Публикации

« Назад

Толкование 6 песни Пасхального канона 18.04.2018 18:01

Песнь 6

      Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба

     Перевод: Ты сошел в преисподние места земли и разрушил засовы (запоры) вечные, которые удерживали связанных, Христе, и тридневен, как из кита Иона, поднялся из гроба.

      Вспомним, что каждый ирмос канона соответствует одной из библейских песен. И этот ирмос автор канона согласовывает как с шестой библейской песнью Ионы (которого поглотил большой кит), так и с праздником Воскресения, ибо, заимствовав у Ионы его изречение, гласящее: «Снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечныя» (Ион. 2:7) (в Синодальном переводе: «до основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада» Ион.2:7) и обращаясь ко Христу, он так говорит Ему: «О богочеловече Иисусе Христе! Ты сошел в самые низменные части земли — в ад, а спустившись туда, Ты разбил засовы, которые удерживали во веки заключенных в аду». Выражение «вереи вечныя» показывает и то, что эти засовы были прочно и надежно укреплены и от века их не разбивал ни один человек. 

        Если более глубже копнуть, то ирмос можно объяснить так:

За порочное удовольствие Бог наказал Адама: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3.19). До греха Адам стремился к небесным духовным наслаждениям, простирая свои руци к дозволенным плодам райских деревьев, но, впав в грех, Адам, а с ним и все человечество, теперь пресмыкается по низменным земным и вещественным наслаждениям, т.е. наслаждается прахом порока. Но Христос стал новым вторым Адамом и перевозглавил человечество, чтобы выручить и спасти его. Потому ирмос 6 песни можно понимать вот так:  землей автор канона назвал плотское состояние порочности, а засовами вечными — связывающее страстное пристрастие к вещественному, от чего освободил нас Христос всеславным Своим воскресением.

***

        Тропарь: Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райские двери

         Перевод: Не повредивший заключенной (утробы) Девы в рождении твоем, Христе, ты восстал и из гроба, сохранив целыми печати его, и отверз нам двери рая.

         Смысл настоящего тропаря следующий. Подобно тому как Богочеловек Христос Иисус изшел неизреченно и превыше постижения из девственной утробы Своей Пресвятой Матери совершенно без повреждения (то есть растления) Её девства — так и когда воскрес Христос подобным образом сохранил целыми и невредимыми знамения, то есть печати гроба, которыми обезопасили его архиереи и фарисеи: «Они пошли и поставили у гроба стражу, — говорит Писание, — и приложили к камню печать» (Мф. 27:66). А Господь, проникнув без тления и превыше разума через эти двое заключенных врат — как девственной утробы, так и запечатанного гроба, — совершил это великое и поистине удивительное дело — посредством этих двух врат открыл для нас до сих пор заключенные врата рая.

       Тропарь: Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

       Перевод: Спаситель мой, живое и не принесенное в жертву жертвенное животное, как Бог, Сам Себя добровольно приводя к Отцу, и восстав из гроба, ты воскресил вместе и родоначальника Адама.

         Певец обращается к Господу и говорит: «О Спаситель мой! Ты живое и не принесенное в жертву жертвенное животное по Первой природе, то есть по природе Божества, иначе говоря, в силу этого Ты — Бог. В силу того, что Ты — Бог, Ты остался живым и не принесенным в жертву, а в силу того, что Ты — человек, Ты, как приносящий жертву (то есть Архиерей), вместе добровольно принес Самого Себя в жертву Богу и Отцу и отдал в Его руки и Свою кровь, и Свой дух, то есть предал Свою святую душу, и таким образом Ты был принесен в жертву и умер как Ты человек. И тем не менее, в силу того, как Бог Ты воскрес из гроба, вновь соединив Свою душу с телом и оживотворив его, и не только это Ты совершил, но и воскресил вместе с Самим Собой и Адама всеродного, то есть вместе со всем его родом.

       Стоит еще остановится на словах тропаря «яко Бог Сам Себе волею привед Отцу». Здесь автор канона прп.Иоанн Дамаскин заимствовал мысль у свт.Григория Богослов. Святитель Григорий сперва как бы недоумевал: кому Единородный Сын принес в жертву Свою Кровь — неужели противостоящему сатане или Богу-Отцу? Затем свт.Григорий разрешает это недоумение и справедливо судит, что Отец принял Кровь Сына, не потому, что Он требовал ее от Сына или нуждался в ней, но принял ее по домостроительству и потому, что человек нуждался в освящении человечеством Христовым, чтобы Сам Отец освободил нас от тирана-диавола, осудив его по праву силы и обратив нас к Себе Самому посредством Сына, Который стал посредником за нас и ради чести Отца по домостроительству устроил приношение собственной Крови

(составил Д.Ю. Гончаров по толкованию прп.Никодима Святогороца).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика