Публикации

« Назад

Размышления о десятине 20.09.2018 15:06

Читая книги Ветхого Завета, мы видим, что Господь дал повеление платить десятину. Десятина – это десятая часть дохода, отдаваемая для церковных нужд. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). Часто у христиан возникает вопрос: должны ли христиане отдавать десятину сейчас в Новом Завете. Ответ: мы, христиане, призваны к совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48), и должны не только десятую часть, но и все свое имущество отдать Церкви и нищим: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21). Десятина – это Ветхий Завет, а отдать все свои деньги – это Новый Завет! Жертвовать на дело Божие десятину - закон. Жертвовать меньше десятины - беззаконие. Жертвовать больше десятины - благодать. Мы, христиане, «не под законом, но под благодатью» (Рим.6.14). Поэтому христиане, которые платят в храм десятину, имеют ветхозаветную праведность, а те христиане, которые платят больше десятины или раздают большую часть своего имущества, приближаются к уровню новозаветной праведности. Соответственно, те христиане, которые даже десятую часть дохода не платят в храм, не дотягивают в этом до уровня ветхозаветной праведности. Прп.Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Итак, если и те, которые, десятины плодов своих верно принося, служат древним заповедям Господним, не могут восходить на верх евангельского совершенства, то те, которые не делают и этого, как далеко отстоят от него, сами ясно видите. Ибо как могут быть причастными евангельской благодати те, которые пренебрегают исполнять даже более легкие заповеди закона?» (прп.Иоанн Кассиан Римлянин. Первое собеседование аввы Феоны).

Св. Ириней Лионский считал десятину - минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: «Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным» (св.Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3). «Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию» (св.Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2).

К сожалению, большая часть христиан, еще не соответствует уровню новозаветной праведности и неготова раздать все свое имущество во имя Христово, поэтому будем платить хотя бы десятину.

В ходе исполнения заповеди об уплате десятины, у христиан возникают некоторые вопросы. Попробуем, с Божьей помощью, рассмотреть их:

Почему в тексте Нового Завета четко не прописана заповедь о десятине?

Ответ: Господь не хочет нас ограничивать только десятью процентами. Он не хочет ограничивать нашу щедрость. Итак, что же сказано в Новом Завете о десятине:

«Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матфея 22:21);

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23), т.е. необходимо не оставлять дело уплаты десятины.

Некоторые считают, что десятина это установление Закона Моисеева и с прекращением Ветхого Завета  прекращает действовать и заповедь о десятине. Это неправда. Десятину платили еще даже до того, как был дан еврейскому народ Закон. Авраам  и Иаков жили еще до Закона, однако в знак благодарности Богу платили десятину:  «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:18-20);

«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:20-22).

Так что уплата десятины не связана только с Законом Моисеевым. Уплата десятины – это знак благодарности Богу, это выражение доверия Богу. Ведь это Бог нам подает деньги, это Бог подает нам силы зарабатывать деньги, «ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18). Некоторые христиане не платят десятину, т.к. думают, что обеднеют. Это проявление маловерия. В Писании сказано: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеб» (Пс.36:25).

Когда мы на праздник Преображения приносим в храм начатки урожая, т.е. первые плоды, для освящения и оставляем их в дар Богу, то весь наш урожай освящается. Также происходит и с деньгами. Получив зарплату, мы должны первое отчисление сделать в пользу Бога, на храм, а потом платить по своим счетам. Таким образом, происходит освящение всех наших заработанных денег: «Если начаток свят, то и целое» (Рим.11:16).

Обязательно ли платить десятину?

Ответ: В Новом Завете, в отличие от Ветхого, гораздо меньше обязательного императивного духа в заповедях, потому что Господь в Новом Завете хочет научить нас любви. (хотя за нарушение заповедей вечной казни в озере огненном тоже никто не отменял). Но это вовсе не означает, что десятину не обязательно платить. В тоже время никто никого не заставляет принудительно это делать. Каждый сам решает этот вопрос со своей совестью.

Особую актуальность приобретает заповедь о десятине, когда приход не строиться по типу конторы по оказанию религиозных услуг, а строится как живая община, где каждый прихожанин-общинник несет и чувствует свою ответственность за свой храм и свой приход.

Входят ли в десятину милостыни, расходы на свечки, записки?

Нет, не входят. Милостыня, расходы на свечки, записки и другие благочестивые траты – это пожертвования. Десятина и пожертвования разные вещи. Десятина — это десять процентов от вашего дохода. Пожертвование — это сумма, которую вы определяете по собственному усмотрению. Цели пожертвования вы также определяете сами. Новый Завет отмечает, что для пожертвования нет фиксированной суммы. Вот что сказал по этому поводу святой апостол Павел, разъясняя верующим в Коринфе вопрос о том, как им следует делать пожертвование: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).

Надо ли платить десятину при наличии невыплаченных кредитов, ипотек и других долгов?

Конечно, надо! Это разные долги и обязательства. Одно перед Богом, а другие перед людьми. Никто ведь при наличии кредита не приходит в управляющую компанию и не говорит: «Я освобожден от оплаты коммунальных услуг, т.к. я взял кредит!». Это абсурд. Одно обязательство не освобождает от другого, тем более такого важного как десятина.

Как исчисляется десятина?

В Писании сказано: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Прит.3:9). Это значит, что десятина платится со всех доходов и прибытков: зарплаты, премий, денежных подарков и т.д. Некоторые ревностные верующие даже если им подарили какую-либо вещь, то они от ее примерной стоимости отсчитывают десять процентов и платят десятину.

По нашему мнению, десятину нужно отсчитывать от всей суммы валового дохода, без вычета налогов. Пример: если ваша зарплата 10 000 руб., то 13% налога будет составлять 1 300 руб., а десятина будет составлять 1 000 руб. Господь установил заповедь о десятине еще задолго до возникновения многих государств и различных систем налогообложений.  В будущем размер подоходного налога может в государстве меняться, его могут вообще отменить. Поэтому 10% нужно отсчитывать от всей суммы зарплаты и не подстраиваться под государства и изменчивый мир.

Предприниматели должны исчислять сумму десятину от своего чистого дохода. Т.е. денежные средства, пущенные в оборот, не берутся в расчет десятины.

Напоследок обратимся к авторитетам:

Св.Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Ефессянам. Глава 2:

«Мне некто с удивлением говорил: такой-то даёт десятины. Как нам не стыдно! Мы — христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь!»

Блаж. Иероним Стридонский. Толкование на пророка Малахию:

«Что сказано о десятинах (и начатках), которые иудеи давали левитам и священникам, то же разумей и о христианах, которым заповедано не только вносить десятины, но и продавать всё своё имущество, отдавать его бедным, и следовать за Христом. И если не хотим делать этого, то, по крайней мере, будем подражать начинаниям иудеев, отдавая бедным хотя бы часть и оказывая священникам и левитам должное почтение»

Блаж. Августин Иппонский. Толкование на псалмы:

«Всякий, чем живет, от того и должен приносить десятину Богу. От всего, что имеете, давайте без утайки десятину, чтобы иначе не были отняты у вас (разумеется: Богом) девять частей и не осталась вам лишь одна десятая»

св.Кесарий Арелатский. Проповеди:

«Близится страда, самое время подумать об уплате десятины от всех плодов и доходов Господу нашему, ибо он ее истинный получатель и, честное слово, вправе на нее рассчитывать. Что если скажет Бог: ты, человече, мой, я тебя сотворил, моя земля, какую возделываешь, и семена мои, которые сеешь, мои животные, которых утомляешь работой, и рабы, мои дожди и ливни, веения ветров, солнечное тепло, словом, все жизненные элементы мои собственные, а раз так, неужто ты, прилагающий лишь труд рук своих, сам заслуживаешь хотя бы десятины? Подавая пример милосердия, Бог оставляет нам девять десятых. Как отказать в десятине тому, кому мы обязаны всем? Раз сказано: "Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней" (Пс. 23:1), люди не иначе как рабы его, а заодно и колоны (лат. зависимые крестьяне – прим.ред.). Ума не приложу, как же можно не признать собственного посессора (лат. владельца – прим.ред.)? О, глупость людская, что дурного велит Господь, что неудостаивается быть услышанным? Бог желает с нами рассчитаться. Ведь он так прямо и говорит: "Не медли приносить мне начатки от гумна твоего и от точила твоего" (Исх. 22:29). Слушай же, нечестивый смертный, и знай, что все твое — Богово. Господь не бедствует и не просит себе награды. Воздай ему честь. Воздай ему должное. Не свое отдай - верни чужое»

(составил Д.Ю. Гончаров).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика