Публикации

« Назад

Волхвы с востока 22.01.2019 15:07

Волхвы - славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском греческом подлиннике стоит греческое слово μάγοι, т.е. по-нашему «маги». Магами называли либо персидских (зороастрийских) жрецов, либо вавилонских жрецов-астрологов как особую профессиональную группа (маги). И пришли эти маги поклониться Христу с территории Парфянского царства, на территории которого в то время располагались город Вавилон и историческая область Персия. Кем бы ни были эти волхвы, но откуда они узнали о родившемся Христе? Магия была одной из важнейших отраслей знания на Ближнем Востоке и играла огромную роль  в жизни народа. По своей сущности магия это знание, которое позволяет сноситься с миром духов, чтобы привлечь их к содействию на пользу или во вред людям, равно как это и возможность предузнать будущее. В последнем отношении особенно большое значение придавалось наблюдению над небесными светилами, которые своей яркостью давно привлекали суеверное внимание жителей Месопотамии (где расположен Вавилон). У вавилонских магов выработалось и укоренилось воззрение, что все явления в жизни на земле и населяющих ее людей находятся в теснейшей зависимости от движения небесных светил. Поэтому вавилонские ученые-маги наблюдали за звездами, чтобы определять и предузнавать события в жизни людей. От вавилонян магизм перешел к персам-зороастрийцам и слился с местным жречеством.

      По свидетельству евангелиста Матфея (Мф.2), волхвы отправились в Иерусалим, увидев во время своих научных наблюдений необычную звезду на небе, дотоле никогда невиданную ими. Всякое появление новой звезды, по их учению, свидетельствовало о появлении на земле какого-либо великого человека, имевшего произвести великое влияние на судьбу мира. Столь сильному интересу со стороны волхвов к этой звезде также способствовало широко распространившееся верование о том, что скоро должен появиться некий необычный таинственный Царь, который появится в Иудее. Это верование появилось в языческом мире под влиянием широко распространившегося повсюду иудейства, сделавшегося во время вавилонского пленения в VI веке до РХ закваской для языческого мира. Из Вавилона иудеи распространились по всем странам Востока и Римской империи, проповедуя свою веру, и скорое пришествии Царя-Мессии. Молва о Мессии для вавилонян (их еще называют халдеями) была не нова, ведь Месопотамия была родиной Авраама, где он услышал призвание от Бога и обетование о Мессии; здесь также прожил долгое время Иаков, который освежил среди местных жителей это священное предание. Поэтому вероятно, что еще с тех древних времен среди местных мудрецов и волхвов бытовало предание о Мессии-Избавителе. Это доказывает знаменитый месопотамский волхв Валаам, который в своих известных благословениях израильскому народу обнаружил глубокое знакомство с истинной религией, произнеся под влиянием высшего вдохновения знаменитое пророчество: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис.24:17). Это пророчество и иудеи, и христиане всегда считали мессианским, т.е. говорящем о пришествии в мир Христа. Далее пророк Иона посещал со своей проповедью Ниневию – столицу месопотамской державы Ассирии. Сам город Вавилон знакомил с идеей Мессии пророк Даниил, который будучи посвященным во всю мудрость халдейскую, занимал почетное место среди вавилонских мудрецов. Даниил даже указал точную дату пришествия и смерти Христа (Дан.9.25,26). После окончания вавилонского плена в 539г. до РХ многие иудеи остались на ПМЖ в Месопотамии и продолжали свое религиозное влияние на тамошнее общество.

        Если считать, что волхвы были персами-зороастрийцами, то они, заметив новую звезду в ночном небе, возможно, ожидали в родившемся Царе увидеть одного из трех спасителей, согласно их религии. Согласно зороастризму в мире идет страшная борьба зла и добра, в которой в итоге должен восторжествовать добрый бог Ормузда. Пока эта борьба еще идет Ормузда посылает на землю пророков, которые поддерживают верующих, но в конце времен придет особый пророк, который разрушит дела злого бога Аримана и оснует блаженное царство праведников на 1 000 лет. В поисках этого пророка-спасителя, возможно, и пришли персидские волхвы в Иерусалим. Но это только предположение.

         Волхвов привела к Богомладенцу т.н. Вифлеемская звезда – чудесное астрономическое явление. Эта звезда стала путеводной для волхвов, исполняя свое предназначение данное Богом при творении небесных светил: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной… для знамений…» (Быт.1.14). Знамение Вифлеемской звезды послужило для прославления вочеловечившегося Сына Божия. Также псалмопевец говорит: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2). Этой звездой мог быть ангел, принявший такой вид, чтобы привлечь волхвов-астрологов и освободить их, наконец, от занятия звездами и прекратить власть астрологии над их умами.  Как пишет Тертуллиан, явление Вифлеемской звезды означало не оправдание, а прекращение занятия астрологией, терпимой лишь до Рождения Христа, после которого никто уже не должен дерзать исчислять дни человека по течению звезд (Об идолопоклонстве, гл.9). Об ангельской сущности этой звезды говорится в апокрифе «Арабское евангелие детства Спасителя»: «поклонились они [волхвы] Ему и дары свои поднесли. Взяла тогда Владычица Мария одну из пелен Его и на память им подарила. Приняли с благоговением они ее, и в тот же час явился им ангел в облике звездном - той самой звезды, что была им прежде вождем на дорогах. И отправились они за светом ее путеводным, и следовали за ним, пока страны своей не достигли».

         Обычно считается, что волхвов было трое, но Матфей в Евангелии не указывает число волхвов. Христиане стали считать, что волхвов было трое по числу даров – золото, ладан и смирна,  а также в силу богословских и литургических причин, т.к. число три напоминает о Боге-Троице. Как же звали волхвов? Ориген называет их Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской традиции волхвы носят имена Гормизд, Яздегерд, Пероз, и др. Но возобладала версия, появившаяся на средневековом Западе - Каспар, Валтасар и Мельхиор. Средневековый итальянский писатель Иаков Ворагинский (XIVв.) в книге «Золотая легенда» пишет так: «Когда родился Господь, в Иерусалим прибыли три волхва. На еврейском языке имена их звучали как Апеллий, Америй, Дамаск, по-гречески - Галгалат, Малгалат, Сарацин, по-латыни - Каспар, Валтасар, Мельхиор». Также интересно, что в средневековой Западной Европе сложилось представление, что эти звездочеты не просты волхвы, а цари! Такое представление сложилось на основании толкования Тертуллианом 10 стиха 71 псалма: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Толкуя этот стих, Тертуллиан в сочинении «Против иудеев» пишет: «Восток всегда почти был управляем магами: в зависимости от Сирии состоял и Дамаск, пока по разделению Сирии на две части не поступил он под власть Сирофиникии. Стало быть, Христос, получив от него в дар золото и фимиам, воспринял над ним власть духовно». В силу того, что христианство не слишком жалует магию, слово «цари» по отношению к волхвам было хорошо воспринято.

          Если до XVв. три волхва на западноевропейских изображениях имели восточные черты лица и одетыми в типичные персидские одежды, то в XVв. с целью подчеркнуть универсальность христианской религии, персонажи волхвов получили индивидуальность. Каждый из них стал ассоциироваться с определенным возрастом и тремя известными частями света: Европой, Азией и Африкой, а один из царей обрел темный цвет кожи. Свт.Димитрий Ростовский в «Житиях святых» пишет: «Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он принёс золото Царю и Владыке. Второй - Гаспар, молодой и без бороды с лицом румяным; он принёс ливан вочеловечившемуся Богу. Третий - Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою, он принёс смирну смертному Сыну Человеческом». В римо-католической церкви эти три волхва почитаются за святых  и их память приурочена ко дню Крещения Господня (6 января по новому ст.). В Испании, например, как и во многих других испаноязычных странах, не только на Рождество от святого Николая, но и в праздник Крещения (Богоявления) детки получают подарки о трех волхвов-королей. По улицам проходят пышные шествия с участием ряженых «трех королей».

        После того как волхвы поклонились Богомладенцу про них в  Евангелии сказано: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2.12). Слова «иным путем отошли», заставляет нас предположить, что волхвы возвращаются в свою страну уже, можно сказать, христианами, т.е они вернулись к изначальному отношению с Богом через раскаяние и веру. Согласно легендарным сказаниям, по возвращении в свою страну волхвы оставили астрологию, и предались созерцательной жизни и молитве. Затем, когда апостолы рассеялись по всему миру для проповеди, апостол Фома встретил их в Парфянском царстве, крестил их, и они сами сделались проповедниками новой веры. Они приняли мученическую смерть. По сказанию их мощи обрела св.царица Елена, а после различных пертурбаций их мощи переносны в Германию в Кельнский собор, где они и хранятся до сих пор.

        Три волхва много прошли по пути в Иерусалим и Вифлеем, поэтому в Западной Европе они считаются покровителями путешественников, потому их имена часто входили в названия гостиниц. Например, в Швейцарии в городе Базель находится старейший отель  «Hotel Les Trois Rois» — отель «Три Короля». А в Италии с Рождеством и тремя волхвами связан еще один очень интересный сказочный персонаж – волшебница  Бефана. Прошло Рождество, отгремели новогодние салюты, но в Италии торжества середины зимы на этом не заканчиваются: в первую январскую неделю все итальянцы с нетерпением ожидают день Бефаны, доброй ведьмы с жутковатой внешностью. 6 января римо-католический мир отмечает Крещение Господне или Богоявление. Богоявление по-гречески – Епифания, отсюда и пошло искаженное имя «Бефана». С этой Бефаной связана такая восхитительная легенда. Много-много лет назад волхвы, узнавшие о рождении Христа, собрали богатые дары – ладан, золото, смирну – и отправились на поиски новорожденного Спасителя. Однажды поздним вечером они постучали к Бефане – старой ведьме, чей домик был самым чистеньким, нарядным и ухоженным в деревне – и попросили ночлега. Бефана не отказала и помогла странникам с комфортом устроиться на ночь. Волхвам так понравилось оказанное гостеприимство, что наутро, собравшись в дорогу, они позвали Бефану с собой, поприветствовать младенца Иисуса. Однако старая ведьма отказалась – ведь у нее еще было столько дел! «Нет, почтенные старцы, не пойду я с вами, я так занята! Ведь мне надо закончить уборку в доме». Прошло несколько часов, и Бефана спохватилась: разве можно отказывать в столь важном деле? Она собрала собственные дары – все, что было вкусного в доме – и бросилась догонять волхвов. Но, увы! Слишком поздно старая ведьма вспомнила о своих вчерашних гостях, слишком далеко они успели уйти. Не догнала Бефана волхвов – и с тех самых пор бродит по земле Италии в поисках Того Самого Младенца. Каждый год в ночь с 5 на 6 января на Богоявление она заглядывает в дома итальянцев и оставляет подарки детям – конфеты, орехи, фрукты, шоколад.

           (составил Д.Ю. Гончаров).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика