Публикации

« Назад

Пасхальные разговины 18.04.2020 19:13

Во время Великого поста мы говеем. Согласно этимологическому словарю Шанского, слово «гове́ть» происходит из старославянского языка и ранее означало «благоговеть, угождать». Затем это слово перешло в значение «поститься». Такое развитие смыслового значения отражает религиозные воззрения христиан: пост угоден Богу. Слово «разговляться» значит поесть скоромного впервые после поста.

Разговляемся мы после окончания праздничного пасхального богослужения. Пасхальная трапеза всегда отличалась торжественностью и обилием особых блюд, среди которых освященные в храме кулич, пасха и яйца занимали центральное место. Праздник Пасхи в России верующие всегда ожидали с большим нетерпением, предвкушая обильный и сытый стол, вкусные блюда, общение с близкими за совместной трапезой.

Эмигрантский писатель И.Я. Столяров в своей книге «Записки русского крестьянина» писал о своем детстве: «С середины недели мать начинала готовиться к празднику Пасхи, к встрече светлого Христова Воскресения. Она постилась с 12-ти часов Великого Четверга до конца пасхальной обедни. Три дня жила без еды, продолжая исполнять все работы — уход за скотиной и приготовление к празднику Пасхи: хорошенько вычистить избу, приготовить разные кушанья и т. д. Их тех дней без пищи мать проводила две ночи совсем без сна. Для меня, малыша, это было непонятно. „Мама, ты умрешь с голоду, — говорил я, — Как ты делаешь, чтобы не чувствовать голод?“ В ответ на мой вопрос она говорила, улыбаясь: „А ты попробуй: не ешь, может ты и не умрешь“. Я пробовал не есть, но у меня ничего не выходило. Я еще выдерживал до обеденного часа, но потом у меня под ложечкой так сильно начинать сосать, что я умолял мать дать мне „хоть“ маленький кусочек хлебца. Это трехдневное воздержание от еды перед Пасхой мать соблюдала в течение всей жизни». Столяров помнил, как торжественно обставлялось возвращение родных из церкви перед рассветом: «Я прихожу из церкви домой и христосуюсь с матерью, которая не могла быть в церкви, т. е. целую ее три раза со словами: „Христос воскресе!“ и все поздравляют друг друга с праздником Воскресения Христова и садятся разговляться».

В художественной литературе есть немало красочных описаний пасхальных разговин в прежней России, тем не менее, наиболее ярко встреча Пасхи и праздничное застолье описаны в романе И.С.Шмелева «Лето Господне»: «И все накрыло великим гулом, чудесным звоном, из серебра и меди. Христос воскре-се из ме-ртвых…— Ну, Христос воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. …сме-ртию смерть … по-пра-ав!.. Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная». И.С.Шмелев пишет, что в праздничном застолье принимал участие весь дом, поэтому на Пасху хозяева разговлялись вместе с чадами и домочадцами, включая прислугу. Поскольку отец писателя был связан с подрядными работами, в доме проживало немало простого народу — ремесленники, плотники, каменщики, маляры и другие мастера своего дела. Оттого и разговины устраивались на 150 человек; для их угощения выпекали 100 куличей: «У нас не как у Жирнова там, не калачами разгавливаемся, а ешь по закону, как указано». И в семье Шмелевых эти законы свято соблюдали. И если булочник Воронин своих рабочих угощал на праздник только рубцом [мясной субпродукт из части желудка], то у Шмелевых рабочим рубец подавали сначала на закуску, а потом уже начинался настоящий пир. М.П.Горкин (один из центральных персонажей «Лето Господне») не без гордости перечислял как пир готовили: «Грудинки взял у Богачева три пудика, да студню заготовили от осьми быков, во как мы! Да лапша будет, да пшенник с молоком. Наше дело тяжелое, нельзя. Землекопам особая добавка, ситного по фунту на заедку. Каждому по пятку яичек, да ветчинки передней, да колбасники придут с прижарками, за хозяйский счет… все по четверке съедят колбаски жареной. Нельзя. Праздник». «Розговины для всех» начинались с радостного возгласа «Христос Воскресе!» и христосования, потом приступали к трапезе: «Весело глазам: все пестро. Куличи и пасхи в розочках, без конца. Крашеные яички, разные, тянутся по столам, как нитки».

Та же радость встречи пасхальной заутрени есть и в воспоминаниях еще одного выходца из московской купеческой семьи, Н.М.Щапова: «Дома парадно накрытый стол. Блестит кипящий самовар (прислуга ушла из церкви после заутрени), пестрая скатерть вся заставлена единственной в году едой: пасха, кулич, красные яйца, ветчина. Ах, как все вкусно! Пасха сладко тает во рту, на языке остается коринка, крошечки душистого миндаля. Кулич внутри весь янтарно-желтый, ноздреватый, с изюмом. Снаружи вкуснейшие корочки, утыканные поджарившимся миндалем» (Н.М.Щапов. Я верил в Россию… Семейная история и воспоминания). В некоторых купеческих семьях хозяйки искусно делали еще какие-нибудь оригинальные блюда, например, барашка из сливочного масла, лежащего на тарелке: «Рога заменялись восковой свечой…, глаза делали из корицы, а в рот барашку клали немного зелени, которая висела вниз, изображая траву» (А.И.Волкова. Воспоминания, дневники, статьи).

Интересно, что В.В.Розанов, бывший в 1901 г. в Риме накануне римо-католической Пасхи, с удивлением обнаружил, что итальянцам не знакомо такое радостное чувство, как момент «разгавливания»: «То ли дело у нас: какое веселое и даже прямо восхитительное зрелище предоставляют в Петербурге и Москве кондитерские в Великую субботу, а также и каждый дом, всякая семья. Все еще уныло, везде — пост, но завтрашний день — „красное яичко“ среди будничных некрашеных яиц. Минута уныния, которому завтра конец, — прекрасна». Именно в разделении календарного года на пост и мясоед писатель видел объяснение характера русского человека: «Он живет не ровным темпом, а полосами, порывами, в сущности — увлечениями, то в сторону грусти, то в сторону необузданного веселья и всяческого невоздержания» (В.В.Розанов. Пасха в соборе св.Петра).

Разгавливание раньше Светлой заутрени считалось недопустимым: «Кто до освященной пасхи другой едой разговляется, тот целый год хворать будет» (Н.А.Лейкин.После светлой заутрени).

(из очерка Т.А. Ворониной «Русский праздник: от заговенья

к разговинам»).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика