Публикации

« Назад

Три толкования на слова «Аз же есмь червь, а не человек» (Пс.21:7) 29.05.2019 13:08

В этом псаломском стихе пророк Давид изображает тяжесть своего положения. Над ним, как противником царя Саула, издеваются; он беззащитен и слаб, как червь, которого легко раздавить. Давид подвергался тому же унижению, как и Христос, когда Он был предан на распятие. Слова Давида в Псалтири, как известно, во многом говорят о Христе. Так умаление Сына Божьего ради спасения рода человеческого из пасти ада и смерти настолько поразительно, что его можно отдаленно сравнить с тем, как все равно что человеку стать червем. Поэтому слова из 21 псалма «Аз же есмь червь, а не человек» можно отнести ко Христу. Давайте посмотрим, почему Христос «червь».

 

1.Безсеменное зачатие

Чтобы понять как некоторые святые отцы стих «Аз же есмь червь, а не человек» (Пс.21:7) относили ко Христу, надо сперва вспомнить античную естественнонаучную гипотезу самозарождения. Сущность гипотезы самозарождения заключается в том, что живые предметы непрерывно и самопроизвольно возникают из неживой материи, скажем из грязи, росы или гниющего органического вещества. Эта же гипотеза рассматривает случаи, когда одна форма жизни трансформируется непосредственно в другую, например зерно превращается в мышь. Эта теория господствовала со времен Аристотеля (384–322 г. до РХ) и до середины XVII в. по РХ, Самозарождение растений и животных принималось как реальность. Литература тех времен изобиловала рецептами получения червей, мышей, скорпионов, угрей и т. д. В своей "Истории животных" Аристотель так описывает процесс самозарождения среди животных: «одни в соответствии со своей природой происходят от родителей, тогда как другие образуются не от родительскою корня, а возникают из гниющей земли или растительной ткани, подобно некоторым насекомым; другие самозарождаются внутри животных вследствие секреции их собственных органов». На XVI век, эпоху господства религиозных суеверий, приходится расцвет классического учения о самозарождении. Его очень активно развивал в это время врач и естествоиспытатель Парацельс (1493–1541) и его последователь Ян Баптист ван Гельмонт (1579–1644). Последний предложил "метод производства" мышей из пшеничных зерен, помещенных в кувшин вместе с грязным бельем, на который многократно ссылались в дальнейшем.  В своей работе, впервые опубликованной в 1558 г. под названием "Магия природы", Джамбатиста делла Порта приводит еще больше сведений о самозарождении, которыми было столь богато его время: «в Дариене, расположенном в одной из провинций Нового света, очень нездоровый воздух, место грязное, полное зловонных болот, более того, сама деревня представляет собой болото, где жабы выводятся из капель жидкости. Кроме того, они рождаются из гниющих в грязи утиных трупов: есть даже стихи, где утка говорит: "Когда меня гноят в земле, я жаб произвожу на свет…". Грек Флорентинус утверждал, что если пожевать базилик, а затем положить его на солнце, то из него появятся змеи. А Плиний при этом добавлял, что если базилик потереть и положить под камень, то он превратится в скорпиона, а если пожевать и положить на солнце то в червяка. Саламандры рождаются из воды: сами они никого не производят, потому что у них, как и у угрей, нет ни мужских, ни женских особей… Мидии, гребешки, морские улитки, другие брюхоногие моллюски и ракообразные рождаются из грязи, поскольку они не способны спариваться и по своему образу жизни напоминают растения. Замечено, что разная грязь производит на свет различных животных: темная грязь порождает устриц, красноватая — морских улиток, грязь, образовавшаяся из горных пород, — голотурий т. п.»

      Поэтому святые отцы в духе гипотезы о самозарождении соответствующим образом толковали стих Пс.21:7 применительно ко Христу. Ведь Христос родился от Девы Марии без участия мужчины. Блаженный Августин в Толковании на псалмы пишет: «Я же червь есть, а не человек. Червь, а не человек: поистине человек есть червь; но Христос — Червь, а не человек. Чего ради так себя смиряет, что говорит «Червь»? Не потому ли, что червь из плоти без соития рождается, как Христос от Марии Девы?». Прп.Максим Исповедник пишет: «Господь наш Иисус Христос по неизреченному человеколюбию к нам сделался и назвался червем. Ведь как червь рождается без соития, так и Господь был зачат без семени» (Вопросы и затруднения); св.Кесарий Назианзин: «Как червь из земли без всяких примесей обретает плоть и оживает, подобным образом и Я [Сын Божий] от Приснодевы без примесей каких-либо и схождения с мужчиной воплотился, саморасленным стал Человеком, оставаясь Богом» (Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 134). Евфимий Зигабен толкует: «Некоторые касательно сего говорят, что Господь назвал Себя червем по причине безсеменного своего рождения: ибо как червь рождается в земле без семени после дождя; так и Христос родился безсеменно после наития на Деву Святаго Духа. Итак Христос называется червем по сей причине» (Толковая Псалтирь).

   2. Мучитель и угрызатель

После завершения земной истории «будет Бог все во всем» (1 Кор.15:28). Бог будет для нас всем. А для нераскаянных грешников Он будет геенной огненной. Можно сказать, что геенский огонь - это Божественная благодать, которая воспринимается грешниками как попаляющий их огонь. Прп.Исаак Сирин говорит: «мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Не уместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой» (Слово 18). В Писании сказано, что во время видения пророком Даниилом Страшного суда «огненная река выходила и проходила пред Ним» (Дан.7:10), по этому поводу свт.Марк Эфесский пишет: «праведникам огонь будет дан в удел, как свет, а грешникам, как горение для ощущения более страшной муки» (О воскресении); «так как святые не приносят с собою никакого злого дела или злого признака, этот огонь явит их еще более светлыми, как золото в печи испытанных, или, как камень амиант, который, как говорят, будучи положенным в огонь, кажется обуглившимся, вынутый же из огня, становится еще чище, как бы вымытым водой; как были и тела святых трех отроков в пещи Вавилонской (Дан.3)». Грешников же, приносящих с собою зло, этот огонь охватит как удобный материал (Слово первое об очистительном огне).

     Теперь вспомним слова из Евангелия от Марка: «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9.43,44). Что это за червь? Неужели Бог для того, чтобы мучить грешников после конца света создаст какого-то специального червя? Нет, червь – это сам Бог, который будет мучить грешников. Св.Кесарий Назианзин говорит: «для противников [Сын Божий] – червь мучений, грызущий и поглощающий их не переставая» (Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38). Прп.Максим Исповедник пишет, что Сын Божий действует как червь уже сейчас: «в нас Он становится червем, всякий раз как мы грешим, ибо [тогда] Он изобличает и угрызает нашу совесть» (Вопросы и затруднения).

   3. Приманка для смерти

Сын Божий, чтобы разрушить цитадель дьявола – ад, принял смертную человеческую плоть, таким образом скрываю под плотью Своё Божество. Сперва дьявол признал, что Христос – Бог («Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» Мк.1:24), но потом по причине страдания Сына Божьего на кресте дьявол вновь усомнился в Его Божестве, посчитав Его одним из пророков. Дьявол лишь узнал, что Христос есть Сам Бог только в самый последний момент – когда ад уже проглотил приманку – плоть Христа, как приманку в виде червя на крючке проглатывает рыба. Евфимий Зигабен пишет: «Христос называется червем, потому что носил плоть как приманку для демонов, под которою скрывалась уда Божества. Как для рыб приманка червь, так и Христово человечество было приманкою для уловления великого и умственного кита-диавола, плавающего в море настоящей жизни. Ибо, проглотив сию приманку, иначе умертвив и пожрав Христово человечество, он уловлен удою Божества Его, скрывавшегося под человечеством; и таким образом все пожирающий растерзан и умерщвлен» (Толковая Псалтирь). Господь когда-то спрашивал Иова: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?» (Иов.40:20). Это смог сделать только Сын Божий Господь Иисус Христос ставший червем (Пс.21:7). Свт.Григорий Двоеслов пишет: «через змия (Левиафана)… обозначается оный кит — пожиратель рода человеческого [змий-дьявол]. На удочке же пища показывается, а острие скрывается. Поэтому Всемогущий Отец начал дело удочкой; потому что послал на смерть Единородного Своего Сына, в Котором и плоть могла бы казаться страдательной, и нестрадательное Божество не могло бы быть видимым. И когда оный змий руками гонителей сожрал в Нём пищу плоти, тогда острие Божества насквозь пронзило его самого…Удочкой воплощения Его пойман (змий-диавол), потому что когда пожелал пищи плоти, тогда пронзен острием Божества. Потому что там было и человечество, которое привлекало бы пожирателя; там было и Божество, которое насквозь пронизывало бы его; там была открытая слабость, которая приманивала бы его; там была и сокровенная сила, которая пронзала бы пасть пожирателя. Итак, он пойман удочкой, потому что погиб от того, что сожрал. Он потерял и тех смертных, которых держал по праву, за то, что решился Того безсмертного, над Которым не имел права, умертвить смертью» (Беседа XXV на Евангелие).

Свт.Григорий Нисский пишет: «Поскольку невозможно было властителю тьмы беспрепятственно приблизиться к присутствию Света, если бы он не увидел в Нем некоей частицы плоти, то, как только увидел он богоносную плоть и увидел совершаемые через нее Божеством чудеса, он понадеялся, что, если через смерть овладеет плотью, то овладеет и всей содержащейся в ней силой. И поэтому, проглотив приманку плоти, пронзается крючком Божества, и таким образом дракон пронзен крючком» (Слово о трехдневном сроке). Прп.Максим Исповедник: «для диавола Он послужил приманкой, как червь: диавол заглотил Его плоть, как червя, и напоролся на Божество» (Вопросы и затруднения).

     Плоть Христа можно сравнить и с другой приманкой. Мы знаем также, что у рыбаков одной из универсальных насадок является хлеб. И Христос про Себя говорит: «Я хлеб живый, сшедший с небес» (Ин.6:51). Прп.Роман Сладкопевец поэтически пишет: «Но пришел Христос–Жизнь обмануть смерть, ибо ад принимает Христа, как каждого из земнородных, он проглатывает, словно приманку, небесный Хлеб, но уязвляется крючком Божества. Почувствовав боль, ад громко закричал: «Болит у меня живот, не перевариваю Того, Кого поглотил, непривычной для меня пищей стало то, что я съел» (Кондак 44,7).

           Вот так святые отцы Церкви аллегорически воспринимали слова псалмопевца.

       (составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика