Публикации

« Назад

Свадьба в Древнем Израиле 01.10.2018 16:10

В Ветхом Завете нет слова для обозначения одинокого: состояние брака — это норма. Пророк Иеремия получил от Бога приказ не жениться и не иметь детей, чтобы всецело посвятить себя пророческой миссии – это случай, пожалуй, единственный. Обычно мужчина женится. Свадьба важна, поскольку брак заключается, чтобы продолжить род, и придает статус женщине, которая переходит в результате в клан мужа: из одной семьи в другую. Невеста становится собственностью мужа, который является ее господином, или ваалом («ваал» по др.-евр. значит «господин», отсюда названия хананейских и финикийских богов: Ваал, Ваалфегор, Ваал-Зебуб и т.д.). Брак у евреев полигамен и предусматривает, кроме законных жен, существование наложниц (т.е. рабынь, находящихся в личной зависимости). Изначально это были, вероятно, чужеземки, но позднее наложницами становились и еврейки. Их покупали или брали в плен. Как в большинстве обществ, где полигамия (т.е. многожёнство) была легальной, в Древнем Израиле довольно большое количество семей было моногамным. Полигамия была уделом небольшого числа богатых вельмож: она свидетельствовала о большом могуществе и политической власти. Отец жены мог ограничить контрактом число жен, которых он позволял завести своему будущему зятю.

       В Древнем Израиле было принято, чтобы родители выбирали своим детям жениха и невесту, обращая внимание на происхождение семьи. Родители спрашивали согласие сына или дочери на брак.  Необходимо различать помолвку и брак. Помолвка заключается после выплаты определенной суммы, которая дает право жениху надеяться на свадьбу. Помолвка важна, поскольку определяет статус невесты в ее будущем доме: кем она будет - женой или наложницей. После свадьбы отцу невесты выплачивается более значительная сумма, которая расценивается как залог или возмещение убытка клану в результате ухода женщины. При заключении брака никакого акта не подписывалось. Даже выплата приданого происходила без документального оформления, из рук в руки. В более позднюю эпоху подписывались документы, в которых фиксировались неустойки, которые надлежало выплатить женщине в случае развода. В остальном церемония оставалась исключительно устной и состояла в публичном провозглашении союза брачующихся и их кланов при участии свидетелей. Приданое невесты было, разумеется, объектом торга перед свадьбой. Цена девственницы определяется Второзаконием в 50 серебряных монет: невинность ценилась высоко (Втор.22.28). В том случае, если у жениха не было денег, он мог отработать стоимость невесты на службе у ее отца. Влюбленный Иаков должен был служить у Лавана четырнадцать лет, чтобы жениться на своей любимой Рахили после службы за нелюбимую Лию. Брачная церемония заключалась в шествии свадебного кортежа, банкете и венчании. После трапезы одним из существенных моментов было установление невинности невесты: белье, испачканное кровью девственницы, было важным доказательством в случае судебных споров.

        Описать всю последовательность брачной церемонии в правильном порядке для меня сложновато, да и знаний не хватает, поэтому чтобы не допустить ошибок, делать этого не будем. Остановимся лишь на очень интересной части свадьбы – брачном шествии. Когда отец жениха говорил ему, что все готово (брачный пир и брачная комната), жених шел в дом к невесте. Это могло произойти в любой момент, поэтому невеста всегда должна была быть готова принять своего жениха. Английский географ Александр Джордж Финдлей оставил такое интересное свидетельство о виденной им еврейской свадьбе в Палестине в XIX веке: "Когда мы приближались к воротам галилейского города, - пишет он, - я увидел десять нарядно одетых дев, игравших на каких-то музыкальных инструментах и танцевавших на дороге перед нашим автомобилем. На мой вопрос, что они делают, переводчик сказал мне, что они составляют компанию невесте в ожидании жениха. Я спросил переводчика, можно ли увидеть само бракосочетание, но он покачал головой и сказал: "Может быть, оно будет сегодня вечером, или завтра вечером, или через две недели, никто никогда точно не знает этого". Жених прибывает неожиданно, иногда среди ночи; он, правда, должен, по общему мнению, послать впереди по улице человека, который выкрикивает: "Смотрите! Жених идет!", но это могло быть в любое время, и потому все должны были в любое время быть готовыми выйти на улицу, чтобы встретить его, когда бы он ни захотел прийти... Важно также отметить, что с наступлением темноты никто не может выходить на улицу без зажженной лампы, и что, если жених прибыл, то двери за ним закрывались, опоздавшим войти уже не разрешалось". Теперь становится понятен исторический контекст притчи Иисуса Христа о 10 девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).

      Итак, в Древнем Израиле, жених, собственноручно наряженный своей матерью, с головой, увенчанной венцом, под вечер выходил навстречу невесте. Его сопровождали близкие друзья и товарищи. В свою очередь подруги невесты выводили её, укрытую легким покрывалом, навстречу жениху. Затем к процессии присоединялись родственники, знакомые, соседи и обязательно музыканты. В честь празднества ярко зажигались светильники и факелы. Невеста была одета в лучшие светлые одежды. Жених только на мгновение мог его открыть, чтобы убедиться, что ведет обрученную ему невесту, в память того, что Иаков был обманут в брачную ночь. Оттуда он возвращался к себе домой, ведя невесту, сопровождаемую подругами и родственниками. Во время шествия пели стихи из «Песни Песней» царя Соломона.

      Свадьба длилась целых семь дней и была большим праздником. Любой прохожий мог присоединиться к празднованию свадьбы и испить вина. Потому вином надо было запастись на время празднования свадьбы в предостаточном количестве. Поэтому когда вино кончилось во время брака в Кане Галилейской (Ин.2), на которой пребывал Христос, это было большим позором. Вино было важным элементом иудейского праздника. "Без вина, - говорили раввины, - нет радости". Нельзя сказать, чтобы люди пьянствовали, но на востоке вино играло важное значение как напиток. Пьянство, собственно, было позором, люди пили вино разбавленным водой в отношении два к трем: на две части вина - три части воды. Недостаток продуктов при появлении гостя неприятен в любое время, потому что гостеприимство на востоке - святое дело; тем более отсутствие еды и питья на свадебном пиру оказалось бы чрезвычайно унизительным для жениха и невесты.

       Новобрачные не отправлялись в свадебное путешествие: они оставались дома и в течение недели принимали всех гостей; они были одеты в свадебные наряды и на головах их были венцы; с ними обращались как с царствующими особами и даже называли их царем и царицей и слово их было законом. В жизни полной нужды и тяжелой работы эта неделя праздности и радости была очень важным моментом. Бракосочетание являлось семейным обрядом, в котором участие священника не требовалось.

  (составил Д.Ю. Гончаров по материалам библеистов А.Шураки, У.Баркли и др.)

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика