Публикации

« Назад

Сошествие Христа во ад 30.04.2019 17:33

В богослужении Крестопоклонной недели Великого пост на икосе утреннего канона такие слова:

       Три креста водрузил на Голгофе Пилат: / два – разбойникам, и один – жизни Подателю. / Его увидел ад и обратился / к находившимся в преисподней: / "О служители мои и воинства мои! / Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? / Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно, / и скоро буду я расторгнут! / Внутренности мои болят, чрево мое страдает, / чувства мои дух мой томят, / и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, / из-за древа преданных мне. / Ведь это Древо их вводит снова в рай!"

      Мы видим, что ад стенает от боли, т.к. распятый Господь Иисус Христос Крестом пронзил его в  самое чрево, в котором уже много тысяч лет содержались проглоченные им души праведников и грешников. По иудейской терминологии ад называют шеол. Шеол, еще со времен древнего иудаизма, представляется большим  страшным чудовищем, которое проглатывает мертвых. И вот Христос на Голгофе поражает адово чрево и спускается в его разверзнувшуюся пасть и умерщвляет Его Своим блистанием: "Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!" (воскресный тропарь 2 гласа, поемый в Великую Субботу).

         В богослужении Великой Субботы эта тема продолжается так:

         Из 1 статии на 17 кафизме утрени Великой Субботы:

           Ад како стерпит, Спасе, пришествие Твое, / а не паче болезнует омрачаемь, / блистания света Твоего зарею ослеплен?

          Якоже света светильник, / ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, (как под сосудом скрывается) / и отгоняет сущую во аде тьму.

         Живота камень (т.е. Христос Камень Жизни) во чреве прием, / ад всеядец, изблева, / от века яже поглоти мертвыя.

          Послушав, Слове, Отца Твоего, / даже до ада лютаго сошел еси, / и воскресил еси род человеческий

            Из 2 статии на 17 кафизме утрени Великой Субботы:

        Зашел еси под землю, Светоносец правды, / и мертвыя якоже от сна воздвигл еси, / отгнав всякую тьму сущую во аде.

       Ужасеся (содрогнулся) ад Спасе, зря Тя Жизнодавца, / богатство онаго упраждняюща (расхищающего его богатство), / и яже от века мертвыя возставляюща.

          Ад лютый потрепета (затрепетал), / егда Тя виде Солнце Славы Безсмертне, / и издаваше юзники тщательно (и отпускал узников поспешно).

         Икос утреннего канона Великой Субботы:

        Содержай вся на Крест вознесеся, / и рыдает вся тварь, Того видящи нага висяща на древе, / солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет: / земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, / и камение распадеся, гроби же многи отверзошася, / и телеса восташа святых мужей. / Ад низу стенет, / и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. / Жены же взывают: / сия суббота есть преблагословенная, / в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен.

         Песнь 7 утреннего канона Великой Субботы в современном переводе:

        Уязвлен в сердце ад, / приняв Пронзенного копьем в ребра, / и стенает, огнем божественным поглощаемый, / ко спасению нас, поющих: / "Боже, Искупитель, благословен Ты!".

         Церковные авторы при написании этих песнопений вдохновились описанием этих событий в апокрифическом Евангелии от Никодима, которое содержит в т.ч. древние предания, идущие еще со времен апостольских. В Евангелие от Никодима содержится описание сошествия Христа во ад.

         Мы знаем, что произошло после того, как Христос испустил дух на кресте: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Матф.27:52,53). Согласно Евангелию от Никодима, воскресшие были сыновья Симеона Богоприимца – Харин и Лентий. Вот они и поведали, что произошло в аду, когда сходил туда Христос. «Когда со всеми отцами нашими мы были заключены в глубине преисподней, во тьме кромешной, внезапно сотворилось золотое сияние солнца пресветлого, и озарил нас царственный свет, пробудивший род человеческий. Тогда Адам и все праотцы и пророки, возвеселившись, сказали: "Это от Света Вышнего - Свет Вечный, это Сын, Который завещал послать нам равновечный Свой Свет». И так возгласил пророк Исайя: "Это Свет Отца, Сын Божий - как прежде сказал я, когда жил на земле: "Земля Завулонова и земля Неффалимова, страна Заиорданская, страна Галилейская, люди, во тьме ходящие, увидят свет великий; живущие в стране мрака свет воссияет вам". И ныне Свет пришел и озарил нас, в смерти сидящих" (Ис. 9:1-2). И когда мы радовались о Свете, который воссиял нам, пришел отец наш Симеон и, радуясь, сказал всем: "Восславьте Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ибо я принял Его во храме на руки свои - Отрока, рожденного от Девы - и, побуждаемый Духом Святым, поведал Ему: "Ныне видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех людей, свет в откровение народам и во славу людей Твоих в Израиле". И потом пришел Иоанн Креститель, на отшельника похожий, и спросили его все: "Кто ты?" Он же, отвечая, сказал: "Я - пророк Вышнего, предваривший пришествие Его во оставление грехов. И видел я, как пришел Он ко мне, и, побуждаемый Духом Святым, поведал я: "Это идет Агнец Божий, принявший грехи всего мира". И крестил я Его в реке Иорданской. И видел я Духа Святого, на Него нисходящего в образе голубином, и слышал с неба голос, говорящий: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". И ныне перед лицом Его пришел я возвестить вам, что приблизился Сын Божий от Вышнего, чтобы в вышнем мире поселить нас, издавна сидящих во тьме и сени смертной". (Евангелие Никодима 18:1-6).

            И когда радовались все святые, пришел главный царь смерти диавол и сказал Аду; "Приготовься принять Иисуса, который славится как Сын Божий, но он - человек, боящийся смерти, ибо сказал: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26.38).  И Он мне много противится и много зла творит. Ибо сделал я людей слепыми и хромыми, горбатыми и уродливыми, глухими страждущими, а Он их словом исцеляет; и даже тех, то я мертвыми к тебе послал, Он от тебя живыми вывел"».

         Но Ад стал сомневаться, что Иисус Христос простой человек. Тогда диавол, «глава нечистой силы отвечал ему: "Что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению, и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него, заострил копье, чтобы Его пронзить, желчь и уксус смешал, чтобы дать пить Ему, и древо приготовил для распятия Его, и гвозди, чтобы пробить руки Его и ноги"…. Ад, отвечая, сказал: "Тот ли Он, кто мертвых у меня отнял? Это те, кого я пленил, когда жили они на земле, и их у меня мертвыми отбирает силой Божией и к Богу Отцу Своему молитвой приводит. Ибо Он - Бог всемогущий и делает все, что хочет. Тот ли это Иисус, который словом Своим мертвых вывел от меня? Может быть, это Тот, кто Лазаря смердящего, сгнившего за четыре дня, которого я мертвым держал, властию Своею заставил встать живым?" И Аду диавол сказал: "Истинно, это тот Иисус". Услышав это, Ад сказал ему: "Заклинаю тебя силами твоими и моими - не приводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповедь слов Его, сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение. Ибо никто не мог Лазаря удержать, но, встрепенувшись как орел, со всей быстротою и скоростью вскочив, прочь устремился он от нас. И сама земля, державшая мертвое тело Лазаря, тотчас отпустила его живым. Вот и теперь я знаю, что человек, который может сделать такое, - это Бог сильный и обладающий властью, и в человеческом естестве - Спаситель Он людского рода. И, если приведешь Его ко мне, то всех, которые здесь заключены в безнадежной темнице, связаны грехами уз неразрешимых,- разрешит Он их и в жизнь божественного естества Своего приведет"». (Евангелие Никодима 20:1-7).

         Когда же говорили между собою, раздался голос, грому подобный, и множества духов клич: "Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!" (Пс. 23:7). Услышав это, сказал Ад главному Сатане: "Исчезни от меня! Прочь иди от мест моих! Ибо если ты - могучий противник, борись с Царем славы. Что тебе стоит справиться с Ним?" И изгнал Ад Сатану от мест своих. И сказал мучителям - своим нечестивым помощникам: "Заприте страшные врата медные, и железные затворы забейте, и сопротивляйтесь сильно, чтобы не увели нас схваченными в плен". Услышав это, все множество святых голосом громким сказало Аду: "Распахни врата свои, и войдет Царь славы!" И возопил пророк Давид: "Разве не поведал я вам, когда прежде жил на земле: "Исповедайтесь Господу и милости Его, и чудеса Его поведаются сынам человеческим, ибо разрушил Он врата медные и затворы железные сокрушил; принял их от пути неправды их" (Пс. 106:16-17) . И потом сказал всем святым Исайя: "А разве я не поведал вам прежде, когда жил на земле: "Восстанут мертвые, и воскреснут те, кто в гробах, и возвеселятся на земле. Ибо роса, которая от Бога, во исцеление им есть. Земля же нечестивых падет" (Ис. 26:19). Услышав это от  Исайи, святые сказали Аду: "Распахни свои врата, ныне ты побежден и, изнемогая, утратишь власть свою". И был голос, подобный грому: "Уберите врата царей ваших, и воздвигните врата вечные и войдет Царь славы….. И пришел Царь славы во образе человеческом, Господь пресильный, и вечную тьму озарил, неразрешимые узы расторг, и посетил нас, сидящих во тьме греховной. (Евангелие Никодима 21:1-12).

             Увидев это, Ад и служители его бесчестные задрожали в собственных царствах своих, познав столь великого света сияние…. И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив диавола, связал его, предал его муке вечной (Откр. 20:1-3), и увлек земного нашего отца Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние. (Евангелие Никодима 22:1-4).

      И сказал Господь, простирая руку Свою: "Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего…. И держа правую руку Адама, вышел из ада, и все святые последовали Богу. (Евангелие Никодима 24.1-5)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика