
— Отче, — спросил как-то один брат великого старца Антония, — почему ты не отвергаешь хвалы, которые тебе воспевают?
Отец монашества отвечал:
— Потому что мы отвергаем хвалы не из смирения, а чтобы получать их вдвойне.
***
Когда авву Поемена попросили поговорить о молитве, он сказал: «Никто не может говорить о молитве, если он не молится. Если же он молится, у него нет ни малейшего желания об этом говорить».
***
По поводу добродетелей блаженный Иоанн сказал: «Добродетель, которая никогда не знала искушений — не добродетель, а только набросок добродетели».
* * *
— Я не искренен, — сказал один монах старцу.
— И до какой степени? — осведомился старец.
— До такой, что я не искренен даже когда говорю, что не искренен.
***
Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Когда его пригласили к трапезе, он сказал:
— Мне довольно будет двух яиц, но изжаренных на камне, а не на противне, нежных, не пережаренных, хорошо посоленных, но без перца, сдобренных четвертью ложки масла, а главное — очень горячих.
Брат-кухарь поклонился и сказал:
— Все будет сделано по твоему желанию, владыко. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает?
***
Великий Антоний так говорил о смирении: «Принижая себя на десять сантиметров, возвышаешься на сотню».
* * *
Однажды авва Симеон сказал: «Ущипни самого себя, и узнаешь, что чувствуют другие».
* * *
Авва Илларион как-то сказал: «Быть грустным — это значит все время думать о самом себе».
***
Один святой отшельник из Нитрийской пустыни на вопрос путника, счастлив ли он, ответил, что у него совсем нет времени над этим задуматься.
***
Один Келийский старец сказал: «Человек придумывает правила для других и исключения для самого себя».
***
Почему так много неблагодарных людей? — спросили у аввы Сысоя.
— Потому что после обеда никто не ценит ложки, — отвечал старец.
***
Монаху, который постоянно жаловался на свою жизнь, авва Виссарион сказал: «Послушай, может быть, это твоя жизнь тобою недовольна? Жизни нравится быть с тем, кому она доставляет удовольствие...»
***
Желая утешить молодого монаха, удрученного собственным уродством, один старец сказал: «Уродство имеет великое преимущество перед красотой: оно постоянно!»
***
Один из сильных мира сего явился как-то в Скитскую пустыню, чтобы посоветоваться со старцем, который имел дар пророчества. Поглядев на него; старец сказал: «Я ничего с тебя не возьму за то, что расскажу тебе о твоем будущем, но тебе придется построить церковь для нашего монастыря, если не хочешь, чтобы все узнали о твоем прошлом».
***
Старец заметил у себя в келье какой-то шарик.
— Откуда он взялся? — спросил он келейника.
— Он был потерян, а я его нашел, — отвечал тот.
— А как ты узнал, что он был потерян?
— Я видел парня, который его искал добрых полчаса...
***
Молодой монах, поселившийся в Кельях [Кельи – крупнейший монашеский центр в Египте], пишет письмо своей семье: «Я нашел место, идеальное для тех, кто, подобно мне, ищет уединения. Их тут целые тысячи...»
***
Один старец говорит другому:
— Я заметил, что твоя собака машет хвостом не влево-вправо, как все собаки, а вверх-вниз. С чего бы это, брат?
— А ты не видел, какая у меня узкая келья? — отвечал тот.
***
Двое монахов, Памбо и Памбон, жили вместе в Скитской пустыне. Неподалеку от них жили два других монаха, Илларий и Илларион. Однажды авва Памбо пришел к авве Илларию за советом.
— Отче, — сказал он, — авва Памбон и я живем вместе в пустыне уже многие годы. Долгие молитвы, бдения, посты отягощают порой наш разум настолько, что мы уже почти не понимаем друг друга. А как тебе удается решать эти проблемы с твоим сотоварищем?
Авва Илларий отвечал:
— Я возбуждаю его разум посредством загадок; сейчас покажу тебе, как это делается.
И авва Илларий позвал авву Иллариона.
— Илларион, — сказал он, — кто племянник сестры сына твоей бабушки?
— Это я, — немедленно отвечал Илларион.
Авва Памбо восхитился, поблагодарил авву Иллария за совет и вернулся к себе. Там он сразу же позвал авву Памбона испросил:
— Брат, кто племянник сестры сына твоей бабушки?
Авва Памбон растерялся, задумался и, как всегда, занервничал:
— Это трудный вопрос, отче, — сказал он.
— Вовсе нет, — отвечал авва Памбо. — Племянник сестры сына твоей бабушки — авва Илларион!
***
Некий старец написал как-то письмо одному брату. Запечатав свиток воском, он вспомнил о чем-то, распечатал его и добавил следующие слова: «Если ты не получишь этого письма, пожалуйста, сообщи мне об этом!»
* * *
Однажды авву Феокрита пригласил к себе, чтобы показать свой сад, очень богатый мирской человек.
— Видишь эти кусты, авва? Я получил их из Антипалеи, и каждый из них мне обошелся в триста динариев... А эти великолепные деревья... они из Аттики. Я заплатил за каждое по три тысячи динариев. А посмотри на эти редкостные цветы в сосудах, они стоят тридцать тысяч динариев каждый.
Тут старец его прервал и сказал:
— Я спрашиваю себя, какие удивительные вещи сделал бы Господь Бог при сотворении мира, будь у Него столько же денег, сколько у тебя!
***
Несколько старцев обсуждали вред, причиняемый вином. Авва Арсений по этому поводу сказал: «Самый большой вред бывает для того, кто пьет, чтобы забыться. Ибо ему грозит забыть момент, когда бы следовало прекратить пить.
***
Один старец спрашивает у другого:
— Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?
— Сердцу, — отвечает тот.
— А на каком основании?
— На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.
***
Авва Евстазий был не только великим человеком Божиим, но также очень талантливым травником. Каждый год в лаборатории возле своей кельи он с гениальной изобретательностью составлял огромное количество все новых и новых великолепных лекарств. Но вот однажды он неожиданно бросил свою работу. Авва Макарий спросил у него:
— Брат, почему ты перестал придумывать новые лекарства?
Евстазий ответил:
— Я их и так сделал слишком много. Врачи не успевают придумывать новые болезни.
***
Один молодой монах постоянно опаздывал на десять минут на вечерню. Однажды он опоздал всего на пять минут, и старец сказал ему: «Поздравляю тебя, брат! Впервые ты опаздываешь с таким опережением».
***
Авва Реденций жил в монастыре на берегу Красного моря. Он был самым умелым рыбаком во всей общине, для которой доставлял пропитание. В том же монастыре жил знаменитый астролог, который посвящал все свое внимание звездам. Однажды авва Реденций не вышел на рыбную ловлю. Не вышел он и на следующий день, и на следующий... Встревоженные монахи стали спрашивать его:
— Отче, почему ты не выходишь в эти дни на рыбную ловлю?
— Потому что в гороскопе на эти дни говорится, что они исключительно благоприятны для Рыб...
(из книги «Отцы-пустынники смеются»)
Комментарии
Комментариев пока нет