Публикации

« Назад

Снидем со Христом в преисподнюю – наблюдать чудеса сокровенные 10.04.2018 13:35

Свт. Епифаний Кипрский:

     «Что это? Отчего ныне такое глубокое молчание на земли, и такая тишина? – Оттого глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию, и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время, и возбудил от века спавших во аде. 

       Бог, солнце, Христос зашел под землю, и оставил иудеев во всегдашнем мраке. Ныне возсияло спасение живущим на земли и находившимся от века в преисподней; ныне возсияло спасение миру видимому и невидимому. Бог приходит с неба на землю, а с земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от века, радуйтесь, и седящие во тьме и сени смертной, приимите свет велий! Владыка среди рабов, Бог среди мертвых, Жизнь среди смертных; Невинный с повинными, невечерний Свет – с седящими во тьме и сени смертней! Среди плененных – Освободитель; Сущий превыше небес – среди населяющих преисподнюю. Христос на земли – и мы уверовали; Христос в числе мертвых, – снидем и мы с Ним в преисподнюю, и посмотрим на совершающияся там тайны; уразумеем чудеса сокровенныя под землею, производимыя сокровенным (Христом).

         Узнаем, как и находящимся в аде явилось благовестие. Что же? Ужели Бог, сошедши во ад, спасает всех без разбора? Нет. Он и там спасает одних уверовавших. 

        В темной утробе ада был великий Иоанн, бо́льший из всех Пророков, который всем находившимся в аде предвозвещал Христа; чем самым и соделался вдвойне Предтечею – проповедником для живых и мертвых; он из узилища Иродова был послан во всемирное узилище адское, где от века пребывали скончавшиеся праведники и неправедные. Но пророки и все праведники непрестанно молили оттуда Господа, чтобы избавил их от скорбей и вечно-мрачной ночи; ибо иной из них говорил: «из чрева адова услыши глас мой!» (Ион.2:3), другой: «из глубины воззвах Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой» (Пс.129:1), «избави душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.85:13), «Господи, изведи из ада душу мою»(Пс.29:4), «не остави души моей во аде» (Пс.15:10).

       Вчера Он [Христос], отвергая помощь Ангелов, говорил Петру: «могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53); а ныне с Божественною властию, как победитель и владыка, сходит даже до ада и смерти, в сопровождении безплотных воинств и чинов невидимых, не двенадцати легионов, но тьмы тем и тысячи тысяч Ангелов, властей, престолов, шестокрылатых и многоочитых, дабы уничтожить чрез смерть тирана.

      Лишь только светоносное пришествие Господа с Божественным сонмом осияло крепко огражденное мрачное узилище и темницы адския, всех предварил Архистратиг Гавриил, и произнес к противным силам следующее повеление: «возмите врата князи ваша», а после него возгласил Михаил: «возмитеся врата вечная» (Пс.23:7); потом и силы сказали: отстранитесь, беззаконные привратники; а наконец и власти со властию: разрешитесь неразрешимыя узы; не думайте, чтобы пришедший Господь не мог взойти чрез затворенныя двери; Он повелевает вам, как беглым рабам, взять врата вечная, то есть, сломить их: «возмите врата князи ваша», потому что предстоит Христос, небесная Дверь; уравняйте путь пришедшему на запад адский, Господь имя ему; исход Его чрез врата смертные; вы сделали входы, а Он пришел сотворить исход; поэтому не медлите, возмите врата и спешите; возмите не медля; а если вы не решитесь на это; то мы прикажем самим вратам взяться без рук: – «возмитеся врата вечная».

       Вслед за сими словами небесных сил, врата взялись, узы разрешились, заклепы разпались, основания узилища поколебались; противныя силы обратились в бегство. Бросив бразды свои, они воскликнули: «кто есть сей Царь славы?» (Пс.23:8). Кто это совершающий в аде такия чудеса? Кто этот выводящий отсюда усопших здесь от века? Кто этот разрушающий нашу силу, и изводящий из адской темницы от века связанных?

         Между тем Господь приблизился к самой преисподней адской, где особенно стрегом был в узах первосозданный Адам, коего Господь, взяв за руку, возставил, сказав: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Я Бог твой, и со властию повелеваю узникам выйти, сущим во тьме просветиться, умершим воскреснуть; посему и тебе приказываю: «встань, спящий», потому что Я не для того тебя создал, чтобы ты содержался во аде; «воскресни из мертвых»; Я жизнь мертвых; воскресни, подобие Мое, сотворенное по образу моему; встань, выйдем отсюда; … для тебя Я, Бог твой, соделался сыном твоим; для тебя Я, Господь твой, принял образ раба; для тебя Я, превысший небес, сошел на землю и в преисподнюю; для тебя человека Я, в мертвых свободь (Пс.87:6), соделался человеком; для тебя, изгнаннаго из сада, Я предан Иудеями в саду и распят на древе. Посмотри на заплеванное лице Мое: заплевание Я принял за тебя, чтобы возставить тебя в первобытное достоинство; посмотри на претерпевшия заушение Мои ланиты: Я для того принял заушения, чтобы испорченный твой лик возставить в Мой образ; посмотри на изъязвленный хребет Мой: Я для того принял бичевание, чтобы уничтожить лежащее на хребте твоем бремя грехов твоих; посмотри на прободенныя гвоздием руки мои: Я для тебя распростер их на кресте; посмотри на пронзенныя ноги Мои: оне пригвождены были ко кресту из-за твоих ног, которыя утекли к древу преступления; Я страдал для того, чтобы тебя возстановить и отверзть рай; для тебя Я вкусил желчь, дабы уврачевать то горькое удовольствие, которое ты получил от сладкой для тебя снеди; вкусил уксус, дабы уничтожить силу горькой чаши, из коей проистекла смерть твоя; принял губу (Мф.27:48), дабы изгладить рукописание грехов твоих; принял трость, дабы подписать свободу роду человеческому; мое ребро уврачевало рану твоего ребра, мой сон возбудил тебя из адскаго усыпления; копье, которым Я прободен, остановило обращенное на тебя оружие: итак возстани, выйдем отсюда; враг вывел тебя из рая, а Я тебя возстановляю не в рай, а на небесный престол; Я запретил тебе прикасаться к образному древу жизни, но вот Я сам – Жизнь соединился с тобою; прежде Я повелел херувиму хранить вход в рай, а теперь повелеваю херувимам служить тебе;…ты облекся в ризы кожаныя, в доказательство посрамления своего; но Я, Бог, облекся в кровавую ризу плоти твоей: итак возстаньте, выйдем отсюда, – из смерти в жизнь, из тления в нетление, из тьмы в вечный свет; возстаньте, выйдем отсюда, – из скорби в радость, из рабства в свободу, из плена в райское наслаждение, от земли на небо: ибо Я для того и умер и воскрес, да и живыми и мертвыми обладаю; возстаньте, выйдем отсюда: ибо Отец мой небесный ожидает овцу погибшую; девяносто девять овец, то есть, Ангелов ожидают со-раба своего Адама, когда он воскреснет, когда возстанет и взойдет к Богу. Херувимский престол уготован; имеющие вознести вас на небо быстры в исполнении повелений; небесныя селения уготованы; сокровищницы благ открыты; царство небесное прежде веков уготовано; человека ожидают такия блага, каких «не видел … глаз, не слышало ухо, и не приходило… на сердце человеку» (1Кор.2:9).

       По произнесении сего Господом воскресает с Ним и в Нем соединенный Адам, воскресает и Ева, и многия другия тела, верою от века усопшия, воскресли, проповедуя тридневное воскресение Господне, которое и мы верующие встретим, светло узрим и обнимем, радуясь с Ангелами, торжествуя с безплотными, и прославляя Христа, воскресившаго нас из тления и оживотворившаго. Ему слава и держава со безначальным Его Отцем, и со Всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Слово на Великую Субботу (сочинение приписываемое свт.Епифанию Кипрскому)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика