это уж слишком, — возразил иеросхимонах Сергий, — это даже несовместимо с понятием о высоком достоинстве нашей души. Что я хуже скота, это очень естественно, но хуже демона?! Сказать так о человеке, искупленном кровью Богочеловека, не только нехорошо, но даже грешно.

— По вашей ученой гордости, может быть и так, — с улыбкой промолвил отец Тимофей, — но со стороны нашего иноческого невежества это — непререкаемая истина, подтверждаемая Евангелием. Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8.34) и вместе с тем и диавола, который называется начальником зла. А кто из нас чужд греха, кто не раб беззаконий? А раб может ли быть выше своего владыки? Мы хуже демона и потому, что за него не пролита бесценная кровь Богочеловека и не принесена за него жертва искупления. А мы искуплены кровью Владыки, и с Его стороны употреблены все средства для нашего спасения. Так лучше ли мы демона, если всем этим пренебрегаем? Разумеется, гораздо хуже его.

***

     Интересны воспоминания диакона Филофея из Пароса о смиренном образе жизни свт.Нектария Эгинского. "В августе 1910 года, — писал отец диакон, — я приплыл на остров Эгину, чтобы получить благословение свт.Нектария. К полудню я добрался до монастыря. Солнце нещадно палило. За пределами монастырской стены я увидел белобородого старика, голова которого была покрыта соломенной шляпой, а полы рясы подобраны и заткнуты за пояс. Он грузил лопатой землю и камни в тачку и отвозил ее метров за шестьдесят. Не узнав в нем владыку Нектария и приняв его не то за рабочего, надевшего подрясник, чтобы не запылить свои одежды, не то за послушника, я подошел к нему, поздоровался и спросил:

— Здесь ли владыка Нектарий?

— Да, — был ответ, — он здесь. Что вы от него хотите?

— Пойди скажи ему, что его хочет видеть диакон.

— Сию секунду. Да будет это угодно Богу, — сказал он.

Бросив свои рабочие инструменты, он показал мне гостиницу — маленькую, недавно построенную комнатку, расположенную вне монастыря и предназначенную для приезжих.

— Пойди в ту комнату, — сказал он мне, — и жди. Я схожу за ним.

Через несколько минут он вернулся в клобуке и в рясе с широкими рукавами. Тогда я понял, что человек, принятый мною за рабочего, был святитель. Мне никогда бы не пришло в голову, что митрополит мог выполнять такую работу в час, когда все предавались дневному сну. Достоинство, с которым он носил свои святительские одежды, несомненно, велико, но чувства его при этом были смиренны." (продолжение следует)

(из книги "Одеяние Божества" или О том, как приобрести смирение)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика