Публикации

« Назад

Святая гордость 29.08.2019 16:42

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной (способность для различения добра и зла), желательной (сила для стремления к добру) и раздражительной (раздражительная сила – это душевный нерв, сообщающий душе энергию для добрых дел и борьбы со злом). Эти силы нам Бог дал для жизни, но грехопадение всё извратило в человеке, в т.ч. повредились душевные силы. Прп.Симеон Новый Богослов пишет: «со времени преступления Адамова растлились все естественныя силы человеческаго естества, т.е. ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в трех частях души — мысленной, раздражительной и пожелательной. Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может желать, но желает несмысленно; может раздражаться, но раздражается неразумно. По сей причине, всё что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно» (Слово 41). Ещё прп.Симеон пишет следующее: «Некоторые думают, что человеческое естество по природе страстно, по природе подлежит страстям, и в доказательство того указывают на гнев и пожелание. Но дело не так есть, как они говорят: ибо гнев и пожелание даны Богом естеству человеческому не как страсти, каковы они теперь, а как добрые расположения; и человек получил эти блага от благого Бога, как признаки, показывающие в нем разумную тварь. Если гнев и похотение даны и безсловесным животным, то даны не в том же значении, как даны они человеку. Даны человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум; и пока ум сей был здрав, пребывали в своем чине и эти движения, именно: пожелание устремлялось к мысленным благам Божиим и их вожделевало, а гнев (чрез раздражение, ревность) опять это же самое пожелание раздражал и приводил в напряжение, чтоб оно с большим рвением вожделевало оных благ божественных, и мало–по–малу востекая горе (т.е. ввысь), приблизилось к Богу и Им услаждалось. Но поскольку ум наш занемог и потерял здравие, которое хранило его в должном порядке и, как больной и поврежденный, вышел из своего чина и растлился, и стал, вместо того чтоб помышлять о небесных благах, помышлять только о мирском; то по сей причине вожделевает он того, что несообразно с ним, и гневается неразумно, и чрез то уподобляется зверям и скотам. Но христианин, который сделался здравым по уму благодатию Христовою, опять вожделевает только Божиих благ, для которых даны естеству человеческому и гнев (раздражительность, энергия) и пожелание. Таким образом гнев и пожелание не первоначально суть страсти, но стали таковыми вследствие потери умом нашим здравия. По причине преступления Адамова разстроились силы естества человеческаго, т. е. ум, желание, чувство. Почему может он умствовать, но умствует неправо; может желать, но желаниями неразумными; может являть ретивость ( — гнев, раздражение, рвение), но безсмысленно. От сего мысли и помышления его, то, как он о чем думает и как что представляет, и то, что и как чувствует, все это криво и ошибочно. Враг наш диавол с клевретами своими бесами, произведший первое падение, мысленно втесняется в сие наше внутреннее настроение, паче и паче возмущает его, и держа нас в нем, как в облаке каком мрачном, заставляет во всем творить его хотения на пагубу самим себе» (Слово 24).

           Мы знаем из аскетического учения Церкви, что душа грешника охвачена главным образом восемью страстями. Эти страсти представляют собой искаженные добродетели или силы души, которые Бог вложил в человека, но которые испортились в результате грехопадения. Человеку необходимо совладать своими страстями и управить в их нужное русло, заставить их служить добру.

Так страсть чревоугодия есть искаженная естественная потребность человека в пище как источнике энергии для нормальной жизнедеятельности, но грех извратил эту потребность в неумеренное объедение и бесполезное лакомство.

Блудная страсть представляет собой искажение силы любви, которую Бог вложил в человека. Человек должен любить и желать Бога (Свой образ). «Есть в нас по естеству вожделение (к Богу) — и без сего вожделения к Богу нет и любви: ради сего Даниил назван мужем желаний (Дан.9:23); но враг (сатана) изменил его (вожделение по естеству) в срамное похотение, чтоб похотствовать всякой нечистоты» (авва Исаия, Слово 2). В Псалтири есть такой стих: «Яко ля́двия моя наполнишася поруга́ний» (Пс.37:9), по-русски: «чресла (бедра) мои полны воспалениями». Феодорит Кирский толкует: «Под словом «лядвия» дает разуметь похотение; потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания. Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость» (Толкование на 150 псалмов). Таким образом, Давид этими словами сокрушается, что он силу любви направил не к Богу, а на блуд. Также блудная страсть имеет основание в нашей природе в том, что Бог вложил в нас способность к деторождению. «Похоть, управляемая с умеренностью, делает тебя отцом, т.к. она бывает полезною для рождения детей; а если не умеряется, то часто ввергает тебя в блуд и прелюбодеяние» (свт.И.Златоуст, Беседа на Пс.137).

Страсть гнева. Иерей Даниил Сысоев говорил: «Сам по себе гнев вложен в нас Богом, и его задача – быть иммунной силой нашей души, чтобы таким образом бороться со злом и приучаться к добродетелям. У гнева есть вторая сторона, которая называется рвение, ревность к славе Божией; гнев в нормальном его проявлении должен отторгать зло. Он должен быть направленным на все то, что хочет удалить нас от Бога, и, напротив, должен понуждать нас к доброделанию» (Беседы о страстях). Гнев нужно использовать против бесов. Прп.Нил Синайский в письме монаху Юлиану пишет как надо гневаться на демонов, причём надо использовать при этом слова из Писания: «Когда хвалят тебя демоны, внушая тебе мысли, что велики твои бдения, велико твое воздержание, велики твои подвиги, не хвали себя сам и не услаждайся их похвалами, и не соглашайся с ними, но паче негодуй на них и гневайся, говоря по Писанию: «удалитесь от меня» (Пс.118:115) волки и душегубцы, отступите от меня виновники и делатели всякого порока и лукавства, будьте всегда вы прокляты и ненавидимы. Да проклянет вас проклявший человекоугодие, матерь всего недозволенного и бесчинного. Да проклянет вас во всякое время, на всяком месте, во всяком деле, да будут прокляты и исчадия утробы вашей, то есть порождения тщеславия. «И весь народ скажет: аминь!» (Втор.27:16). К монаху Никону он пишет так: «Бедный человек всегда обыкновенно стремится к вредному, потому что непрестанно ополчается на него множество демонов и побуждает его на худое. Но мы будем отражать насилие силою. Ибо подвизающийся обязан исправлять всякую нечистую мысль, вооружаться гневом на себя самого и призывать в помощь Всесовершенного, прежде нежели помысл расслабнет и изнеможет». Т.е. гневаться нам нужно не на ближних, а на свои нечистые помыслы, которые всевают в нас злые духи. Авва Исаия говорит: «Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т.е. если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага. Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи. Есть ненависть духа, сообразная естеству, которая побудила пророка Илию умертвить всех студных пророков, каких он тогда нашел (3 Цар.18: 40). Без сей ненависти ко врагу не открывается слава души. Но сия ненависть в нас превращена в противоестественное; мы ненавидим ближнего, презираем его, и эта ненависть истребляет все добродетели» (Слово 2). Один из 12 отцов в Древнем патерике рассказывал про свои подвиги: «Считая злые похотения за змей и порождения ехидны, когда почувствую я, что они зарождаются в сердце моем, наблюдая над ними, с угрозами и гневом я иссушаю их и не перестаю гневаться на тело мое и душу мою, чтобы не сделали они чего-либо худого». И.Златоуст учит как надо гневаться: «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов — вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас» (Беседа на Послание к Ефесянам, 2). Все, наверное, слышали в Псалтири такие слова: «Гневаясь, не согрешайте». Что это значит? Прп.Исидор Пелусиот объясняет: «Телесные удовольствия обольстительны и сильны для того, чтобы очаровать, лишить владычества рассудок и все поставить вверх дном. Но если раздражительная сила будет помогать рассудку и повиноваться ему, как телохранитель царю, то они легко будут преодолены. Как скоро подвигнется на них праведный гнев, они не выдержат угрозы, в бессилии обратятся в бегство, уступив победу рассудку, который и должен побеждать. Вот смысл того, что повелел Песнопевец и что желал ты узнать: гневаясь, не согрешайте (Пс.4:5)».

       Из Писания мы знаем, что Бог ненавидит зло и грех (Притч.6:16). Христиане также должны иметь святую ненависть. Авва Исаия приводит примеры святой ненависти: «без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом, как Финеес, сын Елеазаров, разгневавшись, заклал мужа и жену, и престал гнев Господа на народ Свой (Чис.25:7–9). Есть в уме ненависть по естеству, так: когда нашла она на Илию, он заклал мерзких пророков (3 Цар.18:40), равно и Самуил по ней поступил с Агагом царем амаликским (1 Цар.15:33) — и без ненависти к врагам достоинство души не обнаруживается» (Слово 2). Ненависть, как и любовь, это тоже дар Божий: «на пользу разумной душе даровал Бог все способности, как способность любить, так и способность ненавидеть, чтобы, управляемые разумом, любили мы добродетель и ненавидели порок. Бывают же случаи, когда похвально оказывать ненависть. «Не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами» (Пс. 138, 21–22) (свт.Василий Великий, Беседа на Пс.44). Более того, надо быть не только гневливым на свои грехи и на бесов, но и злопамятным на них: «Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит» (прп.Иоанн Синайский, Лествица, 9).

Страсть сребролюбия – единственная страсть, которая не имеет основания в нашей природе. Если другие страсти имеют побуждение в нашей человеческой природе, то сребролюбие ей абсолютно чуждо. Поэтому если другие страсти можно назвать естественными, то сребролюбие – противоестественной.

Страсти печали и уныния. Способность печалиться Бог вложил в нас, чтобы мы с помощью неё лечили зло в своей душе, т.е. грехи, «ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10). Если мы согрешили, то надо опечалиться и омыть грех слезами. Св.прав.Николай Кавасила пишет: «для зла душевного печаль есть врачевство, она и будущее зло предуничтожает, и настоящее прекращает, и вину соделанного может разрешить. По сей причине, кажется мне, она от начала вложена в природу, так как ни в чем ином не может вспомоществовать нам. И вместе со скорбью совершается в нас наказание того, на что мы дерзнули, а для очищенных таким образом уже не нужны другие раны» (Слово 7). Но люди эту способность используют не по назначению и печалятся по пустякам, тем самым губят себя: «печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10). Также и с унынием: «Бог вложил уныние в нашу природу не для того, чтобы мы предавались ему неразумно, неблаговременно и при всяких обстоятельствах, и не для того, чтобы губили самих себя, но чтобы получали от него величайшую пользу. Как же мы можем получить от него пользу? Если будем предаваться ему в надлежащее время; а время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого–либо потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни» (свт.И.Златоуст, к Стагирию, Слово 3).

Страсти тщеславия. Желание славы и чести вложено в нас Самим Богом, но эту славу мы должны искать от Бога, а не от людей. Слава от людей тщетна (пуста), т.к. люди переменчивы (сегодня хвалят, завтра ругают), отсюда и пошло слово тщеславие. Но Бог дает вечную славу. Прп.Исидор Пелусиот пишет: «Спасительное Слово, премудро и со знанием дела смиряя и направляя к лучшему страсть честолюбия, которая сильно, деятельно и страшно овладела человеческим родом, говорит: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф.6:1). Господь, как Творец и Создатель, хорошо знал, что изначала вложены в людей семена честолюбия не без цели и не напрасно, но чтобы люди, будучи пламенными любителями чести, преуспевали в лучшем. Но, обладая сим прекрасным охранением от рабства низким страстям, т.е. любовью к чести, люди дали сему прирожденному дару противоположное направление и обратили к чести земной, забыв о небесной. Посему Господь, как наилучший земледелатель, снова прилагая попечение о душе, отсекает отростки, которые приносят худое, и останавливает страшно увеличившееся стремление к славе человеческой» (Письмо 3.124 Евтонию). Итак, чтобы исторгнуть с корнем желание делать добро напоказ, Христос велит делать его тайно, дабы не лишиться почестей, которых так сильно любят люди.

Страсть гордости. Гордость – это возношение себя. Гордость вложена в нас Богом, чтобы мы превозносились над нашими единственными врагами – демонами. Но падший человек силу гордости используют неразумно, и превозносится над ближним своим. Авва Исаия пишет: «Есть возвышение ума над врагами, не противное естеству, ощутив которое Иов поносил врагов своих так: бесчестные и презренные, лишенные всякого добра, которых не считал наравне с псами при моих стадах (Иов. 30: 4, 1, Септ.). Мы теперь не имеем сего возвышения над врагами (душевными); мы уничижаемся пред ними, тогда как гордо препираемся с ближними, почитая себя праведнейшими их; и такой гордостью мы соделываем себе Бога врагом» (Слово 2).

       Итак, узнав подлинное основание наших греховных страстей, давайте постараемся обуздать их и освятить, т.е. вернуть их в нужное русло: станем в меру питаться, похоть обратим в любовь к Богу, возненавидим грех и демонов, поплачем о своих грехах, возжелаем небесных венцов и возгордимся святой гордостью над дьяволом!

 

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика