Публикации

« Назад

Тайны Канона ко Святому Причащению 27.10.2017 14:37

  Песнь 1

         Богородичен: Земле́ блага́я, благослове́нная Богоневе́сто, клас прозя́бшая неора́нный и спаси́тельный ми́ру, сподо́би мя сей яду́ща спасти́ся.

         Перевод: Земля благая, благословенная Божия Невеста, / Колос израстившая невозделанный и спасительный миру, / сподоби меня, Его вкушая, спасаться.

         Свт.Иоанн Златоуст пишет: «Из девственной земли (Господь) создал первозданного человека, но диавол, захватив его, как враг, ограбил и повредил, надругавшись над (Его) образом. И вот теперь Он хочет из девственной земли Сам явиться Новым Адамом, чтобы природа человеческая благовидно ратовала сама за себя и по праву могла торжествовать над своим насильником» (Слово на Благовещение Богородицы и против нечестивого Ария (Spuria)). Что же это за «девственная земля» из которой является Новый Адам – Иисус Христос? Эта земля, как мы видим, в богородичне Канона ко Святому Причащению благословенная Невеста Бога – Дева Мария! В раю Бог взял землю и вылепил Адама, а на Благовещение Бог взял плоть Марии и как из девстенной земли вылепил плоть для Второго Адама.

           «Клас прозя́бшая неора́нный»: после грехопадения Адама произошла во всей Вселенной нечто подобное чернобыльской аварии, только гораздо больше по последствиям. Все во Вселенной после адамова греха оказалось отравленным и пораженным, радиация осела по всей земле, все новые твари рождаются зараженными, земля и деревья плодоносят мутантов. Но нашелся один небольшой участок земли, который несмотря на радиацию и лучевую болезнь породил без участия человека («неоранный») колос, который дал больному человечеству Хлеб Жизни для Святого Причащения. Этой землею благою мы именуем Богородицу.

        Песнь 3

         Богородичен: Хле́ба живо́тнаго Tрапе́за Пресвята́я, свы́ше ми́лости ра́ди сше́дшаго, и ми́рови но́вый живо́т даю́щаго, и мене́ ны́не сподо́би недосто́йнаго, со стра́хом вкуси́ти сего́, и жи́ву бы́ти.

         Здесь Божью Матерь именуем Трапезою. Tрапе́за – это стол. «И стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб его всегдашний должен быть на нем» (Чис. 4:7). На столе, стоявшем в северном углу Святого в еврейском святилище, аккуратно были разложены двенадцать хлебов предложения. Хлеб предложения так называется, потому что это хлеб находился в храме перед Всевышним.  Христос — это наш праведный Хлеб предложения. Стол, на котором раскладывали хлебы предложения, назывался «чистым столом» (Лев. 24:6). Его изготавливали из дерева ситтим (акации) и обкладывали золотом. Помимо хлебов предложения, на этом столе стояли «блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния» (Чис. 4:7). Хлеб менялся каждую субботу (Лев. 24:8). Священники, заканчивавшие неделю служения, выносили старый хлеб, а новая чреда священников клала на его место свежевыпеченный хлеб. Дерево ситтим исключительно прочно и долговечно. Плотность его настолько велика, что оно, по сути дела, непроницаемо. Дерево ситтим (акация) обладает большой стойкостью к гниению, на нем практически не остается следов времени, оно неподвержено воздействию насекомых. Эти свойства делают акацию идеальным материалом для долгосрочного и надежного использования. От дерева ситтим исходит приятный аромат. Называемый иногда «чистым столом», стол с хлебами предложения был не только прочным по свойствам древесины и источал приятное благоухание, но и обложен чистым золотом изнутри и снаружи (Исх. 25:11). Сверкающее золото стола с хлебами предложения было прикрыто голубой шерстяной скатертью (Чис. 4:11). Золото, материал дерева ситтим, голубая скатерть, чистота – все это символы прекрасных качеств  Богоматери.

          Песнь 5

          Сло́ве Бо́жий и Бо́же, угль Те́ла Твое́го да бу́дет мне помраче́нному в просвеще́ние, и очище́ние оскверне́нной души́ мое́й Кровь Твоя́.

           Слово Божие – это Сын Божий Иисус Христос. Тело Его – угль. Раскроем Книгу Исайи. Однажды в храме – пророк Исаия точно указывает время, когда это произошло: в год смерти царя Озии (примерно 740 год до РХ) - он пережил Богоприсутствие, страшную в своей реальности близость Сущего. «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.  И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6.1-7).

        Во страшный час Святого Причащения в наши уста Серафим вложит Горящий Угль Тела Христова, чтобы удалить беззакония и очистить грех, «потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29).

        Песнь 9

        Христо́с е́сть, вкуси́те и ви́дите: Госпо́дь нас ра́ди, по нам бо дре́вле бы́вый, еди́ною Себе́ прине́с, я́ко приноше́ние Отцу́ Своему́, при́сно закала́ется, освяща́яй причаща́ющияся.

         Перевод: Он благ – Господь: вкусите и узрите! / Ибо ради нас некогда став (нам подобным), / и один раз принеся Себя как дар Отцу Своему, / всегда закалывается, освящая причащающихся.

         «При́сно закала́ется». Еще до сотворения человека, во время беседы между Лицами Святой Троицы о сотворении человека, когда Бог предвидел грехопадение Адама и его пленение в адскую тюрьму, Сын Божий принес Себя в дар Отцу, чтобы искупить грех человечества. В Книге Откровений об этом упомянуто так: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр.13:8). Принесение Себя Сыном Божьим в жертву Отцу за грех Адама изображено на иконе прп.Андрея Рублева «Троица».

 Таким образом, Сын Божий еще до времени сотворения мира, в вечности принес искупительную Жертву. Поэтому эта Жертва совершается всегда вне времени, и к Ней всегда можно прибегать причастившись Тела и Крови в любое время суток и в любом православном храме. 

А как человек, в пространственно-временном континууме, эту Жертву Сын Божий принес во время Тайной Вечери. На Тайной Вечери, которая была совершена вечером 13 нисана (по еврейскому календарю), Господь Иисус Христос показал ученикам образ Своих страданий, которые произойдут 14 нисана. Образ страданий Господь показал, предложив ученикам таинственные Хлеб и Вино. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20).

         Преломление Хлеба означает телесные страдания Христа на кресте, а вино – Кровь, пролитую Христом на кресте. Преломив Хлеб и разлив Вино, которые есть истинные Тело и Кровь Христа, Господь Иисус таким образом принес Себя в жертву за грехи людей как человек, а Его непосредственные страдания на кресте являются уже продолжением этого жертвоприношения, совершенного на Тайной Вечери.

          Вот такие два уровня Христовой Жертвы: вне времени и во времени.

***

          Богородичен: Богвоплоти́сяотчи́стыхкрове́йТвои́х; те́мжевся́кийродпое́тТя, Влады́чице, у́мнаяжемно́жествасла́вят, я́коТобо́юя́веузре́шавсе́миВлады́чествующаго, осуществова́вшагосячелове́чеством.

          Перевод: Бог воплотился от чистой крови Твоей. / Потому всякий род воспевает Тебя, Владычица, / и множества Бесплотных Тебя славят, / ибо через Тебя они ясно увидели над всем Владычествующего, / принявшего природу человеческую.

            После того как Сын Божий стал человеком и совершил наше спасение, люди получили даже больше, чем то, что имел Адам, когда был в раю: люди теперь могут соединяться с Богом, достичь обожения и увидеть Бога «лицем к лицу» (1Кор.13.12). Но даже ангелы благодаря Воплощению обрели новый способ богопознания: они теперь видят Бога, т.е. они могут свободно смотреть на Богочеловека, не пряча ликов под крылами. Поэтому апостол Павел, говоря о значении Церкви, ради создания которой и приходил Христос, делаясь видимым через принятие плоти, пишет так: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах (т.е. ангельским силам) многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф.3:8-11).

           Вот поэтому в заключительном богородичне Канона ко Святому Причащению и говорится, что Богородицу воспевают и славят за воплощение Сына Божьего не только люди, но и ангелы, т.к. они благодаря Богородице получили возможность воочию увидеть Бога. До этого ближайшие к Богу ангелы прикрывали крылами свои очи, не смея зреть на Огонь Божества: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое» (Ис.6.2).

(Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика