Публикации

« Назад

Первые три дня Шестоднева 28.06.2019 16:23

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1)

Каждый христианин должен знать, как звучит «В начале сотворил Бог» на иврите - языке оригинала: «Берешит бара Элохим». Первая буква в этой фразе и, соответственно, первая буква всей Библии – бет, которая пишется  ב. Евреи пишут не слева направо как мы, а справа налево. Как написано в Агаде – сборнике притч и поучений из Талмуда – «повествование о сотворении мира начинается с буквы бет (ב), имеющей начертание, открытое только с одной, передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало после начала божественного миростроительства, может быть доступно человеческому разумению». А то, что было до сотворения останется для нас тайной.

Бог пребывал в вечном блаженстве и начинает творить мир. Время начало свой путь с момента начала творения, до этого времени не было, была только вечность. Небо и землю Бог сотворил «в начале», т.е. в самой начальной точке, с которой начался отчет времени земной истории. «Небо и земля» - это неоформленная масса первобытной материи, из которой Бог начал оформлять Вселенную. Если более глубоко порассуждать, то надо вспомнить слова из Откровения: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.22:13), говорит Сын Божий. Таким образом, вселенная сотворена внутри Бога, Который есть Начало. Всё творение должно прийти в единство с Богом и путь к этому обожению лежит через Богочеловека Иисуса Христа.

Если подойти к истолкованию слов «В начале сотворил Бог небо и землю» несколько по-другому, то можно сказать, что «небо» - это ангельский духовный мир, который Бог сотворил сперва, а «земля» - мир материальный. В мире духовном произошла война, т.к. часть ангелов отпали от Бога, и затем верные Богу ангелы оформились в девятичинную иерархию в зависимости от силы своего устремления к Богу. Когда и за какой период времени всё это произошло в ангельском мире сказать трудно, а вот оформление первобытной материи в три стихии – землю, воду и воздух – произошло в ближайшие три дня Шестоднева. Первобытная материя представляла из себя хаос. Аналогичное представление о первобытном хаосе мы встречаем в языческих мифах, например в греческих и египетских, что говорит нам об отголосках истины в мифологических преданиях древних народов.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною (Быт.1:2)

В этом стихе в Библии в переводе Давида Йосифона прямо так и указано на хаос: «Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною». Бездной в этом стихе названа хаотичная аморфая масса, состоящей из воды и земли, из которой Бог начинает оформлять вселенную. Над этой бездной тьма, т.к. не было света. Об этот библейский стих споткнулись еретики манихеи. Они нечестиво рассуждали, опираясь на этот стих, что изначально существует два начала Свет и Тьма, которые борются друг с другом. Но православные христиане дали им ответ, что тьма это не какая-то отдельная активная агрессивная сущность, а просто отсутствие света. Как появляется свет – тьма исчезает.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт.1:2)

«Дух Божий носился над водою», обычно неосведомленному читателю представляется картина как Дух Святой носится туда-сюда по водной глади. Однако здесь имеется ввиду иное. Свт.Василий Великий, цитируя прп.Ефрема Сирина, говорит: «Слово «носился» в переводе употреблено вместо слова согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль, говорят, означается сим словом и в настоящем месте. Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей» (Беседы на Шестоднев). В результате, как говорят Отцы, в воде «вскипел» бесчисленный род рыб. Подобно тому, как Дух Святой тогда согревал и оживотворял первобытную воду, так и сейчас во время подготовки воды для таинства Крещения, Дух Святой освящает эту воду, чтобы она породила новую тварь во Христе (2Кор.5:17).

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы (Быт.1:3,4).

Первые 12 часов первого дня прошли в полнейшей тьме. И вот во второй половине дня Бог произносит: «да будет свет». И стал свет. При этом не было никакого солнца или какой-либо другой светящейся звезды. Бог пока создает только естество света. Солнце Бог создаст только в четвертый день. В первые три дня регуляция тьмы и света происходила следующим образом: в первую половину дня была тьма, а вторую начинало светать. Прп.Ефрем Сирин пишет об этом: «Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось её владычество» (Толкование на Книгу Бытия).

Про свет первого дня в Агаде поэтически рассказано так: «Свет, сотворенный Предвечным [Богом] в первый день творения, был такой чистоты и силы, что человек мог видеть от конца до конца вселенной. С появлением на земле греха и порока дивный свет этот начал тускнеть и, наконец, отнят был Всевышним у земного мира и приуготован для праведников в загробной жизни». 

Также в первый же день были сотворены четыре стихии или элементы - четыре первоначальных вещества: огонь, воздух, земля и вода, учение о которых активно разрабатывали античные и средневековые натурфилософы. Сотворены эти первоэлементы вместе с небом, землей и светом. Прп.Ефрем Сирин пишет: «И хотя не написано об огне, водах и воздухе, что они сотворены, — однако не сказано также, что они произведены из того, что было прежде. А потому и они сотворены из ничего, как небо и земля — из ничего». «Огонь сотворен в первый день, хотя об этом не написано, потому что он заключен в ином. Как существующий не сам по себе и не для себя, он сотворен вместе с тем, в чем заключен. Как существующий не для себя, не мог он быть прежде того, что составляет конечную причину его бытия» (Толкование на Книгу Бытия).

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт.1:5)

Сутки у нас начинаются с вечера. Стоит обратить внимание, почему про первый день не сказано «день первый», как про другие – «день второй», «день третий», а сказано «день один». Это связано с тем, что первый день в творческой седмице был пока еще единственным. Также первый день назван «день один», т.к.это день стал прототипом будущего вечного дня, который наступит после того, как произойдет Второе Пришествие, и время прекратит свой путь в связи с приходом вечности, когда наступит только один вечный день. Для кого-то этот день будет вечной тьмой, а для кого-то вечным светом.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй (Быт.1:6-8)

В первый день материя представляла собой бесформенную водянистую массу. Что же происходит на второй  день с этой массой? В современном, сделанном с древнееврейского языка, библейском переводе М.Г. Селезнева  эти стихи звучат так: «И сказал Бог:

— Пусть средь воды будет свод, разделяющий воду надвое. И стало так.  Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо».

Т.е. Бог создал атмосферную оболочку земли и космическое пространство с планетами, при этом часть воды осталось внизу под оболочкой, а часть воды ушла наверх за оболочку (т.е. за твердь). Эту сверхнебесуню воду Бог использовал для организации потопа при Ное. В Быт.7:11 написано про потоп: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», и из этих окон полилась вода, которая над твердью. Про эти хранилища воды как-то Бог спрашивал Иова: «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов.38:22,23), а царь Давид призывал эти сверхнебесные воды, чтобы они хвалили Господа: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс.148:4).

Если открыть текст греческого перевода Библии Септуагинта, то мы увидим что там, где у нас стоит слово «твердь» в Септуагинте стоит слово στερέωμα – стереома. Чтобы понять его значение надо вспомнить знакомое нам слово «стерео», которое в греческом языке означает телесный, твердый, объемный, пространственный, и является в частью сложных слов, например «стереозвучание».  Таким образом, сотворив твердь, Бог, иначе сказать, сотворил пространство.

В итоге Богом к наступлению четвертого дня были сотворены три неба. Апостол Павел писал, что он однажды был восхищен и побывал на третьем небе: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2Кор.12:2). Первое небо – это нижние слои атмосферы с воздухом, т.е. нижняя часть тверди по которой птицы летают («и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» Быт.1:20); второе небо – это верхние слои атмосферы и космическое пространство (верхняя часть тверди). Третье небо – это духовное Небо, в котором особе присутствие Бога и Ангелов («Ангелы Божии на небесах» Мф.22:30). Это то Небо, которое по одному из толкований было создано в начале творения (Быт.1:1).

О том, что существуют несколько небес, или иначе небеса небес, неоднократно говорится в Священном Писании: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес» (Втор.10:14), «Хвалите Его, небеса небес» (Пс.148:4). Второе небо для первого, а третье небо для второго являются «небесами небес».

Интересно, что в вавилонской поэме о творении «Энума элиш» бог Мардук рассекает тело богини Тиамат, олицетворяющей космический океан, на две части, чтобы отделить верхние воды от нижних. Но в Библии подобных басен нет, т.к. Библия демифологизирует происхождение мира.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1.9:10).

Теперь Бог осушает землю и вода заняла определенные ей места. «Собрание вод» на иврите - «миква». Миквой в иудаизме называется водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий (Быт.1:11-13).

Как только земля осушилась, Бог вкладывает Свое слово в землю, и она начинает производить траву и деревья. Слово Божье по-прежнему пребывает в земле и поэтому по-прежнему выполняет поручение Бога. Каждый год мы наблюдаем как весной появляется новая травка и всё начинает зеленеть. Так происходит, потому что Бог сотворил мир весной. Свт.Амвросий Медиоланский в «Шестодневе» пишет: «Бог сотворил небо и землю в начале месяца, ибо отсюда надлежало начаться миру. Отсюда пошло весеннее время, благоприятное для всех творений. Образ рождающегося мира потому и явлен в виде времен года, что после зимнего холода и мрака особенно радостно сияние весны. Так при рождении мира был установлен порядок будущей смены времен года, чтобы согласно этому закону годы сменяли друг друга и в начале каждого года земля растила из себя новые ростки, как при сотворении, когда Господь Бог сказал: «дa произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» (Быт 1:11)… Писание связывает сотворение мира с весенним временем, говоря: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх 12:2). Ибо началу творения подобало быть началом года, и само творение должно было быть овеяно сладостным благоуханием».

 

       (Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика