Публикации

« Назад

Толкование тропарей воскресного канона 3 гласа (погрузитесь в глубину!) 15.12.2017 16:42

На воскресной утрене мы молимся канон воскресен, канон крестовоскресен, канон Богородице.

Песнь 1

Канон воскресен

Иже землю осудив, / преступльшему потом изнести плода терние, / от терния венец из руки законопреступныя, / Сей Бог наш, плотски приемый, / клятву разрушил есть, яко прославися.

Перевод: Осудивший землю для человека согрешившего / как плод труда приносить терние, / Он, Бог наш, принял плотию / от рук беззаконников венец терновый / и проклятие уничтожил, ибо прославился.

В Книге Бытия описано как Бог наложил на Адама два наказания: «Адаму же [Бог] сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3:17-18). После этого проклятия там, где человек сеет пшеницу или цветы будут теперь растут и мешаются терния с волчцами. Терния в Библии – это символ проклятия, наказания и суда.

В тропаре канона мы видим, что Бог, Который осудил человека за грех терниями, чтобы избавить человека от этого проклятия, Сам берет на Себя последствия этого проклятия в виде тернового венца

Песнь 3

Канон воскресен

Крестом Твоим постыдеся нечестивый, / содела бо яму, юже ископа, впаде: / смиренных же вознесеся, Христе, рог, / во Твоем воскресении

Сатана выкопал для человечества большую яму называемую смертью. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.Сол.2:23,24). Такую же яму сатана приготовил для Христа через распятие, т.к. сатана не смог разглядеть во Христе Бога, и думал что Он простой смертный человек. Но Христос Крестом устыдил сатану: Крест стал сатане поперек горла, т.к. под человеческой плотью Христа скрывалось Его бессмертное Божество, которое разрушило смерть. Ловушка, которую приготовил дьявол, стала для него самого погибелью: «рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс.7:16,17). Смертью и воскресением Христа, как сказано в тропаре канона, возвысился рог смиренных, т.е. верующих во Христа. У животных размеры и состояние рогов  служат показателем его силы, положения и здоровья. Таким образом, воскресением Христа мы получили могучую силу на борьбу с дьяволом и жизнь вечную.

Песнь 5

Канон крестовоскресен

Копием в ребро Твое, о Христе мой, прободен быв, / от ребра человеча созданную, / губительства всем человеком бывшую ходатаицу, / клятвы свободил еси

«[Воины], придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан.19:33,34). Кровь и вода омыли грех Евы, которая нарушением заповеди в раю стала невольной ходатаицею (виновницею) клятвы, т.е. проклятия на род человеческий и всю Вселенную. Воин проткнул ребро Спасителя, но Господь зло обращает в добро: Кровь с ребер омыла грехи той, которая создана из ребра.

Песнь 7

Канон воскресен

Раздрася церковная светлая катапетасма, в распятии Содетеля, / сокровенную в Писании являющи верным истину, / благословен еси, зовущим, Боже отец наших

«Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мар.15:37,38). В скинии, в походном храме евреев, а затем и в Иерусалимском храме, было разделение на две части с помощью завесы (катапетасма по-гречески значит «завеса») искусной работы. Эти две части носили название святилища и Святая Святых.  Первая часть была доступна священнослужителям, а вторая – таинственная и недоступная. Завеса означала преграду между Богом и падшим человечеством, недостойным лицезреть Бога. Также завеса означала тайну, которой покрыты были ветхозаветные ритуалы. Под покрывалом этой тайны скрывалось Христово домостроительство, т.е. план нашего искупления. Как только с животворящей смертью Спасителя завеса разодралась сверху донизу, открылись для всех тайны, который до прихода Христа были сокрыты в священных ритуалах и жертвоприношениях: все кровавые жертвы – это Жертва Христа, пасхальный агнец – это Христос, жертвенная кровь – это Кровь Христова, первсященник – это Христос, жертвенники – это Крест Христов!

        Теперь завеса в храме, разорвана! Этим Бог указал на то, что ветхозаветные приношения, предвещавшие Христа, отслужили свое. Сын Божий вошел в Святая святых на небесах и принес Своему Отцу полную искупительную жертву. Путь к Богу был теперь открыт для всех. Первосвященникам более не было нужды единожды в год в День Искупления входить в Святая святых земного храма в Иерусалиме с кровью очищения.

    Канон крестовоскресен

 Прободенным Твоим ребром, / каплями Боготочныя Животворящия Крове, Христе, / смотрительно каплющия на землю, / сущих от земли возсоздал еси, / благословен еси, зовущих, Боже отец наших.

      Адам был погребен там, где Голгофа, близ Иеру­салима; но подобает ведать, что туда глава Адама была занесена пос­ле потопа. Из предания известно. Что Ной, входя пред пото­пом в корабль, взял из гроба честные мощи Адамовы и внес их с собою в корабль, надеясь его молитвами спастись при потопе. После же по­топа он разделил мощи между тремя своими сыновьями: старшему сыну Симу он дал честнейшую часть — лоб Адамов — и указал, что он будет жить в той части земли, где потом создастся Иерусалим. Сим же, по смотрению Божию и по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов на высоком месте, недалеко от того места, где должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав над лбом великую могилу, назвал ее «лобным местом» от лба Адамова или по-другому Голгофа (евр. череп), погре­бенного там, где впоследствии по Своему изволению был распят Гос­подь наш Христос. Капли Крови Спасителя стекли и просочились, омыв Адамову главу, смывая первородный грех. А вместе с Адамом политы Святой Кровью и мы были, дети Адамовы, созданные от земли, будучи высохшими в сухой проклятой почве, чтобы принести плоды достойные покаяния во славу Господа Иисуса Христа!

Д.Ю.Гончаров


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика