Публикации

« Назад

Ревнуйте о гостеприимстве! 03.10.2019 14:06

Гостеприимство - доброе дело и имеет свое вознаграждение, во-первых, в виде человеческой благодарности, а затем, что более важно, в виде божественного воздаяния. В этой земной жизни мы все - странники, ибо имеем здесь лишь временное пристанище для обитания и поспешно переселяемся. И если мы окажемся жестокими или равнодушными к принятию странников, то смотрите, как бы и нам не отказали в пристанище святых в конце нашего жизненного поприща» (св.Амвросий Медиоланский. Об Аврааме).

            Посмотрим что сказано об Аврааме: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт.18:1-8).

            Представим себе эту ситуацию: знатный восточный шейх, патриарх Авраам, обладающий большим авторитетом, чтимый всеми в окрестности, хозяин дома, встречает путников, которые нуждаются в еде, питье и отдыхе. Казалось бы, как должен говорить тот, в ком нуждаются, с теми, кто в нем нуждается? Может быть, надменно, гордо? Может быть, разговор должен зайти о плате за кров и пищу? Но нет, Авраам даже не ждал, пока путники подойдут к шатру: увидев их, он побежал навстречу и поклонился до земли… Авраам ведь даже не знал, что к нему пожаловал Сам Бог в лице ангелов. Он видел перед собой лишь простых путников. Обращаясь к ним: «Владыка», Авраам обращается к главному из трех путников. Не зря ведь апостол пишет:  «страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13.2). Страннолюбие – это гостеприимное отношение  к странникам.

            Авраам говорит: «если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо», так и мы на Руси говорим гостям дорогим: «милости просим», т.к. хозяевам гости милость оказывают, принимая приглашение, а Господь награждать будет таких добрых хозяев.

            Из прочитанного библейского отрывка мы можем извлечь несколько уроков о гостеприимстве:

             1) Нам нужно быть гостеприимным ко всем людям, которые волею Божией оказались у дверей наших домов. Приглашая кого-либо, например, из братьев к себе на чай, мы не должны думать о том, интересный он или не интересный собеседник и т.п.. Проявление любви к ближним, например в гостеприимстве, мы должны предпочитать всем нашим другим личным делам, ведь любовь – это главная добродетель, ради которой делается все остальное: ради любви приносится Богу молитва, изучается Писание, совершается пост и др. Поэтому не надо стремится поскорее выпроводить своих гостей под предлогом личных дел. Как знать, может к нам в гости пожаловали Ангелы!

              2) Пусть гостеприимство будет активным!  Мы видим, что Авраам не издалека кричал путникам, а сам подбежал к ним предлагая свои услуги. Он пригласил их, т.к. они проходили мимо. Он не ждал, когда они попросят у него пищи. Потому и нам не надо ждать, пока попросят нашего гостеприимства. Нам нужно самим предлагать свое гостеприимство и предлагать свою пищу. Авраам действовал активно! Сказано в тексте: «он побежал», «поспешил Авраам», «сказал: поскорее», «побежал Авраам к стаду», «поспешил приготовить». Авраам вовсе не думал: «а чего я должен еще кого-то встречать? Я ничего ни кому не должен!». Авраам думал лишь о том, что он должен своим ближним любовь! (Рим.13.8)

3) Спешить быть гостеприимными! Авраам не говорил: «зайдите завтра». И нам не нужно откладывать прием гостей до следующей недели, до конца ремонта, пока не совершим дома уборку и проч. Во-первых, завтра может не наступить, во-вторых, Господь к нам в гости пожаловал сейчас.

4)  Учить нашу семью быть гостеприимными! Авраам учил Сарру и своих слуг быть гостеприимными: «поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки», «дал отроку, и тот поспешил приготовить». В наших домах должна царить атмосфера гостеприимности и служения людям. Вся семья, от мала до велика, должна быть приучена к гостеприимности.

            5) Нам нужно быть гостеприимными как для Господа! Если к нам приходит кто-то в гости, то представьте, что это Сам Господь Иисус Христос! А ведь так оно и есть, ведь сказано: «был странником, и вы приняли Меня» (Мф.25.35), «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25.40). Если к нам в гости пришел Господь, то нам, соответственно, надо подумать: чем мы бы угостили Господа. Поэтому не надо скрывать в холодильниках и кладовках вкусную и дорогую пищу, а предлагать дорогим гостям! Мы видим, что Авраам для гостей подбирает не простого теленка, а «нежного и хорошего», т.е. молодого и упитанного! Да и свежую телятину в те времена не каждый день ели. Далее: угощение должно быть щедрое, а не скудное. Авраам просто предложил гостям подкрепиться, но при этом распорядился приготовить свежеиспеченный хлеб, теленка, молоко и масло. Авраам повелел Сарре замесить «три саты лучшей муки», т.е. 18 кг муки мелкого помола. 1 сата – ½ ведра.  Сата относилась к крупным мерам.
Другими словами сата не мелкая, а крупная мера и ею мерят не на кухне, а на оптовой базе. Авраам же распорядился отмерить муки не стаканами, а вёдрами (сатами).

            Ориген в Гомилиях на Книгу Бытие пишет так:

«И побежал Авраам к стаду и взял теленка, сказано в тексте. Какого теленка? Первого, до которого успел добежать? Не так, но теленка нежного и хорошего. И хотя он поспешает во всех вещах, тем не менее знает, что самое достойное и лучшее следует предложить Господу или ангелам. Поэтому он выбрал и взял из стада теленка нежного и хорошего и передал отроку. И сказано: «и тот поспешил приготовить его». Он сам бежит, его жена поторапливается, слуга спешит. Никто не мешкает в доме мудрого. Приносит на стол тельца, и тут же хлеб, и молоко, и масло. Таково усердие в гостеприимстве Авраама и Сарры».

             «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1Пет.4:9), это значит, что при виде гостей не надо внутренне с досадой говорить: «ну вот опять пришли...!»

             «Ревнуйте о странноприимстве» (Рим.12.13). Епископам и пресвитерам, являющихся примерами для христиан, Слово Божие также повелевает быть страннолюбивыми (1Тим.3.2).

Прочитаем про Лота: «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели» (Быт.19:1-3).

Св. Иоанн Златоуст  про гостеприимство Лота сказал так в Гомилиях на Книгу Бытие: «Не говори мне, что это были ангелы, но подумай, что праведник не знал еще этого, а принимал их как людей незнакомых, как тех, которые просто шли мимо, и такой мыслью руководствовался тогда в своих поступках. И сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Довольно этих слов, чтобы видеть сохранявшуюся в душе праведника добродетель. Как не удивиться глубокому его смирению и тому пламенному усердию, какое он показывал в гостеприимстве! Государи мои, говорит он, зайдите в дом раба вашего. Их называет господами, а себя самого - рабом их. Со вниманием выслушаем, возлюбленные, эти слова и научимся сами поступать таким образом. Славный, именитый, живущий в таком богатстве хозяин дома называет господами путников странных, незнакомых, незнатных по виду, прохожих, ни в каком отношении не близких к нему: зайдите в дом раба вашего, и ночуйте, говорит. Наступил, говорит он, вечер, послушайте же меня и облегчите себя от дневного труда, отдохнув в доме раба вашего. Умойте ноги ваши, утомленные путешествием, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Окажите же мне эту милость, не отвергайте моей просьбы. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Праведник же, видя, что и после столь усиленной его просьбы они отказываются, не охладел, не отстал от своего намерения и не поступил так, как мы часто делаем. Мы обыкновенно, даже если захотим пригласить кого-либо к себе, то едва только заметим, что он хотя бы слегка отказывается, тотчас отстаем; и так бывает у нас потому, что мы делаем это не из усердия и искреннего желания, а более всего для того, что думаем найти себе достаточное оправдание, сказав, что сделали, что могли. Что ты говоришь: Я сделал, что мог? Ты потерял добычу, упустил сокровище - и будто сделал, что мог? Ты бы тогда сделал, что мог, когда бы не выкинул из рук сокровище, когда бы не пробежал мимо своей добычи, когда бы показал любовь к странникам не только на словах для соблюдения приличий.

Увидев, что странники противятся его желанию и хотят остаться на улице (а ангелы делали так для того, чтобы еще больше открыть добродетель праведника и всем нам показать, как велико было его страннолюбие), он уже не довольствуется просьбой к ним и убеждением на словах, а употребляет и силу. Так и Христос сказал: Царство Небесное силою берется. Конечно, где имеется в виду духовное приобретение, там и настойчивость уместна, и усилие похвально. Он же сильно упрашивал их. Мне представляется, что он увлекал их даже насильно».

Мы знаем с вами, что случилось с содомитами – они были сожжены огнем с неба, а Лот за свое гостеприимство был выведен Ангелами из обреченного города. «Заметьте, братья, что Лот удостаивается принять ангелов, потому что не отвергает странников: ангелы входят в гостеприимный дом, а дома, закрытые для странников, гибнут в пламени серного огня» (св.Кесарий Арелатский. Проповеди).

«Ангелы, посланные для разрушения Содома и стремящиеся исполнить возложенное на них дело, в первую очередь заботятся о том, чтобы избавить гостеприимного Лота от неминуемой гибели в огне. Услышьте слова эти вы, закрывающие двери перед странниками, услышьте это вы, избегающие гостей как врагов! Лот жил в Содоме. Не прочтем про другие его добрые дела: из всех них только гостеприимство здесь и упоминается. Спасается от огня, спасается от большого пожара только потому, что дом свой открыл для гостей. В гостеприимный дом пришли ангелы - в закрытые для гостей дома пришел огонь»  (Ориген, Гомилии на Бытие).

(составил  Дмитрий Гончаров)

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика