Публикации

« Назад

Ветхозаветнные прототипы Божией Матери в текстах богослужения 27.01.2020 20:32

В период празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы исполняется задостойник «Яко одушевленному Божию кивоту». Русский перевод этого задостойника: «Как одушевленного Божия ковчега отнюдь да не коснется Богородицы кто-либо из профанов, а (лишь) уста верных, неумолкаемо воспевая голос ангела, в радости да восклицают Ей: истинно выше всех Ты, Дева чистая». Дева Мария здесь уподобляеится Ковчегу завета (кивоту) из ветхозаветной скинии, которого никто из профанов, т.е. непосвященных, не смеет коснуться, т.к. его могли нести только левиты (сыновья Каафовы) на шестах. Подобных прототипов Богородицы в Ветхом Завете очень много и в этой статье мы расскажем о них, но использовать мы будем тексты богослужения.

Райский сад

«Яко Ма́ти всех даро́в Пода́теля яви́лася еси́, са́д многоцветен и ра́й сладкоды́шущь, плода́ми Ду́ха ущедря́ющь и благода́тьми облагоуха́ющь пою́щия Тя́» (богородичен 6 песни канона св.Иоанну Русскому).

В райском саду Бог насадил древо жизни, дающее бессмертие (Быт.2:7). Этим древом жизни стал для нас Христос, питающий нас пищей бессмертия – Евхаристией. Христос был насажден во святом чреве Девы Марии, поэтому она стала мысленным райским садом. Также, например, святая Дева именуется раем в богородичне седальна 8 гласа в воскресенье на утрени: «О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, Освяще́нный Хра́ме и Раю́ Слове́сный..». Этот текст также используется как задостойник на Литургии Василия Великого.

Дерево жизни

«Дре́во Тя, Де́во, жи́зни ве́мы: / не бо сне́ди плод смертоно́сный челове́ком из Тебе́ прозябе́, / но живота́ присносу́щнаго наслажде́ние, / во Спасе́ние нас пою́щих Тя» (богородичен 4 песни воскресного канона 1 гласа).

Райское древо жизни также прототип Богородицы, т.к. она произвела на свет не смертного человека, а бессмертного Господа Иисуса Христа, питаясь от которого мы получаем жизнь вечную.

Ноев ковчег

«Киво́т позлаще́н Тя́ Ду́хомъ имену́ем, спа́сшую мíръ отъ пото́па разу́мнаго, Дево, спаси́ на́с, на Тя́ бо надеемся и къ Тебе прибега́емъ, отча́янныя в пучи́не отъ грех и напа́стей изба́ви, вопию́щія: благослове́н еси́, Го́споди, на престо́ле Сла́вы Ца́рствия Твоего» (богоро́дичен 7 песни канона равноап.Ольги).

В этом тропаре сперва Дева Мария нарицается покрытым золотом Ковчегом Завета, но далее, по смыслу текста, уподобляется Ноеву ковчегу, в котором спаслись восемь душ от всемирного потопа. Так и Божия Матерь послужила спасению человечества от потопа греховного, т.к. предоставила своё лоно для возрастания во плоти Сына Божьего – нового Ноя, который построит на земле новый ковчег – Церковь, в которой можно укрыться от беспощадного огненного потопа.

Лестница Иакова

«Иа́ковлю Тя добро́ту, и Боже́ственную ле́ствицу, / от до́лу ю́же ви́де пе́рвее, просте́ртую к высоте́, / ве́мы Чи́стая, низводя́щую свы́ше Бо́га воплоще́нна, / и земны́я па́ки возводя́щую» (богородичен 7 песни канона службы в Неделю о мытаре и фарисее).

Это из Быт.28:12 когда патриарх Иаков «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней». Эти слова также являются частью паремии, зачитываемой на богородичные праздники. Дева Мария уподолбяется лестнице, т.к. Господь ее использовал, чтобы спуститься на землю к людям, и теперь люди, благодаря Боговполощению, могут по лестнице добродетелей, проводя ангельскую жизнь, взбираться на Небо.

Терновый куст в пламени огня

«Бо́га заче́нши во чре́ве, Де́во, Ду́хом Пресвяты́м, / пребыла́ еси́ неопали́ма, / поне́же Тя купина́ законополо́жнику Моисе́ю, / пали́мую нежего́мо, я́ве предвозвести́, / огнь нестерпи́мый прие́мшую» (богородичен 3 песни воскресного канона 1 гласа).

«Прояви́ та́йну Твоего́ рождества́ Богови́дец, горя́щу купину́ ви́де, и неопаля́ему, Богоро́дице Чи́стая Приснодево» (богоро́дичен 6 песни канона вмц.Ирине).

«Купина́ Тя неопа́льная проо́бразоваше, о Цари́це Де́во, / и́бо не опали́ Твое́ чре́во огнь Божества́. / Те́мже мо́лим Тя: / огня́ ве́чнующаго изба́ви ны» (тропарь 4 песни канона в честь образа «Всецарица»).

«Тайно научим твоему боговидне Моисей образу, предзряше купину неопалимую огнем, Дево Всенепорочная: в Тя бо Создатель вселься, не опали Тя вышшую всех творений, Богоневестная» (тропарь 5 песни канона Богородице в пятницу утром 6 гласа).

«Сокровенно тайне являше Тя купину Моисей, неопалимую Богородице Владычице: вещественная Твоя ложесна не опалишася Божеством» (тропарь песни 5 канона Богородице на повечерии 1 гласа).

Купина – это терновый куст. В Исх.3:2-3 сказано про Моисея: «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». Этот несгораемый куст стал прототипом Божией Матери, т.к. она приняла в себя Бога, который есть «огнь поядающий» (Евр.12:29), и при этом ее ложесна, т.е. матка, не обожглась, т.к. Мария была самой святой девушкой на свете.

Каменные таблицы (скрижали) с 10 заповедями Моисея

«Скрижа́ль богопи́санна утро́ба Твоя́, Богоро́дице, въ не́йже Сло́во Отчее написа́ся, Его́же чу́вственно на́мъ поро́ждши, къ Нему́ моли́ся, изба́вити ны́ отъ вся́кія ну́жды и ско́рби» (тропарь 1 песни канона Всемилостивому Спасу)

Каменные таблицы с 10 заповедями Мосиея называют скрижалями. Это слово является заимствованным из старославянского языка, где оно того же корня, что сербохорватское крижити «резать, рассекать». Скрижаль первично — «рассеченная плита». Божия Матерь прообразовательно именуется скрижалью, т.к. в ее пречистой утробе Духом Святым написалось Божье Слово – Сын Божий (или Бог-Слово), подобно тому, как 10 божьих заповедей были написаны перстом Бога на скрижалях Моисея.

Овечья шерсть, покрытая росой (руно орошенное)

«Пое́м вели́кое и стра́шное Твое́ та́инство, / преми́рных бо утаи́вся чинонача́лий, / на Тя И́же сый сни́де я́ко дождь на руно́, Всепе́тая, / на Спасе́ние нас пою́щих Тя» (тропарь песни 4 канона Богородице 1 гласа на воскресной утрене).

«Руно́ иногда́ предъявля́ше чи́стую утро́бу Твою́, прие́мшую небе́сный До́ждь, всехъ ороша́ющь одержи́мых жа́ждею грехо́вною, Всепетая. Благослове́на еси́, Бо́га пло́тию ро́ждшая» (богоро́дичен 7 песни канона прп.Сампсону Странноприимцу).

Здесь отсылка к эпизоду из книги Судей, когда Гедеон просил у Бога знак: «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты.

Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды» (Суд.6:36-38). Небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Есть даже такая икона Богородицы «Руно орошенное». Овечья шерсть называется руном. Праславянский корень rumno произошел от древнеиндоевропейского корня со значением «волос на теле».

Русское «руно» созвучно с галльско-латинским reno (одежда из овчины).

Скиния

Значительное количество прообразов Божией Матери связано с ветхозаветной скинией и священными предметами, находившимися внутри нее: «устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» (Евр.9:2-4).

«Ски́ния Свята́я, и простра́ннейши небе́с, / я́ко И́же во всей тва́ри Невмести́маго Сло́ва Бо́жия прие́мши, / Еди́на яви́лася еси́, Присноде́во» (богородичен 5 песни воскресного канона 3 гласа).

Скиния – это переносной шатер, который был устроен Моисеем по повелению Бога использовался как священное здание для служения Богу. Скиния служила местом таинственного пребывания Бога как царя Израилева. Дева Мария подобно скинии была освящена Духом Святым для места пребывания Бога до Его Рождества по плоти. Также о святой Деве говорится, что ее блаженное чрево пространнее Небес, т.к. она вместила в себя Бога – Творца Небес и всей Вселенной.

«Дево Богоро́дице, нескве́рная ски́ние, оскверне́ннаго прегреше́ньми очи́сти мя́ ны́не щедро́т Твои́х чистейшими кропле́ньми и да́ждь ми́ ру́ку по́мощи, да зову́: сла́ва Тебе, Чи́стая Богопросла́вленная» (богородичен 4 песни канона Зачатию праведной Анны Пресвятой Богородицы).

Ковчег Завета

«Дави́д, я́коже ковче́г, въ Вифлее́м проро́ческими очесы́, Ма́ти Бо́жия, ви́дит Тя́, Младе́нца Пребоже́ственнаго нося́щу» (богоро́диченъ 3 песни канона прписп.Феодору Начертанному).

«Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом» (2Цар.6:16). Скакал Давид от радости перед ковчегом, т.к. Дух Святой через эту святую пляску изображал радость Иоанн Крестителя в утробе своей матери Елисаветы, когда она встретилась с одушевленным Ковчегом – Марией Богородицей: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лук.1:41). Мария есть живой Ковчег, потому что в Ковчеге Завета хранились скрижали с заповедями и манна небесная, которые есть символы Бога Слова, которого Мария носила в себе, будучи беременной от Духа Святого.

«Ковчег Божественным Духом позлащенный, Пречистая, показася: не скрижали носящ закона, но Христа Господа, Егоже закон и пророцы древле предвозвестиша» (богородичен 1 песни покаянного канона Октоиха 4 гласа во вторник).

Золотой сосуд с манной

В богослужебных текстах этот золотой сосуд именуется по церковно-славянски стамной или ручкой: «Стамну Тя златую, жизни манну носившую Богомужного Христа яве, ведый молю: накорми душу мою тающую гладом, и потоком напой Духа» (тропарь 4 песни канон Пресвятой Богородице в неделю на повечерии глас 3).

«Манноприемная ручка Тя, Богородице иногда прообрази: Христа бо носила еси, манну разума одождившого всем чтущим Тя» (богородичен 6 песни канона св Иоанну Предтече во вторник на утрене 8 гласа)

Золотой сосуд – прототип Богородицы, т.к. носила в себе Небесную Манну или, иначе, Хлеб Небесный – Господа Иисуса Христа: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:48-51).

Золотой светильник

«Златоза́рный Тя́ свещникъ предизобрази́, прие́мшую неизрече́нно Свет непристу́пный, позна́ниемъ Того́ озаря́ющь вся́ческая, Его́же превозно́сим во вся́ веки» (богородичен 8 песни канона на Первое и второе Обретение главы св.Иоанн Предтечи).

Бог повел Моисею сделать в священной скинии светильник: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него… И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх.25:31,37). Этот светильник прообраз Божией Матери, т.к. из Неё исходит свет невечерний – Христос, осиявший светом истины сидящих во тьме.

Такой же светильник видел святой пророк Захария: «и рече ко мне: что ты видиши? И рех: видех, и се, свещник злат весь, и светилце верху его, и седмь светилник верху его, и седмь чашиц светилником верхним его» (Захария 4:2). «Мысленный Тя свещник Дево, и Седмосиянный зрит пророк, показуя яве духа действия, блещащеся в Тебе» (тропарь 6 песни канона на повечерии 1 гласа в понедельник).

Жезл Ааронов

«Жезл Ааронов процветший именова Тя древле Моисей, Цвет бо живоносный - Христа – прозябла еси, Ему же простерши длани, молися, Богомати, страстьми умерщвленныя души наша оживити плодоносною благодатию Своею» (тропарь на 3 песни канон в честь иконы «Споручица грешных»).

Когда евреи шли по пустыни произошел протестантский мятеж под руководством левитов Корея, Дафана, Авирона и Авнана, который хотел оспорить право первосвященство Аарона. Мятежники заявили Моисею и Аарону: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?»(Числ.16:3). Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. После сего наказания возмутителей первосвященство Аароно подтверждено следующим знаменательным чудом: от всех 12-ти колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:8). Жезл Ааронов стал прообразом Девы Марии, т.к. жезл процвел и принес минадаль без полива, так и Дева зачала Христа без семени.

Золотая кадильница

«Мари́е Чи́стая, Злата́я Кади́льнице, / неслия́нно я́ко Еди́н от Тро́ицы в Тя соше́д, / вопло́щься Бог Сло́во, мир облагоуха́л есть» (богородичен 4 песни крестовоскресного канона 3 гласа).

«Марие, златая кадильнице, страстей моих воню отжени, и утверди мя колеблемаго прилогами льстиваго борца» (богородичен 3 песни канона умиления в понедельник утра 2 гласа).

Золотая кадильнице хранилась в Святое Святых – самой священной части скинии. Кадильница использовалась первосвященником в Судный День, когда священник раз в год заходил во Святое Святых, о чем впервые упоминается в Книге Левит: «и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред 4А44ощ Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу» (Лев.16:12).

Золотая кадильница – прообраз Божией Матери, т.к. кадильница несет в себе горящий уголь, который символизирует огонь Божества, Который приняла в Себя Дева Мария, давшая согласие стать Матерью Бога.

«Яко черто́г одушевле́н Бо́жий и кади́льницу мы́сленнаго и светоно́снаго у́гля, при́сно благода́тную ублажа́ем Богоро́дицу, зову́ще: ра́дуйся, Хода́таице спаси́тельнаго воскресе́ния» (богородичен 1 песни канона св.прав. Евдокиму Каппадокиянину).

Стол или, по церковно-славянски, трапеза.

«Бысть чре́во Твое́ свята́я трапе́за, иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́, от Него́же всяк яды́й не умира́ет, я́коже рече́ вся́ческих, Богоро́дице, Пита́тель» (тропарь Пресвяте́й Влады́чице на́шей Богоро́дице ра́ди ико́ны Ея́, имену́емыя «Нике́йская», глас 4).

Бог заповедал Моисею: «И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя, и обложи его золотом чистым, и сделай вокруг него золотой венец;…и полагай на стол хлебы предложения пред 4А44ощ Моим постоянно» (Исход 25:23-24, 30).

Хлебы – прототип Христа, стол (трапеза) – Божией Матери.

Клещи для угля

«Серафим древле, клещами угль носяй горящий, во уста коснуся Исаии, попаляя грехи его. Ты же, клеща светозарная сущи, Богородице, Угль Божественный носившая, Христа Иисуса, прикоснися Его милосердию, да опалив грехи наша и беззакония лютая» (тропарь 7 песни канона ради иконы Богородицы «Споручица грешных»).

«Исаии угль древле послан бысть, клещами носим от Серафима, касающся тому и грехи оставляющь. Клеща же Ты еси, Дево, божественный Угль носившая во оставление грехов человечеству» (богородичен 8 песни канон вмч.Иоанну Сочавскому).

Богородица, которую мы воспеваем как «Вышшую небес и чистшую светлостей солнечных», как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», т.е, которая ближе Богу и славнее, чем Херувимы и Серафимы, называется также клещами. Открываем книгу пророка Исаии: «увидел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и полон был дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него: шесть крыл у одного и шесть крыл у другого; и двумя закрывали они лица свои, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они один к другому и

говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полна вся земля славы Его!» И поднялась перекладина дверей от гласа их восклицаний, и дом наполнился дымом. И сказал я: «О я, несчастный, ибо я сокрушен! Потому что я – человек, и нечистые уста имею; и среди народа, имеющего нечистые уста, живу, – и Царя, Господа Саваофа увидели глаза мои!» И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих и сказал: «Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззаконие твоё, и грехи твои очистит» (Ис.6:1-7).

В каноне Симеону Богопримцу в 3 песне есть такой богородичен: «Мысленную Тя клещу, угль носящу Божественный, от Твоих кровей 5А55ощена паче ума Симеон яко виде, Всенепорочная, радуяся, ублажаше». Симеон, как известно, принял из рук Богородицы Богомладенца (Лк.2:28). Как кузнец касается пылающего металла или углей клещами, а не прямо руками, так и Богородица носит в себе Бога как огонь, которым не опаляется, а потом передает этот Огонь, Владыку всяческих, Симеону Богоприимцу. Как же принимать огонь и угль голыми руками и не быть сожженным этим огнем? Ведь и мы, готовясь к таинству святого причащения, молимся: «но да будет ми угль пресвятого Твоего Тела и честные Твоея Крове во освящение, и просвящение, и здравие смиренней моей души и телу» и, причащаясь, сами становимся такими же клещами, касающимися Огня, и неопальной купиной. «…Радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся, трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящее». Страшное и великое таинство. Страшно соединение с Божеством. Именно поэтому требует оно осмысленного тщательного приготовления и очищения себя.

Люди нецерковные не понимают, почему православные христиане, подходя под благословение, целуют руку священника. Некоторые даже возмущаются тем, что священникам оказывается такое раболепное, по их мнению, почтение. Ведь они такие же люди, как и все. Никакие не цари и не вельможи. Какое старомодное и странное приветствие. Для христиан руки священника освящаются и совершением Евхаристии, и самим прикосновением к Чаше во время причастия. Они тоже становятся «клещами», держащими сосуд с Божественным Огнем. И целуя руки священника, мы выражаем благоговение не перед человеком, а перед святыней, перед великим таинством соединения Божественного и осязаемо вещественного.

Облако

«Яко на легцем облаце, Содетель на Тебе прииде низложити, яко Силен, египетская, Владычице Чистая, рукотворенная, Христос, яко Всесильный» (богородичен 1 песни канона прп.Исидору Пелусиоту).

«Облак Тя легок, Дево, Исаия зряше: на Тя бо Господь нашед, низложи вся рукотворенная и Свое разумение Тя поющим явил есть» (богородичен 9 песни канона свт.Софронию Иерусалимкому).

Здесь идет отсылка к пророчеству Исайи: «Пророчество о Египте. – Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис.19:1). Облако – это Божия Матерь. Она несла на руках младенца Христа, когда они с Иосифом бежали в Египет от богопротивного Ирода (Мф.2:14). В апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея («Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») рассказывается, что произошло потом в Египте: «И когда они шли, Иосиф сказал Ему [Иисусу]: «Господи, нам придется страдать от великой жары; если Тебе угодно, мы пойдем приморской дорогой, дабы можно было отдыхать, проходя через города, которые на берегу». И Иисус сказал ему: «Не страшись ничего, Иосиф; Я сокращу путь, так что то, что надо пройти в тридцать дней, вы пройдете в один день». И когда Он говорил еще, они увидели горы и города Египта. И, исполнившись радости, они вошли в один город, который назывался Сотин. И как они там не знали никого, у кого могли бы просить гостеприимства, то вошли в храм, который жители этого города называли капитолием и где каждый день приносились жертвы в честь идолов. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю на лица свои и остались разрушенными и разбитыми.Так исполнилось то, что сказал пророк Исаия: «Вот Господь грядет на облаке, и все творения руки египтян затрепещут при виде Его».

Когда начальник этого города Афродиций узнал об этом, он пришел в храм со всеми войсками своими и всеми военачальниками. Когда жрецы храма увидели Афродиция приближающимся со всеми войсками, они подумали, что он идет покарать их, ибо изображения богов были

низвержены. И когда он вошел в храм и увидел все статуи поверженными на лица их и разбитыми, он приблизился к Марии и поклонился Младенцу, которого Она держала на руках. И когда он поклонился Ему, он обратился с речью ко всем своим воинам и спутникам, и он сказал: «Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы на лица свои при виде Его и не простерлись бы перед Ним; они признали Его таким образом за Владыку их. И если не сделаем того, что мы видели, как сделали наши боги, мы подвергаемся опасности заслужить (вызвать) Его негодование и гнев, и мы все погибнем смертью, как случилось с царем фараоном, который презрел предостережения Господа» (главы XXII-XXIV).

Свиток

«Свиток Тя древле зряше Исаиа, Приснодево, в немже перстом Отчим Слово безлетное написася, от всякаго безсловесия спасающее нас, словесы Тя священными воспевающих» (богородичен 8 песни канона Недели о расслабленном).

«Свиток нов Тебе Исаия, Дево, предвидев, на немже написася живое слово Отчее, Егоже моли, Чистая, Всеблаженная, в книзе мне живых написатися и многих зол моих растерзати свиток покаяния предобрыми образы» (тропарь 6 песни канона Богородице ради её иконы «Споручица грешных»).

«Свиток нов пророк Тебе предвидев, в немже написася слово Отчее. Темже, Чистая, молюся: в книзе мне живых написатися моли, многих моих зол разоряющи написание» (богородичен 7 песни покаянного канона 7 гласа во вторник, Октоих).

Бог говорил пророку Исайи: «И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз» (Ис.8:1). Это имя означает «спешит грабеж, ускоряет добыча». Оно содержит в себе пророчество о разорении Месопотамии, Израиля и Иудеи. «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис.8:3-4). Здесь пророчество об образе соития Святого Духа с Девой Марией и зачатии Христа. Магер-шелал-хаш-баз – это пророческое имя Христа. В греческой Библии это имя переведено так: «скорее обирай, наглее расхищай» (перев.Юнгерова). Свт.Кирилл Александрийский объясняет как это относится ко Христу: «Он пленил сатану и от его жестокости изъял древле похищенных им и рабствовавших ему чрез грех: то осуществил предсказанное: скорее обирай, наглее расхищай» (Толкование на пророка Исаию). В общем, Христос нагло расхитил имущество сатаны, разорив ад и покорив людей евангельским учением. Печь вавилонская

«Пещь прообразоваше Твое рождество, Пренепорочная: отроки бо не опали, якоже ни ложесна Твоя Огнь нестерпимый. Темже молим Тя: огня вечнаго избави рабы Твоя» (богородичен 7 песни иного канона прп.Антонию Великому).

«Тебе, Дево, халдейская пещь прообраз имущи, отроки росою прохлаждаше посреде пламене. Темже и нас, образ Твой имущих, во огни искушений прохлади и неопалимы соблюди благодатию Сына Твоего, да поем Ему: отцев Боже, благословен еси» (тропарь 7 песни канона» (тропарь 7 песни канон Богородицы ради её иконы «Геронтисса») .

Здесь мы открываем 3 главу книги пророка Даниила. Три благочестивые отрока — Анания, Азария и Мисаил — были совоспитанниками Даниила, при дворе царя Вавилонского, а потом и соправителями его. Однажды царь Навуходоносор воздвиг золотой истукан и повелел, чтобы все знатные люди царства его, по данному знаку, поклонились бездушному идолу. Три отрока не устрашились и не поклонились твари вместо Творца, и за такое преслушание были ввержены в раскаленную печь, но силою Божиею сохранены невредимыми. Ангел великого совета Божия — Господь Иисус Христос, снисшедши в печь, преложил пламень в росу, и тем предобразил чудное рождение Свое от Пресвятой Девы Марии. Неопалением отроков в Вавилонской печи также предуказано неопаление Пресвятой Богородицы от огня Божества когда она приняла в себя Спасителя.

Гора в Книге пророка Даниила

«Гора́ превысо́кая, ю́же ви́де Дании́л, ка́мень отъ горы́ же отсече́ся му́жеску руку́ кроме́, Тебе́ прообразова́, Богоро́дице: без му́жа бо на́м пло́тию родила́ еси́ Емману́ила» (богородичен 1 песни канона вмч.Иоанну Сочавскому).

«Гора́, ю́же Даніи́л прови́де Ду́хом, ра́дуйся, Де́во, из Тебе́ бо мы́сленный Ка́мень усече́тся и сокруши́т де́монов безду́шная тре́бища» (тропарь 4 песни канона предпразднеству Благовещения).

«Го́ру Тя́ проро́к Дании́л Боже́ственным Ду́хом прорече́, Де́во, из нея́же ка́мень — Христо́с без руки́ отсече́ся и сокруше́ние соде́ла истука́нней пре́лести» (богородичен 7 песни ин канона прп.Кириллу Белозерсокму).

«Дании́л Тя́ го́ру ве́лию ду́хом зря́ще, Богоро́дице: от нея́же ка́мень отсе́кся, сокруша́ет де́монов истука́нная» (богородичен 5 песни канона умилительного 2 гласа из Октоиха во вторник на утрене).

В Книге Пророка Даниила (2, 31 – 35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великого истукана, составленного из разных веществ – золота, серебра, меди, железа, глины – и вот «камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырех великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римскаго! Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятой Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству – Церкви. Богоматерь и есть именно Та Гора, от Которой «без содействия рук», то есть безмужно, произошел и родился краеугольный Камень нашего спасения — Христос. Точно так же — Камнем — именует Себя и Сам Спаситель в Евангелии, когда говорит: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21: 42; ср. Пс. 117: 22). Этот предвозвещенный пророком Даниилом Камень — Господь Иисус Христос, — произойдя по плоти от духовной Горы — от Своей Пречистой Матери, — спасительно наполнит Собой всю землю.

Раскопки показали, что в железном веке в Израиле появились архитектурные сооружения, в которых использовалась технология обработки строительных камней и в меньшей мере необработанных валунно-галечных материалов. Краеугольный камень использовали для соединения двух смежных стен. Это обеспечивало прочность. Это был особенно крупный камень, требующий специальных усилий и ритуалов. На его поверхности вырезали что-то (дату, имя, религиозный знак…) Когда закладывался камень – означало, что заложено основание. «Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева» (Ездра 3:10). Итак, краеуго́льный камень — первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания. Этот камень – символ Мессии.

Гора в Книге пророка Аввакума

«Авваку́м Тя́ пронарече́ го́ру дре́вле, доброде́тельми присе́нну, из нея́же яви́тися хо́щет Бо́г на́ш, Де́во Всенепоро́чная, еди́на челове́ком исправле́ние» (тропарь песни 4 канона предпразднеству Благовещения).

«Приосене́нную го́ру Авваку́м прозря́ше, пречи́стую Твою́ утро́бу, Чи́стая. Те́м взыва́ше: от ю́га прии́дет Бо́г и Святы́й от горы́ приосене́нныя ча́щи» (ирмос 4 песни канона сщмч.Ипатию Гангрскому). Бог говорил пророку Аввакуму: «праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). В заключительной главе своей книги пророк поясняет о какой вере в данном случае идет речь: «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Авв.3:3-4). Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет воскресения Христова, просвещающий всех. Именно вера в Спасителя человечества, Иисуса Христа, Мессию, во времена Аввакума только ожидаемого, а для нас уже явившегося, — то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти.

В церковнославянской Библии стихи Аввакума звучат так: «Бо́г от ю́га прии́детъ, и святы́й изъ горы́ приосене́нныя ча́щи: покры́ небеса́ добродетель его́, и хвале́нiя его́ испо́лнь земля́. И сия́нiе его́ я́ко свет бу́детъ: ро́зи в рука́хъ его́, и положи́ любо́вь держа́вну крепости своея́». Перевод

Юнгерова: «Бог от юга придет и Святый из горы, приосененной чащи. Покрыла небеса добродетель Его и хвалы Его полна земля. И сияние Его как свет будет, сила в руках Его и Он положил мощную любовь силы Своей».

Церковь под горою приосененною (Фаран) разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом.

Ворота святилища в Книге пророка Иезекииля

«Иезекии́ль Тя́ врата́ ви́де, и́миже про́йде еди́н Бо́г Вы́шний, ложесна́ свята́я Твоя́ проше́д пло́тию, Пречи́стая, и не отве́рста оста́вилъ е́сть и́х» (богородичен 6 песни канона св.Кириллу, учителю Словенскому).

«Рече́ боже́ственный Иезеииль: и бу́дет две́рь затворе́на. И сие́ на Тебе испо́лнися, Влады́чице: вни́де бо несказа́нно въ Тя́ Отчее Сло́во и миру яви́ся Плотоно́сец из Тебе́, Дево, сохрани́в Тя́ во обои́х» (богородичен 3 песни канона вмч.Иоанну Сочавскому).

Открываем пророка Иезекииля: «Так говорит Господь: по окончании сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лицо храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господень» (Иез.44:1-4).

Через пророка Иезикииля Господь обещает пленённым евреям освобождение и даже восстановление храма. Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и его освящении. Освящать будущий храм будут семь дней, и на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности. Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было сказано, что Господь прошёл ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми. Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам, чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога. От восточных врат пророк был проведён к северным, откуда ему открылось величественное зрелище славы Божией. Восточные врата, которыми однажды вошёл Господь, являются символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир. Господь стал Человеком, как все мы. Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа.

Престол славы Божией в Книге пророка Иезекииля

«Ты еси Престол славы Божия, Иезекиилем тайно узренный, яко Сына Божия, Отцу и Духу Сопрестольна, во Твою Пречистую утробу восприяла еси и Твоима матернима рукама носила еси» (тропарь 9 песни канона Богородицы ради её иконы «Нечаянная радость»).

«Яко честны́й и превознесе́нный престо́л су́щую Бо́га Вы́шняго, воспое́м, лю́дие, еди́ну по рождестве Деву сохра́ншуюся» (богородичен 8 песни канона прп.Пимену Великому).

В вавилонском плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в виде8А8 ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее обла-ко, в середине которого был пламень, а в нем – таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились коле8А, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее «подобие Человека», а вокруг Него радуга (Иез.1,4-28).

По толкованию отцов Церкви, пресветлое «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божи-им.

В текстах Ветхого Завета много и других прообразов Богородицы, их все мы рассматривать не будем. Существует много богослужебных текстов, где перечисляются сразу несколько прообразов

Божией Матери из Ветхого Завета. Одним из таких текстов мы и закончим наше небольшое обозрение: «К Богородице вопием любовию: радуйся, Граде Господень. Разуйся, скиптре Давидов. Радуйся, Палато одушевленная. Радуйся, ручко Божественныя манны. Радуйся, неопалимая Купино. Радуйся, свещниче златый. Радуйся, свеще неугасимая. Радуйся, горо Божия приосененная. Радуйся, огненосный Престоле. Радуйся, лествице и дверь небесная. Радуйся, жезле Ааронов невлажно прозябый. Радуйся, всех спасающи от всяких бед и скорбей, и моли, Пречистая, Сына Твоего, получити нам милость в день судный» (икос канона из общей службы Пресвятой Богородице в честь святого ея образа).

 

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика