Публикации

« Назад

Пеликан, лев и телец 14.05.2019 13:45

Кто внимательно следил за чтением 17 кафизмы с похвалами на утрени Великой субботы (совершалась в Великую пятницу вечером), тот, может быть, обратил внимание на любопытный тропарь из второй статии: «Якоже неясыть уязвлен в ребра Твоя Слове, / отроки Твоя умершия оживил еси, / искапав животныя им токи». Что такое неясыть и о чём здесь идёт речь?

 

         Неясыть – это пеликан, а целиком по-русски тропарь звучит так: «Как пеликан, уязвленный в ребра Твои, Слово, / оживил Ты детей Твоих умерших, / источив им животворные родники», т.е. здесь проводится сравнение Христа с пеликаном. Чтобы лучше понять этот тропарь нужно знать древнии легенды. Так в «Хронике чудес» Конрада Ликостена (XVI в.) говорится, что пеликан живет во Египте, и его птенцов нападает змей. Пеликан, нашедши птенцов своих мертвыми, разрывает носом своим бок свой и кровь выпускает из себя. Этой кровью он кропит детей своих, и они оживают. Так и Христос Бог наш, видев нас по зависти дьявола умерщвленных преступлением заповеди, распялся на кресте и, пронзенный копьем в рёбра, оживил нас снова честной Своей Кровью.

        В других старинных книгах эта история про пеликана описывается несколько по иному. Так, пеликаны необычайно преданы своим птенцам. Однако, когда те рождаются и по мере роста хлопают родителей по лицу крыльями, тогда те, отступив назад, убивают их. Через три дня мать разрывает себе грудь, открывает одну сторону, ложится на птенца, изливая на мертвых свою кровь, тем самым возвращая их к жизни. Так же и Господь наш Иисус Христос, Прародитель и Творец всех созданных вещей, производит нас на свет. Мы же, напротив, ударяем Его по лицу. Как говорил пророк Исаия: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1: 2). Мы ударяем его в лицо, посвящая себя скорее созданному, чем Создателю. Вот почему Он взошел на вершину креста, и, когда Его бок пронзили, из него потекли Кровь и вода ради нашего спасения и вечной жизни.

       На этой службе также звучал такой тропарь: «Якоже лев, Спасе, уснув плотию, / яко некий скимен мертв возстаеши, / отложив старость плотскую». Переводится это так: «Как лев уснув по плоти, Спаситель, Ты как некий львенок, мертвый воскресаешь, сбросив плотскую старость». Как мне кажется, в этом тропаре переплетены две темы.

        Первая тема. Здесь, кто знаком с текстом Библии, должны сразу вспомнить пророческие речения патриарха Иакова своим сыновьям в 49 главе Бытия. Возьмем подстрочный перевод А.Винокурова Ветхого завета с древнегреческого. Итак, патриарх Иаков изрёк Иуде: «Детёныш льва [молодой лев по синод.] Иуда; от зародыша, сын мой, взошёл; возлёгший уснул как лев и как львёнок; кто разбудит его?» (Быт.49:9). Христос пришел в мир из колена Иудина, поэтому лев – это Господь Иисус Христос. Свт.Кирилл Иерусалимский на огласительных беседах говорил, что Христос «называется львом, но не как пожирающий людей, а показывая этим названием царское достоинство, крепость и уверенность Своей природы. Он называется львом в противоположность льву-противнику [дьяволу], рыкающему и поглощающему обольщенных (1 Пет. 5:8). Ведь Спаситель пришел, не изменяя кротости Своей природы, но как сильный лев от колена Иудина (Откр. 5:5), спасая верующих и попирая противника» (Огласительные слова для просвещаемых). Из древних книг по естествознанию, мы знаем, что лев когда он спит: кажется, его глаза открыты. Таким же образом наш Господь, почивая в телесном обличье, был похоронен после распятия, в то время как Его божественная сущность бодрствовала. В Песни песней говорится: «Я сплю, а мое сердце бодрствует» (Песн., 5: 2). Или в Псалтири: «Дремлет и не спит хранящий Израиль» (Пс., 120:1–8).

           Свт.Иоанн Златоуст объяснял, что значат по отношению ко Христу слова «возлёгший уснул как лев и как львёнок; кто разбудит его?»: «успокоением и сном он [Иаков] назвал смерть Христову и со смертью соединил воскресение, сказав "кто разбудит Его?" Другой никто, а сам Он Себя. По этому и Христос говорил: "Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин. 10:18); и еще: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин.2:19). Что же значит: "возлёгший, уснул как лев"? Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до креста, но и на самом кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса: помрачал солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду, потому что тогда последний сказал: "согрешил я, предав кровь невинную" (Мф.27:4); и жена Пилата объявила: "не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (ст.19)» (Беседа на слова «Отче Мой! Если возможно, да минует...»).

       Вторая тема, которая вошла в рассматриваемый тропарь. Скимен с древнегреческого переводится львёнок, молодой лев. Руфин Аквилейский пишет, ссылаясь на книгу Физиолог, что когда львенок рождается, «то спит три дня и три ночи подряд, а затем само ложе, будто сотрясшееся от рыка и шума его отца, пробуждает спящего детеныша» (О благословениях патриархов). Вместе с тем, из других версий книги Физиолог, а также других бестиариев, мы знаем, что львица рождает детенышей мертвыми, и они остаются безжизненными в течение трех дней, пока пришедший отец не дыхнет им на морды, после чего они оживают. Точно так же поступил и Отец наш Всемогущий, воскрешая на третий день из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, рожденного прежде всякой твари. Поэтому в тропаре и говорится про Христа: «Ты как некий львенок, мертвый воскресаешь, сбросив плотскую старость».

          Давайте рассмотрим еще один интересный тропарь из третьей статии 17 кафизмы с похвалами на утрене Великой субботы: «Сыне Божий Всецарю Боже мой, Создателю мой, / како страсть подъял еси? юница Тельца на древе повешена взываше зрящи». Перевод: «Сын Божий, Царь всего, / Боже мой, Создатель мой, / как Ты принял страдание? - телица, видя Тельца, / повешенным на Древе, / восклицала». Телицей здесь именуется Божия матерь, а Тельцом – сын Её Господь Иисус Христос. Евреи, по Закону Моисея, регулярно приносили тельцов в жертву Богу. Эти тельцы служили прототипом Жертвы Христовой на Кресте. Также, как известно, Дева Мария с трёх лет была посвящена Господу и жила в Иерусалимском храме. В храме Израильтяне приносили жертвы Богу с непременным условием – чтобы жертвенные животные не имели какого-либо недостатка, непорочных и чистых. В частности юница (телица) приносилась в жертву спасения или мира. Мария с самого детства была посвящена Богу, т.е. уподобилась жертвенной телице. Поэтому в каноне субботы Акафиста на утреннем каноне Церковь поёт Божьей Матери: «юница, Юнца рождшая непорочного; агнице, рождшая Божия Агнца, вземлющего мира всего прегрешения» (песнь 3).

                    (составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика