Публикации

« Назад

«Посты соблюдаются строго» 01.04.2019 13:43

Эти лаконичные и решительные слова, вынесенные в заглавие, принадлежат  крестьянину Ф. Е. Кутехову из деревни Бармино Рязанской губернии, пожелавшего ответить в 1899 году на вопросы этнографической программы князя Тенишева, о том,  как соблюдают посты на Рязанщине. Трудно преувеличить значение поста в жизни русских. Это явление религиозного сознания и православного образа жизни было в то же время и чертой национальной. Даже в XIX веке, когда слабеют проявления веры в массе народной, даже и тогда соблюдение поста служит нередко в глазах современников показателем не только конфессиональной, но и национальной принадлежности.

        По опросам крестьян в Тульской губернии было известно, что старухи еще, сверх того, постятся и по понедельникам. Маленьких детей приобщали к посту «по прошествии трех больших постов после их рождения». Корреспондент И. П. Григорьев ответил — посты соблюдают строго; людей непостящихся называют жидами. О строгости выполнения постов вообще и, в особенности Великого, сказано и в рукописи, поступившей из Медынского уезда Калужской губернии (село Адуево) от Н.П. Авраамова. Он отметил еще и понедельничанье  (т.е. соблюдение поста кроме среды и пятницы еще и в понедельник) всех повитух. В другом источнике о Медынском уезде — рукописи «Взгляд на исповедание русскими крестьянами христианской религии», написанной помещиком села Михайловского в 1849 году, тоже говорится о строгом соблюдении постов в пище, но при этом отмечается нарушение их в другом отношении: выпивка, брань и даже драка.

         Из Белозерского и Череповецкого уездов Новгородчины ответы краткие и безоговорочные: посты соблюдают. При более подробной информации вырисовывается сложная картина постов, в которой выступают и тенденции их ослабления, и различия между отдельными постами, и возрастные и другие особенности. Так, в Пошехонском уезде Ярославской губернии, хотя неисполнение поста считалось в народе грехом, и даже тяжким грехом, тем не менее, строгость соблюдения постов в конце XIX века слабела, и, по мнению этнографа А.В. Балова, многие из молодежи постились уже только в Великий и Успенский посты. В то же время он подчеркивал, что «Великий пост до сих пор весьма строго исполняется народом» (материалы 1887—1890 годов). Многие крестьяне считали за грех употребить растительное масло во время этого поста; особенно строго соблюдали среды и пятки; некоторые в течение всего поста не пили чаю, а иные пили чай только с медом или постным сахаром. Считалось грехом продавать молоко во время Великого Поста. В Пошехонском уезде, как и в других местах, отмечен пост части жителей по понедельникам: понедельничали старики и старухи, келейницы, векоуши — «люди, наполовину отрекшиеся от мира».

         Еще более развернутую картину особенностей соблюдения постов мы имеем по Тальцынской волости Орловской губернии. Здесь также отмечается особенно усердное соблюдение всеми Великого и Успенского постов (надо заметить, что большая строгость этих двух постов по сравнению Рождественским и Петровским вполне канонична, т. е. соответствует церковному уставу). Но были различия между постящимися и во время двух строгих постов: некоторые не ели масла (растительного, разумеется) по средам и пятницам, а другие в эти дни вообще ели лишь хлеб с водою один раз в день и не вдоволь (воду и то старались лишний раз не выпить); старики квас в эти дни совсем не употребляли. Великим и Успенским постом мужики здесь совсем не пили водку. Во время этих двух постов старались не есть рано, в особенности по средам и пятницам. Не только старики, но и молодые бабы, и девки-невесты ничего не ели до позднего обеда. «Разве только та баба позавтракает, которая кормит грудью ребенка или нездорова». Детей кормили, когда запросят, но молока не давали Великим Постом с трех лет. Мяса же в эти два поста ни в коем случае не давали, даже больным детям. Беременные брали у священника благословение на нарушение поста. «Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим Постом, то считают себя недостойными в этот пост говеть и причащаться». В Петровский же и Рождественский посты здесь богатые мужики (кроме стариков) ели рыбу, за исключением только среды и пятницы (женщины, судя по выделению корреспондентом мужчин, и эти посты соблюдали строго). Напомню Вам, читатель, что по церковному уставу на Рождественском и Петровском постах рыба разрешается в субботы и воскресенья, а также в дни некоторых святых.

        В иных сообщениях отмечены были различия во взглядах на пост даже в соседних волостях одного уезда. Так, в Дулёвской волости Жиздринского уезда Калужской губернии на несоблюдение постов смотрели снисходительно. Снисхождение относилось к той части молодежи, которая ходила работать на завод и на этом основании ела по постам скоромное: «голодными много не наработаешь». Как будто бы строго постились в деревне праздные люди! Эта формулировка, подтачивающая религиозное осознание значения постов, пришедшая от таких городских рабочих, которые в значительной мере уже отошли от православного образа жизни, начала проникать и в крестьянскую среду. В то же время автор ответов сообщает, что, например, в деревне Ивашковичи Будчинской волости даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом.

       Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом. Во многих ответах на программы слово «строго» сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминаниях. Ф.Зобнин в статье «Из года в год», вспоминая свое детство в Усть-Ницынском селе Тобольской губернии, отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, в Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца — всем поровну. «После дележки всяк уносит свой пай до завтра, а завтра может расходовать, как кому вздумается. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел «воспод», которые и в Великий пост «кушали мяско». Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...» Существовали особые постовые песни — протяжные грустные; исключались плясовые, шуточные мотивы и, тем более,— частушки. В некоторых местах во время поста не разрешались никакие песни, даже детям запрещали петь. Строгость общего настроения в православном доме во время поста усиливалась тем, что мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего этого времени.

      Некоторые крестьяне налагали на себя посты сверх церковного устава; те из них, кто постоянно был связан со священником, брали на это у него благословение. Иные крестьяне удлиняли короткий (две недели) Успенский пост или добавляли срок к однодневному посту в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот «постный» праздник приходится на 29 августа/11 сентября. Как сообщается, «многие набожные старухи» увеличивали себе Успенский пост до дня Усекновения (т. е. добровольное продолжение составляло 13 дней). А иные добавляли предшествующую неделю к Иоанну Постному.

       Приняты были также дополнительные посты по обету. Иногда мирянин в связи с какими-то исключительными обстоятельствами брал обет понедельничать всю жизнь; но мог этот пост по понедельникам по обету распространяться только на определенный срок — например, на время Великого Поста. Обычно это означало, что в понедельник не ели ничего, а только пили воду. Разновидностью обетного поста был полный отказ от мясной пищи. Дополнительный обетный пост принимали на себя или по конкретному поводу (болезнь, неудачные роды и др.), или «ради подвига». По обету прекращали пить спиртное — навсегда или на конкретный срок. Иногда возлагали на себя дополнительный пост за какой-либо конкретный грех. Например, в случае потери шейного креста постились в пятницу перед Крещением. Нательному кресту придавалось особое значение, как защите от вражьих сил, и считалось, что потеря его есть грех (хотя бы и невольный) и предвещает несчастье. Поэтому брали на себя добровольный пост (совсем не ели) именно перед Крещением. При этом надо иметь в виду, что если она предшествовала Крещенскому сочельнику, то строгий пост оказывался двухдневным.

         В благочестивых крестьянских семьях, где все дружно строго выполняли посты, отношение к нарушениям могло быть различным. В одних семьях любое отклонение вызывало суровую и нетерпимую реакцию, на основе которой дети и привыкали к посту, как непременному условию спасения. Но было и другое, деликатное отношение, корни которого питались великим источником смирения и любви к ближнему. Приведем пример. Речь пойдет об отце афонского св. старца Силуана (Антонова), к воспоминаниям которого о его детстве и молодости в Шовской волости Тамбовщины. Будучи уже опытным старцем, св. Силуан говорил: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный и даже «Отче наш» читал с ошибкой, говорил «днесть» вместо «днесь», заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек». У Антоновых была большая и дружная семья: пять сыновей и две дочери. Взрослые братья не спешили выделяться, жили и работали вместе с отцом. «Однажды, во время жатвы, Семену (будущему Силуану) пришлось готовить в поле обед; была пятница; забыв об этом, он наварил свинины, и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимою, в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой: “Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда как стерву [т.е. как падаль]”.— “Что же ты мне не сказал тогда?” — “Я, сынок, не хотел тебя смутить”».Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, Старец добавлял: «Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня и не смутить». Примечательно, что Иван Антонов, отец Семена, свинину, съедаемую в постный день, воспринимал, как нечто скверное и отвратительное — таков был уровень духовного ощущения им поста. И в то же время именно такой человек проявлял наибольшую деликатность в преподании детям православных основ. Результаты, как Вы можете судить, читатель, по судьбе Семена, были тоже удивительные.

       Приведенные нами материалы второй половины XIX века исходят из девяти губерний России; подобные же факты можно представить и по всем остальным губерниям. Пост несомненно является одним из показателей массового православного сознания русских, одним из существенных оснований высокой религиозности народа. Однако по современной  статистке лишь 3 % россиян соблюдают Великий пост, что свидетельствует об утрате русскими как традиционной религиозности, так и собственной национальной памяти.

                          (составлено по книге М.М.Громыко, А.В. Буганов «О воззрениях русского народа»)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика