Публикации

« Назад

Украинские расколы 11.12.2018 13:22

В связи с последними событиями на Украине, у всех на слуху  такие названия как «Украинская православная церковь Киевского патриархата» и «Украинская автокефальная православная церковь». Откуда взялись эти неканонические церковные организации? Давайте немного почитаем про историю их возникновения.

     Возникновение «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). 

      После октябрьской революции 1917 года сразу же ряд территорий бывшей Российской Империи начали стремиться обособиться. Так Украинская Центральная рада во главе с М. Н. Грушевским в ноябре 1917 г. заявила об автономии Украинской народной республики, а в январе 1918 г. — о ее независимости. Стали нарастать настроения в пользу независимости Украинской Церкви от Московского патриарха. Произошел ряд событий, на которых мы не будем останавливаться, но тогда еще расколу на Украине не был дан ход.

       В декабре 1918 г. Киев был взят войсками «Украинской директории» В. К. Винниченко и С. В. Петлюры. «Директория» провозгласила Украинскую Церковь независимой, а наиболее активные сторонники единства с Российской Церковью, митрополит Киевский Антоний Храповицкий и архиепископ Волынский Евлогий, были арестованы и переданы польским властям. Несколько месяцев иерархи провели под арестом в униатском монастыре. Тем временем в Киеве был организован самочинный Синод во главе с епископом Агапитом (Вишневским). Поминовение российского патриарха Тихона и митрополита Антония было запрещено. Однако вскоре ситуация вновь изменилась — петлюровцы были изгнаны из Киева, а епископ Агапит принес покаяние в раскольничьей деятельности.

        В течение нескольких месяцев 1919 г. Украина находилась под контролем белой армии - Вооруженных сил Юга России под командованием генерала А. И. Деникина. В этот период Церковью на Украине управлял канонический митрополит Антоний (Храповицкий). Но осенью 1919 г. Красная армия заняла Киев, а в начале 1920 г. контролировала уже большую часть Украины. А в 1920 г. во время оккупации Киева польскими войсками была создана новая Всеукраинская церковная рада, провозгласившая автокефалию. Однако и эта авантюра успехом не увенчалась. В 1921 г. патриарх Тихон назначил экзархом Украины митрополита Гродненского Михаила (Ермакова), выступавшего против независимости Украинской Церкви. Автокефалисты пытались привлечь митрополита на свою сторону, но безуспешно. Не удалось самочинникам получить архиереев и от Грузинской Церкви.

       И тут начинается самое «интересное»: отчаявшись привлечь на свою сторону кого-либо из иерархов, автокефалисты во главе с профессором В. М. Чеховским пошли на беспрецедентное в церковной истории деяние — поставление «архиерея» без участия епископов. Чеховской утверждал, что главу Александрийской Церкви в древности рукополагали пресвитеры, помимо прочего возлагая на него десницу Иоанна Крестителя. Хотя эти аргументы были крайне несерьезны (александрийские пресвитеры лишь выбирали архиепископа, а не рукополагали его, а возложение десницы Предтечи было лишь благочестивой традицией), националистические предрассудки автокефалистов перевесили и здравый смысл, и православное учение о Церкви. В качестве ставленника был избран священник Василий Липковский. 23 октября 1921 г. в киевском Софийском соборе группа иереев во главе с Нестором Шараевским, а также диаконы и миряне возложили на Липковского руки. За неимением десницы Иоанна Предтечи кощунственный акт был дополнен возложением на авантюриста десницы сщмч. Макария Киевского († 1497). После всех этих действ Липковский был объявлен архиереем, хотя на самом деле так и остался простым священником. Он совершил «хиротонию» над Шараевским, затем последовали другие «рукоположения». Так на Украине появилась новая иерархия, не имевшая апостольского преемства и вошедшая в историю как самосвятская. Новому течению, не только раскольничьему, но и еретическому, удалось привлечь на свою сторону около 1,5 тыс. приходов. Православная Церковь, подвергавшаяся репрессиям, а в 1922 г. получившая от советской администрации новый удар в виде обновленческого раскола, должным образом бороться с самосвятами не могла. Так появилась на свет существующая до сих пор «Украинская автокефальная православная церковь».

       Возникновение «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП).

       В ноябре 1991 г. Собор канонической Украинской Церкви во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко) обратился к патриарху Алексию II с просьбой предоставить Украинской Церкви полную самостоятельность и способствовать учреждению Киевского Патриархата. Такое решение было поддержано не всеми — в Москву полетели просьбы приходов оставить их в юрисдикции Русской Церкви. В конце декабря 1991 г. Священный Синод Русской Церкви при участии митрополита Филарета принял решение разослать определение Украинского Собора всем архиереям для обсуждения, чтобы впоследствии решить вопрос на Архиерейском Соборе. Однако президент Украины Л.М. Кравчук, заявлявший, что независимое государство должно иметь и независимую Церковь, настаивал на скорейшем предоставлении Украинской Церкви самостоятельности. За немедленное решение вопроса выступал и митрополит Филарет. 22 января 1992 г. архиерейское совещание в Киеве обратилось к патриарху и архиереям Русской Церкви с посланием, где содержался упрек в умышленном затягивании автокефалии. Вскоре три епископа — Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) отозвали свои подписи и на следующий день были смещены со своих кафедр. Решение вызвало возмущение паствы, которая отказалась выпускать иерархов из епархий.

      Сложившаяся ситуация обсуждалась на Архиерейском Соборе в Москве 31 марта — 5 апреля. Как и прежде, митрополит Филарет выступал за автокефалию Украинской Церкви, мотивируя это независимостью Украины. Однако большинство членов Собора митрополита не поддержало. Собор обвинил иерарха в возникшем кризисе, а также в грехах против монашеских обетов, и потребовал от него оставить пост главы Украинской Церкви. Митрополит Филарет дал понять, что согласен с решением Собора, однако по прибытии в Киев заявил, что оставить пост главы УПЦ отказывается. Священный Синод со своей стороны поручил старейшему иерарху Украинской Церкви митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Собор украинских архиереев для принятия отставки митрополита Филарета и избрания нового главы УПЦ. Митрополит Филарет явиться на Собор отказался, а на конференции в Киеве отверг постановление Священного Синода. Собор украинских архипастырей состоялся в Харькове 27 мая 1992 г. 17 иерархов, присутствовавших на нем, приняли решение о

запрещении митрополита Филарета в священнослужении за раскольнические действия вплоть до решения Архиерейского Собора Русской Церкви. Харьковский Собор избрал и нового главу Украинской Церкви, которым стал митрополит Ростовский Владимир (Сабодан). 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской Церкви принял решение о лишении сана митрополита Филарета и поддержавшего его епископа Почаевского Иакова (Панчука).

       Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического Православия, Филарет нашёл для себя единственный выход — пойти на объединение с «Украинской автокефальной православной церковью», которую он ещё недавно обличал как раскольническую. 25—26 июня 1992 года в киевской приемной Филарета  прошел «Объединительный собор двух церквей – УПЦ и УАПЦ». Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная церковь Киевского патриархата». Её руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрыпника), заместителем — Филарета (Денисенко). Фактически всей деятельностью УПЦ КП руководил Филарет, что впоследствии и привело к конфликту с бывшими иерархами УАПЦ, вошедшими в УПЦ КП. 30 июня 1992 года состоялась поездка делегации УПЦ КП в Константинополь. В состав делегации входили в т.ч. митрополит Филарет (Денисенко) и депутат Верховного Совета Украины Василий Червоний. После этого по украинскому телевидению была распространена информация о якобы возможном признании новой церкви Вселенским патриархом. Константинополь, однако, опроверг это утверждение. Константинопольский патриарх Варфоломей в июле 1993 года в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что признаёт только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана).

       После смерти в 1993 году престарелого Мстислава (Скрыпника) УАПЦ вышла из союза с УПЦ КП. «Патриархом» УАПЦ стал Димитрий (Ярема). Филаретовцы, именовавшие себя «Украинской Православной Церковью — Киевским Патриархатом», в 1993 г. избрали своим «патриархом» лжеепископа Владимира (Романюка). Сам Филарет (Денисенко) на место «патриарха» в тот момент претендовать не стал, однако реальную власть в расколе, включая финансовые дела, сохранил за собой. В 1995 г. умер Владимир (Романюк), причем его похороны были скандальными: раскольники хотели самочинно похоронить своего лидера в Софийском соборе, что вызвало столкновение с милицией. После смерти Романюка Филарет решился принять на себя высший пост в расколе. Он и стал третьим «патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

        И «Киевский Патриархат», имевший в 1996 г. 1352 прихода, и УАПЦ, имевшая 1209 приходов, по числу своих сторонников уступали законной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом) и имевшей 6564 прихода. Архиерейский Собор Русской Церкви в феврале 1997 г. постановил отлучить бывшего монаха Филарета (М. А. Денисенко) от Церкви.

(составлено с использованием учебного пособия А.А.Кострюкова «Лекции по истории Русской Церкви, 1917-2008»)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика