Публикации

« Назад

«В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них…» 02.07.2019 13:09

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт.1:14-16).

Если в первый день Бог сотворил само естество света, то в четвертый Бог сотворил для него «колесницу» - солнце. Луна же светит отраженным от солнца светом. Небесные светила созданы, чтобы давать свет, а также «для знамений, и времен, и дней, и годов». Знамения они могут давать как естественные, например Христос говорил фарисеям: «вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово» (Мф.16:2,3), а также могут давать знамения, указывающие на действие Промысла Божьего в роде человеческом. Так, например, сказано: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). Как пишет свт.Филарет Московский: «в сем последнем отношении светила должны быть знамениями в руке Вседержителя, а не в произвольных гаданиях человеческих» (Толкование на Книгу Бытия). Прп.Ефрем Сирин распределяет календарную функцию светил следующим образом: «Бог сказал: и да будут в знамения (часов) и во времена (указание лета и зимы), и во дни (восход и заход солнца) и в лета, потому что годы слагаются из солнечных дней и из лунных месяцев» (Толкование на Книгу Бытия).

Стих 16 в церковнославянской Библии звучит следующим образом: «И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в начала нощи, и звезды». Слова «в начала дне» и «в начала нощи» означают, что солнце и луна являются начальниками, управляющими, соответственно, светлого и ночного, времени суток.

Свт.Василий Великий говорит в Беседах на Шестоднев: «сей мир… есть училище разумных душ, в котором преподается им боговедение и чрез видимое и чувственное руководствует ум к созерцанию невидимого», поэтому солнце, луна и звезды тоже ведут нас к богопознанию: солнце есть символ Христа («Солнце правды»), т.к. Христос нас просвещает («Я свет миру» Ин.9:5), луна – символ Церкви, т.к. луна светит не своим светом, а светом отраженным, поэтому и Церковь имеет не свою славу, а славу Господа Иисуса Христа, и просвещает мир не своим светом, а светом Христовым; а звезды есть символы наших святых учителей: «и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3). Ориген говорил: «Как солнце и луна именуются светилами великими на небесной тверди, так и для нас светила - Христос и Церковь. Но Бог поместил на небесную твердь еще и звезды, посему посмотрим, каковы наши звезды, то есть звезды на небе нашего сердца. Моисей - звезда для нас, которая сияет и освещает нас делами своими. Также Авраам, Исаак, Иаков, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Давид, Даниил и все те, о ком свидетельствует Священное Писание, -[также они суть звезды,] потому что были угодны Богу. И как звезда от звезды разнится в славе (1 Кор 15:41), так из святых каждый зажигает в нас свой светоч согласно тому, насколько он велик» (Гомилии на Книгу Бытия).

Мы видим, что солнце сотворено в четвертый день, но «зелень, трава, сеющая семя,  дерево плодовитое» начали расти еще в третий день, когда солнца и других светил еще не было, а ведь солнечный свет — один из наиболее важных для жизни растений экологических показателей.  Но растения начали свой рост еще в третий день – это означает, что, все-таки, первопричиной жизни и роста растений является не солнце, а Бог – источник жизни.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной (Быт.1:20)

Мы видим, что Бог наполняет тварями воду и твердь небесную. Рыбы поплывут в воде, а птицы будут «плавать» в воздухе.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1:21)

Синодальный перевод этих стихов не очень красочно передают картину, как всё это выглядело. Обратимся к более точному переводу с еврейского Давида Йосифона: «И сказал Бог: да воскишит вода кишеньем живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному. И сотворил Бог рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их». Т.е. после творческих слов Бога вода, буквально, закишела созданиями. А теперь давайте выясним, что это за создания. Под «пресмыкающимися» имеются ввиду разнообразные живые существа, населяющие воды, в т.ч. и рыбы. А вот что за «рыб больших» сотворил Господь? В еврейском тексте Библии здесь стоит слово танним. Это еврейское слово более точно переводится как «морские чудовища». В современном переводе с древнееврейского М.Г.Селезнева стих Быт.1:21 звучит так: «И Бог сотворил огромных чудищ морских, и разные виды живых существ, которые снуют и кишат в воде», т.е. в первобытной воде в пятый день поплыли эласмозавры, мозазавры, ихтиозавры и т.д., как их прозвали современные ученые. В греческом переводе 70-ти (Септуагинта) эти «морские чудовища» названы «великими китами». Слово, переведенное с еврейского как «птицы», означает «летающие», поэтому могло означать также летучих мышей и, возможно, летающих насекомых. Вот такие существа были созданы в пятый день.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1:22-26)

Здесь впервые в Библии упоминается Божье благословение. И Божье благословение здесь заключается в словах: «плодитесь и размножайтесь». Такие же слова Бог скажет первым людям. Таким образом, дети – это Божье благословение.

Обратим внимание на слова: «И сказал Бог…И стало так», т.е. Бог сказал и сразу появляются живые существа, т.е. Богу не нужно миллионы лет на эволюцию. Учение об эволюции несовместимо с Писанием, т.к. основными двигателями эволюции являются наследственная изменчивость, естественный отбор и борьба за существование. Все эти процессы связаны со смертью. Согласно Писанию, после грехопадения «человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12), а до грехопадения Адама смерти в этом мире не было. Поэтому человек не может быть плодом эволюции, а животные сразу были сотворены по роду своему. Этим показываться, что созданы животнеы уже совершенными. Как пишет священник Даниил Сысоев: «"род" в Книге Бытия - понятие более широкое чем "вид" современной классификации, но главным признаком является возможность давать плодовитое потомство» (Летопись начала). Внутри биологического рода могут наблюдаться разнообразные формы жизни, но переходить из одного рода в другой они не могут. 

Теперь разберемся, кого Писание подразумевает под «скотами», «гадами» и «зверями»: скоты – это животные, которые будут одомашнены, гады – пресмыкающиеся и земноводные, звери – дикие животные. 

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1:26)

Мы видим, что Бог кому-то говорит «сотворим человека...». Иудеи говорят, что это Бог с ангелами советуется. Но наши Отцы это отвергают с усмешкой: где это видано, мол, чтобы Творец советовался с тварью (творением). На самом деле это Бог-Отец говорит Богу-Сыну и Богу-Духу: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Это указание на троичность Бога. Образ Божий заключается в человеке в том, что он, как написано далее по тексту, владычествует над землею и всеми населяющими ее живыми существами, т.е. Бог Царь на небе, а человек царь на земле. Во владычественном начале человека заключается образ Божий, а не в том, что человек лицом похож на Бога, который как некий дедушка сидит на облаках, как считают плотские люди.

Слово «образ» по-еврейски означает «отпечаток», т.е. в нас отпечаток Бога. Древние цари на монетах чеканили свой образ, чтобы все понимали, что они зависят от царя, что он всё видит, всем управляет и как бы везде присутствует. Так и Бог сделал Адама отпечатком Себя, чтобы животные видели в нём Бога и подчинялись. Но в результате грехопадения человек повредил в себе образ Божий, потому частично утратил власть над животными. Лишь в результате святой жизни по заповедям человек может очистить в себе образ Божий от наносной грязи, и животные, как мы видим в житиях святых, вновь начинают относиться к человеку с кротостью.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27)

Необходимо усвоить, что Бог задумал нас сотворить по Своему образу и подобию (см.стих 26), а сотворил только «по образу Своему». Библеисты говорят, что образ и подобие – это одно и тоже. Но святые отцы видят здесь глубокий смысл: Бог творит нас по Своему образу, но Его подобия мы должны достигнуть сами своей жизнью. Образ – это данность, а вот подобие – это наша цель. Таким образом, мы должны довершить творение, как бы помочь Богу досотворить самих себя. Подобие Божие достигается праведной жизнью: необходимо всё то добро, которое Бог в нас вложил – разум, душу, творчество, власть и др., реализовывать в соответствии с волей Божьей. По образу Божьему сотворены и мужчина и женщина, а это значит, что они оба носят образ Божий, а потому равны, лишь после грехопадения мужчина «будет господствовать» (Быт.3:16) над женщиной.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт.1:28)

Чтобы исполнить заповедь «плодитесь», нужно родить двоих, а чтобы исполнить заповедь «размножайтесь», нужно родить как минимум троих, потому что родив двоих, мы родим себе только смену – отец и мать умрут, и их место просто займут их двое детей, и умножения не будет.
 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт.1:29, 30)

Из этого стиха видно, что в первое время не было хищничества, т.к. все питались растительной пищею.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой (Быт.1:31)

Мы видим, что Бог смотрит на Свое творение и видит, что оно «хорошо весьма». Этими словами Писание учит нас правильному отношению к творению Божьему, учит нас понимать, что оно прекрасно, и заодно обличает еретиков, которые пустословили, что материя есть зло. По завершении каждого дня Шестоднева в Септуагинте (греческой Библии) говорится «и увидел Бог, что это хорошо». А вот в еврейской Библии (которой следует Синодальный перевод) по завершении второго дня, когда Бог сотворил твердь небесную, слов «хорошо» нет. Послушаем богомудрого отца нашего – прп.Ефрема Сирина: «О свете, бывшем в первый день, Бог сказал: "что он хорош"; о тверди же, сотворенной во второй день, не сказал такого, ибо она была еще не вполне совершена, не получила полного устройства и украшения. Творец медлил изречь слово одобрения, пока не произошли светила, чтобы, когда твердь украсится солнцем, луной и звездами, и эти светила, воссияв на тверди, рассеяли на ней глубокую тьму, тогда и о ней изречь то же, что сказано Им о других тварях, а именно, что они «хорошы весьма» (Толкование на Книгу Бытия).

В Агаде (большой еврейской книге притч, поучений и сказаний) поэтически говорится: «Подобно царю, который любуется построенным им чертогом, Господь, взирая на юный мир, говорил: «Мир мой, мир мой! О, если бы вечно пребывал ты таким же прекрасным и чистым в очах Моих, как в первые дни твоего существования!»

 

 

       (Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика