Публикации

« Назад

Таинства пасхальной трапезы 16.04.2020 00:40

Венцом Великого поста является евхаристическая пасхальная Трапеза, во время которой мы вкушаем закланного Агнца, взявшего на Себя грех мира (Ин.1:29). Эта таинственная Трапеза берет свое начало от страшной пасхальной ночи в Египте, когда евреи, заколов беспорочного ягненка, помазав его кровью косяки своих жилищ для защиты от Ангела смерти, потребив его мясо, совершили поспешный исход из страны порабощения. Детали этой древней пасхальной трапезы, которую евреи должны совершать каждый год, подробно расписаны в 12 главе Книги Исход, и имеют назидательный смысл для современных христиан. Главное символическое значение в пасхальной трапезе несет жертвенный Агнец, ибо он есть прообраз Христа!

 

Итак, Господь объявляет, что месяц, в который будет совершаться у евреев Пасха «[да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года» (Исх.12:2). Хотя события, описываемые в 12 главе Исхода, происходили в седьмом месяце установленного гражданского года (который начинался в сентябре-октябре), месяц Пасхи делался первым месяцем в израильском религиозном календаре. Название его – Авив (буквально «новые молодые колосья»). Именно в это время собирали урожай ячменя (март-апрель). После того, как Израиль будет уведен в плен, названия 4-х месяцев из 12 будут изменены на вавилонские, и апрель станет называться месяцем «нисаном», что означает «ранний» или «начало». Богом не просто так объявляется месяц пасхальной жертвы Агнца началом года, ибо начало всего есть Христос – «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18).

«В десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца» (Исх.12:3). Почему же не в первый день месяца? Это означает, что Жертва Христова принесена не при начале творения мира, но много воды с тех пор утекло человеческой истории, пока, наконец, Отец Небесный не сжалился и не послал Сына Своего Единородного пролить Кровь за людей, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

«Пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему» (Исх.12:3,4). Господь так распорядился, желая приобщить верующих к духовному общению с единоверными братьями; чтобы христианские семьи дружили друг с другом и совместно исследовали Священное Писание. Совместное общение христиан помогает лучше понять и усвоить божественные истины нашей христианской религии, т.е. полностью съесть агнца.

«Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз» (Исх.12:5). Потому что Иисус Христос был абсолютно безгрешен, а при воплощении принял мужской пол. Агнец должен быть однолетним, т.к. достижение одного года от рождения есть уже символ некого совершенства, а во Христе нет ничего несовершенного. «Возьмите его от овец, или от коз», – сказано (Исх. 12:5). Агнец по закону почитается как чистая и непорочная жертва, а козлы всегда приносятся на жертвенник за грехи. И все это есть во Христе, т.к. Он одновременно Жертва непорочная, прославляющая Бога-Отца, и, одновременно, Жертва за грехи людские.

«И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером» (Исх.12:6). Агнца закалывают в 14 день месяца, когда наступает полнолуние, когда луна имеет полный свой блеск, и как бы ложным светом озаряет вселенную, впрочем так, что уже начинает мало-помалу прекращать этот свет. Луна есть образа диавола, который есть князь тьмы и ложным светом озаряет души людей, живущих во тьме неведения, у которых ночь в сердце. И именно когда язычники во всю славили диавола, родился и умер Христос, дабы взошел истинный свет Солнца правды. Агнец заколается вечером, т.к. Христос пришел принести Жертву в последние времена на закате земной истории, ведь Иоанн сказал: «Дети! последнее время» (1Ин.2:18).

«И пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» (Исх.12:7). Дома – это тела, в которых мы обитаем, а косяки и перекладины дверей есть чувства наши, которые должны быть духовно помазаны Кровью Христовой. Обо косяка должны быть помазаны, ибо Кровь Христову мы должны принимать не

только устами телесными, но и сердечными. Сердечными устами тот принял Кровь Христову, кто желает подражать страданию Его, распиная в себе греховные страсти. В этом смысле, перекладина есть самое намерение, которое выше деяний. Итак, кто направляет намерение своего мышления к подражанию Господнему страданию, тот помазует перекладину дома кровью Агнца.

«Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его» (Исх.12:8). Съедать нужно в ночь, т.к. причащаемся мы Тела и Крови Господа в век настоящий, который есть ночь, а день – это век будущий, когда настанет Царство Божье. Как говорится в 5-й утренней молитве: «И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына». Для бодрой духовной жизни необходимо мясо Агнца. Мясо должно быть испечено на огне, потому что кто приступает ко Христу, тот должен гореть духом – «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). Есть надо с пресным хлебом, т.е. чтобы не было в нас никакой закваски фарисйской (Мф.16:6), т.е. порока и лицемерия. Есть надо с горькими травами, т.е. всякий кто приступает ко Христу, должен знать, что без горечи искушений и трудностей, без горечи поста и воздержания не достигнуть ему добродетелей и Царствия Христа Бога нашего.

«Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями» (Исх.12:9). Недопеченное, т.е. сырое, или сваренное в воде (от чего водянистое) есть символы всякой ереси и неправомыслия, что не должно иметь места в душах верующих. Съесть нужно голову с ногами и внутренностями. Голова – есть Божество Христа, а ноги – его человечество. Потому всякий христианин, вкушая Тело и Кровь Христову, должен исповедовать Его и Богом и человеком. В тоже время, съедать голову Агнца, значит веровать, что Христос есть Бог, а съедать ноги значит последовать по следам Христа, подражая Его любви к людям. А съедать внутренности Агнца, значит исследовать сокровенное учение о Господе и восходить к глубокому Богопознанию.

«Не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне» (Исх.12:10). Это означает, что познание Господа не стоит отлагать на завтра или до каких-либо лучших времен. Откладывают также те, кто отлагает на потом свое Крещение или Причастие. Недоеденные остатки Агнца надо сжигать на огне, т.е. то, что мы не усвоили в христианском учении, то мы должны предавать во власть Святого Духа, символом Которого является огонь. Пусть Дух Святой, Который есть Дух истины (Ин.16:13), Сам просветит нас, когда Ему будет угодно. Сжечь остатки надо до утра, т.к. утром, т.е. во дни Царства будущего века мы увидим Бога «лицем к лицу» (1Кор.13:12) и познаем все до конца.

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня» (Исх.12:11). Вкушать Агнца надо препоясав чресла свои ремнем, т.е. обуздав похоть, потому и предписывается супругам перед Причастием воздержание. Пояс на чреслах означает также бодрость и готовность идти после Причастия в мир проповедовать и совершать добрые дела. Обувь должна быть на ногах и посохи в руках – сопричастные Христу должны с готовностью приступать к делам, которые подобают святым, и стремительно идти туда, куда призывает их воля Божья. Вкушать Агнца надо с поспешностью, потому что с поспешностью надо познавать повеления Божии и радости Небесного Отечества. С поспешностью надо стараться исполнять заповеди жизни. Потому что сегодня мы знаем, что можно делать добро, но можно ли завтра, не знаем. Итак, с поспешностью надо съедать Пасху («Пасха наша, Христос, заклан за нас» 1Кор.15:7), т. е. с усилием домогаться торжества в Небесном Отечестве. Никто не должен медлить на пути сей жизни, дабы не потерять места в Отечестве.

«И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее» (Исх.12:43). Т.е. некрещеные и неверующие не должны причащаться Тела и Крови Господних.

«В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте» (Исх.12:46). Это означает, что христиане должны причащаться только в Единой Святой Апостольской Православной Церкви и должны гнушаться еретических сообществ. Костей Агнца нельзя сокрушать. Это означает, что недопустимо искажать христианские догматы и вводить свои еретические учения, но смиряться перед Божественным Откровением. Так сокрушили кости

Божественного Агнца ариане, монофизиты, несториане и другие еретики, превратно учившие о Господе Иисусе Христе. «И костей ее не сокрушайте» (Исх.12:46), ибо хотя руки и ноги у Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копием, но кость не сокрушена у Него (Ин.19:33).

 

(составил Д.Ю. Гончаров на основе толкований свт.Кирилла Александрийского, свт.Григория Двоеслова, прп.Ефрема Сирина, прп.Иоанн Лествичника, прп.Нила Синайского и др.)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика