Публикации

« Назад

Оскотинивание 11.03.2019 15:41

        Всемогущий Бог создал в шестой день человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни. И таким образом, по слову свт.Григория Богослова нашим отечеством по телу является прах, а по душе – Бог небесный. И дал Бог новосозданному венцу творения имя Адам, которое имеет два варианта значений – по числу отечеств человека: или это «красная земля», если человек выберет Землю, или «подобие» — если он выберет Небо. Когда Адам был введен в Рай, Бог сказал: «не хорошо человеку быть одному, сотворим ему помощника, подобного ему» (Быт. 2, 18). В замысле Господа множество людей, созданных по образу Божию, должны были стать живым отражением Троической Тайны. Но для того, чтобы человек не скатывался к уровню животных и не пытался уподобиться им, Бог прежде создания второго человеческого существа покорил Адаму всех животных, которым тот дал имена. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20). Так Творец ясно показал, что ни одно животное не подобно человеку, не является его «младшим братом», а потому опускание людей до животного уровня есть их падение с вершин Божьего замысла. Это падение людей до животного уровня, или иначе оскотинивание человека и произошло после грехопадения. Вместо того, чтобы тянуться к Творцу, возделывая и храня Рай, вкушая от всякого дозволенного дерева (Быт.2.15,16), Адам позарился на низменные удовольствия, вкусив от запретного плода с древа познания добра и зла: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:6,7).

      Про оскотинивание человека в Писании сказано так: «И человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48.13). Срывая запретный плод, Адам захотел стать богом, как ему пообещал змей: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Но плотское пожелание, которое возникло у Адама с Евой при разглядывании плодов с древа познания добра и зла, не может привести людей к обожению. Само по себе это плотское пожелание, возникшее у первых людей, вступает в противоречие с образом Божьим, заложенным в человеке. Свт.Афанасия Великий пишет об этом так: «Причиною, по которой впали они в высокое о себе мнение, именует плотские пожелания. А это и значит, не разуметь чести своей, что сотворены по образу Божию. Небесные селения обменяли они на то, чтобы жить на земле, подобно несмысленным скотам, и жизнь от Бога — на гробы» (Толкование на псалмы). После грехопадения мы видим опускание людей до животного уровня. Это и есть их падение с вершин Божьего замысла. То, что сейчас нормально в мире животных – борьба за существование, ареал распространения, никак не свойственно человеку в непадшем состоянии. Все это вошло в нашу природу при грехопадении. Не зря в книге славного пророка Даниила человеческие империи называются именами страшных зверей: лев с орлиными крыльями – Вавилон, зверь похожий на медведя с тремя клыками – Мидо-Персия, барс о четырех крыльях и четырех головах – греческая империя Александра Македонского, страшный и ужасный зверь с железными клыками и десятью рогами – Римская империя (Дан.7). Эти империи уподоблены хищным зверям, т.к. империи постоянного поглощают одна другую, или иначе пожирают словно звери.

       Когда, поддавшись агитации дьявола люди, отпали от Бога и вошли в союз с темным князем, то распад охватил всю их природу. По мысли свт.Григория Нисского человек ниспал от богообразия до животных страстей (как говорил Давид в Пс. 48:21, «человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им»). И то, что прежде было свойственно только царству животных, стало свойственно и человеку. Свт.Григорий пишет: «Думаю, что и всякая страсть от этого начала, как из некоторого источника возникши, наводняет человеческую жизнь. Доказательством же сказанного служит сродство страстей, равно обнаруживающееся и в нас и в бессловесных [«бессловесный» по церк.слав. означает неразумное животное], ибо несправедливо приписывать первые начала страстного расположения естеству человеческому, созданному по образу Божию. Но поскольку привзошла в этот мир и жизнь бессловесных, а человек по сказанной выше причине и из естества бессловесных заимствовал нечто, разумею способ рождения, то через это заимствовал и прочее замечаемое в этом естестве ибо не в раздражительной силе у человека подобие Божие и не сластолюбием отличается естество преимущественное; и боязливость, и дерзость, и желание большего, и отвращение от скудости, и все тому подобное далеки от признаков боголепия. Поэтому естество человеческое извлекло это из бессловесной в себе части, ибо, чем бессловесная жизнь ограждена для самосохранения, то, будучи сохраняются раздражительностью; животных многородящих спасает сластолюбие; животное малосильное хранит робость, удоболовимое сильнейшими — страх, переизбыточествующее плотью — прожорливость. И не удовлетворить в чем-либо своему сластолюбию для бессловесных служит предлогом к скорби. Все это и подобное тому по причине скотского рождения вошло в устройство человека» (Об устроении человека. 19). Свт.Григорий здесь упоминает «скотское рождение», имея ввиду то, что после грехопадения люди переняли у животных скотский способ зачатия и рождения. В чем же отличие райского брака от брака в падшей вселенной? Согласно согласию Отцов Церкви, райский брак был девственным, и если бы люди не согрешили, то повеление Бога «плодитесь и размножайтесь» исполнялось бы неведомым нам способом, который не приводил бы к потере девства. Как Ева бесстрастно родилась от Адам, или как Христос родился от Марии без потери Ею девства,– примерно так бы и происходило появление людей в безгрешном обществе.

       После грехопадения животные страсти проявились в первую очередь в отношении между людьми. Не случайно первое, что сделали люди, так это отгородились друг от друга смоковными опоясаниями (Быт. 3:7). Они стали чужими друг другу, и так возникла необходимость в защите человека от человека. Ведь неспроста Адам первым делом переложил вину на свою жену. Разве не является это лучшим доказательством того, что она стала для него чужим и враждебным существом? Свт.Иоанн Златоуст в Беседе XII на Бытие говорит: «человек, существо кроткое, разумное и тихое, делает противное своей природе и по беспечности уподобляет себя зверям. Потому и божественное Писание людям, одаренным разумом, за столь возмутительные страсти их, дает имена бессловесных, часто даже и зверей. Так оно называет их — иногда псами, за бесстыдство и наглость: «псы немые, не могущии лаять» (Ис.56:10); иногда конями за похоть: «Они сделались конями похотливыми, каждый ржет на жену ближняго своего» (Иер.5:8); иногда львами и рысями за хищничество и жадность; иногда аспидами за коварство: «яд, — говорит, — аспидов под устнами их» (Пс.139:4); иногда змеями и ехиднами за ядовитость и злобу, как и блаженный Иоанн вопиял, говоря: «порождения ехиднины» (Мф.3:7). Дает оно людям и другие еще, соответственные страстям их, имена, чтобы, устыдившись хотя этого, обратились когда-либо к свойственному (людям) благородству, примирились с своими братиями, и законы Божии предпочли страстям, которым предались по беспечности».

       В Беседе на Псалом 48 Златоуст говорит: «И человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48.13). Здесь, мне кажется, пророк сожалеет о том, что человек, существо разумное, которому вверено гос­подство на земле, унизился до бессловесных животных, тру­дясь напрасно, делая противное своему спасению, занимаясь тщеславием, предаваясь любостяжанию, беспокоясь о вещах бесполезных. Честь человека состоит в добродетели, в по­мышлении о будущем, в том, чтобы делать все для той жизни и презирать настоящее. Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием, а наша направляется к другой жизни, лучшей и не имеющей конца. Вот почему люди, не знающие ничего о будущем, хуже бессловесных жи­вотных, и не только они, но и те, которые ведут жизнь развратную, делаясь змеями, скорпионами и волками по коварству, волами по глупости, псами по бесстыдству.»

       Прп.Исидор Пелусиот пишет: «Не нападая чрез меру на людей и не клевеща на разумный род, но с великою пощадою изрекло Священное Писание: «человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48:130. Ибо если исследуем в точности, то нам грозит опасность уподобиться не только скотам, но и неукротимым зверям; лучше же сказать, любитель гнусных страстей превосходит и их. И подлинно удивительно и странно то, что каждый зверь порабощен одному недостатку, а почитаемый человеком, совместив в себе все в совокупности недостатки, простирается далее их неразумия… Когда скачет кто, как вол, бьет ногами, как осел, ржет на женщин, как женонеистовый конь, предается обжорству, как медведь, утучняет тело, как ишак, помнит зло, как верблюд, гневлив, как лев, хищен, как волк, язвит, как скорпион, хитер, как змея, таит яд лукавства, как ехидна, собирает деньги или, лучше сказать, грехи, как мухи едкую пыль, тогда возможно ли кому сего зверонравного причислить к людям, не усматривая в нем черт естества кроткого, но примечая смрад какой-то скиллы, химеры и гидры из языческих басен. Если же спросишь: "поэтому что же надобно делать?", то отвечу тебе: должно непрестанно иметь в руках духовное зеркало, разумею Божественные Писания, в которых заключаются и история мужей добрых, и постановленные Богом спасительные законы. Ибо это зеркало не только показывает безобразие, но и превращать оное, если пожелаем, в неизобразимую красоту» (Письма, Книга I).

      Действительно, избавить человека от этого скотского состояния может только Господь Иисус Христос. В Псалтири сказано: «Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы [т.е. народы], яко человецы суть» (Пс.9:21). Евфимий Зигабен в толковании пишет: «Под законоположителем или законодателем пророк разумеет здесь Иисуса Христа, ибо Он, подобно царю и законодателю, дал нам новый закон, именно закон евангельский, или просто святое Евангелие. Да разумеют языцы (народы), яко человецы суть. Да научатся, то есть, они потом, впоследствии, жить так, как люди живут, а не как звери».

      А свт.Василий Великий так наставляет: «Скоты суть животные земные и поникли к земле, но человек — насаждение небесное, отличен сколько видом телесного состава, столько и достоинством души. Какой вид у четвероногих? Голова их наклонена к земле, смотрит на чрево и всеми мерами ищет приятного чреву. Твоя голова поднята к небу, очи твои взирают горе. Потому, хотя ты иногда бесчестишь себя плотскими страстями, работая чреву и низшему чрева, «сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48:13), однако же тебе прилично иное попечение — «ищите горнего, где Христос сидит» (Кол. 3:1), мыслью своею быть выше земного. А какой дан тебе вид, так располагай и своею жизнью. «Житие свое имей на небесех» (Флп.3:20). Истинное отечество твое — горний Иерусалим; граждане и соотечественники твои — «первородные написанные на небесех» (Евр.12, 22) (Беседа 9 на Шестоднев).

       В каноне предпразднества Рождества Христова в Неделю Отцов говорится о миссии Христа, избавляющей людей от скотоподобного состояния: «Снедию мя окрадена лукавою / и разумом поползшася и уподобльшася безсловесным, Слове Божий, пришел еси, назидая, / Младенец быв и во яслех безсловесных возлег: / слава силе Твоей, Господи» (песнь 4); «Пеленами Твоими решиши пленицы грехопадений, / многою же нищетою вся обогащаеши, Щедре: / безсловесныя злобы, положся в ясли безсловесных, человеки изменяеши, / Божий Слове пребезначальне» (песнь 9). Ясли, в которые был положен Младенец Христос, суть кормушка для домашнего скота. Как пишет блаж.Феофилакт Болгарский, Богомладенец «полагается в яслях… для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам. Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь» (Толкование на Ев. от Луки).

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием писаний св.отцов и иер.Д.Сысоева)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика