Публикации

« Назад

«Обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5) 28.02.2019 16:02

Израильтянам запрещалось употреблять в пищу мясо хищных птиц, таких как гриф, ястреб и орел, которыми надо было гнушаться (Лев.11:13). Этим запретом Господь учил евреев не подражать людям, живущим хищным разбоем. Тем не менее, во многих упоминаниях орла в Писании он предстает не как нечто отталкивающее, а как образ силы и освобождения

       На первом антифоне Литургии оглашенных мы благословляем Господа, «исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя» (Пс.102:5), т.е. Господь исполняет наши благие желания и как у орла обновляется юность наша, т.е. христиане, по сути, вечно молодые. Давид здесь говорит о распространенном у его современников поверии, что птица орел живет сотни лет, потому что регулярно сбрасывает все свои перья и отращивает новые. Книга «Физиолог» (в переводе с греческого текста) повествует нам следующее: «когда орел старится, становятся тяжелыми его крылья, и он слепнет. И что тогда он делает? Ищет источник чистой воды, поднимается в небесный эфир и сжигает перья свои и тьму своих глаз. Тогда спускается к источнику и погружается трижды. И обновляется, и становится молодым. И ты, житель нового града, если имеешь одежду ветхого человека, и глаза сердца твоего слепы, найди мысленный источник — Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Меня покинули, источник воды живой» (Иер.17:13), и поднимись на  высоту солнца правды, Иисуса Христа, и «совлеки ветхого человека с делами его» (Кол.3:9) и погрузись трижды в вечный источник, во имя Отца, Сына и Святого Духа. Совлеки  ветхую одежду дьяволову и «облекись в нового (человека), созданного по Богу» (Кол.3:10). И исполнится на тебе пророчество Давида: «Обновится, как у орла, юность твоя». Также, например, по южнославянским сказаниям, орел имеет необыкновенное долголетие. Он живет дольше всех птиц и обладает возможностью омоложения: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере живой воды (или, по другим вариантам – в реке Иордан), снова обретает молодость.

        Таким образом, орел поднимается высоко в небо, он парит на пределе своих возможностей и ищет волшебный источник, в который он мог бы опуститься, чтобы обновить свои силы, омыть свои глаза и крылья. Для христиан такой источник Слово Божие, которое надо искать на пределе своих возможностей и к которому нужно стремиться, как орел стремится ввысь к солнцу. В Толковой Псалтири Евфимия Зигабена на Пс.102:5 сказано: «Слова Афанасия: Орлом изображается дар воскресения; ибо мы, посеваясь тленными, воскреснем нетленными; так что не будем более ветшать и приходить в тление. А уподобив обновляемых высокопарному и царственному орлу, который открыто может смотреть на свет солнца, сим, по словам Евсевия, изображает обновление души и возлетание от земли на небо и будущую жизнь ее в крайнем свете».

       Свт.Исидор Севильский рассказывает про орла: «говорят, зрение его таково, что, паря над морем на недвижных крыльях, он, не уловимый человеческим глазом, видит с такой высоты плавающих в море рыбешек и, камнем упав вниз, хватает добычу и несет ее на берег. Ведь, по рассказам, он не отводит взгляда от луча солнца, потому и птенцов своих, для сохранения в роду лишь достойных, держа когтями подставляет под солнечные лучи и смотрит, чтобы их зрачки были неподвижны. Если же кто из птенцов отворачивается от солнца, его выбрасывают из гнезда как урода» (Этимологии, книга XII о животных). А в «Физиологе» свт.Дамаскина Студита про орла сказано так: «Орел - царь всех летающих (животных), и никогда в своей жизни не пьет воду, поскольку не подобает ему, как царю всех птиц, быть рабом плотских желаний, подобно меньшим птицам. Когда же он летает, глаза его видят остро мельчайшие вещи, размером с муху или пшеничное зерно. Настолько же боятся его змеи, что как только услышат шум его крыльев, когда он летает, тотчас скрываются в глубинах земли, дабы он не схватил их, и не растерзал когтями своими, поскольку он любит пожирать этих зверей. Пища же его – зайцы, малые дикие козы, олени, гуси и ягнята. Нередко хватает и тельца, и съедает его, если встретит того в пустынном месте. Обладает же и такой премудростью от Бога: когда рождает орлица своих птенцов, тогда орел летит к гнезду с малыми птенцами, ставит их перед солнцем и внимательно смотрит. И если они встанут твердо и посмотрят на солнечные лучи, тогда он поймет, что это его настоящее потомство. Если же они закроют глаза свои, и не смогут взглянуть на солнечные лучи, тогда поймет, что это выродки, т.е. мать их прелюбодействовала с другим орлом. Тогда тотчас ударяет их крылом своим, и сбрасывает вниз из гнезда».

Орел – царь всех птиц, так и христиане царский народ – «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9), потому христианам не подобает быть рабами плотских желаний. Как орел может прямо, не отводя глаз, смотреть на солнце, так и христианин, если совесть его не обличает, может взирать на Солнце Правды – Христа: «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1Иоан.3:21).

          Орел – это грозный хищник, стремительный и неумолимо преследующий свою жертву. Во многих древних культах орел символизирует божество полуденного солнца. В Вавилоне орел был еще и атрибутом бога войны. В последствии этот культ унаследовали персы, на знамёнах которых присутствовал орел. Для древних римлян орел был символом победоносной войны. Не зря на их штандартах присутствовали орлы. Получается, что те, с кем так или иначе конфликтовали евреи поклонялись орлам, покровителям воинов: «Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне» (Плач.4:19), «Как орел [налетит] на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой!» (Ос.8:1).

             Помимо того, что орел в Писании используется как символ Божьего разрушения, он также используется как символ Божьего освобождения: «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (Ис.40:31). Иногда Сам Бог сравнивает Себя с орлом: «Вы видели, что Я могу сделать с Моими врагами, видели, что Я сделал с народом Египта, видели, как Я, словно орел, вынес вас из Египта и принес сюда, ко Мне» (Исх 19,4). Перед нами образ орла, переносящего своих птенцов. Но разве орлы выносят птенцов из гнезд? Согласно древним поверьям, все птицы переносят своих птенцов в случае опасности из одного гнезда в другое. Они несут их в когтях, рискуя уронить по дороге, или попасть в когти того же орла, который тогда унесет и саму птицу, и ее птенчика. Совсем по-другому дело обстоит у орлов. Они переносят своих птенцов на спине. Эти большие гордые птицы никого не боятся. Выше них никто не летает. Орел боится только человека и его летящих с земли стрел. Поэтому он несет птенцов на спине, говоря библейским языком, на своих крыльях. Так он защищает их своим телом от опасности и дает шанс выжить. Если он будет убит, то птенец сможет самостоятельно продолжить путь и благополучно приземлиться на землю. Теперь возникает следующий вопрос: зачем орлу переносить птенцов? Ведь обычно животные переносят свое потомство только в случае опасности. Какая опасность может угрожать орлу, строящему свои гнезда на большой высоте в труднодоступных местах. Никакая птица не сунется на скалу, на которой обитает орел. Поверие считает, что орел выносит птенца из гнезда, чтобы научить летать. Получается красивое толкование библейских слов: Бог выводит евреев из Египта, словно орел выносит птенцов из гнезда. Он ведет их через пустыню, через проблемы и сложности, как орел несет птенцов над долиной. Но цель не в том, чтобы избавить от трудностей, а чтобы научить летать! Разве не поступал так Господь в истории каждого из нас?

        В книге Второзакония в переводе с древнееврейского читаем: «Как орел, что гнездо стережет, над птенцами своими парит, так и Он крылья простер, подхватил Свой народ и понес» (Вт.23:11), а в латинской Вульгате: «Господь для Израиля – словно орел, который выталкивает из гнезда своих птенцов, а сам носится над ними, охраняя их, и простирает крылья, чтобы подхватить их, и носит их на крыльях своих. Вот каков Господь» (Втор 32:11). Здесь мы сталкиваемся с древним поверьем. Орел раскачивает гнездо, чтобы птенцы познали чувство полета и без страха распахнули крылья, когда орел вытолкнет их наружу. Итак, Бог с нежностью стережет Свое «гнездо», Израиль. Заботиться о Своих птенцах. И от избранного народа Он требует того же. Внимательного отношения к Закону (Торе) и непременной передаче его своим детям. Очень важно сохранять верность Богу и делиться своей верой с нашими детьми.

        Еще одна важная особенность орла. Где бы он ни оказывался, где бы его не запирали и куда бы не увозили, он всегда находит дорогу домой. Всегда возвращается к своему гнезду. Совершенно непонятно, как он это делает. Не зря Соломон в книге Притчей среди трех непонятных ему вещей называет пути орла на небе (Притч 30,18-19). Здесь летящий орел – это символ Христа. Сщмч.Ипполит Римский в комментариях на Притчи пишет, что полет орла – это Вознесение Христа. Как для Соломона непостижим путь орла на небе, так и для нас непостижимо как Человек Иисус Христос восходит на Небеса и садится одесную Бога-Отца. Святой праведный Кесарий Назиназин пишет, что орел – символ Христа, потому Он подобен орлу, полетевшему на ловлю и убийство луня и ночного ворона, которые суть умственно понимаемые злые духи (Вопросы св.Сильвестра и ответы прп.Антония. Вопрос 195). Прп.Исидор Пелусиот пишет, что путь орла недоступен Соломону, потому что это символ Божеского естества Сына, недоступного для человеческого разума (Книга писем I).

          В Израиле есть такой город Нешер, основанный в 1925 году. Город расположен в живописной холмистой местности на горе Кармил, в 4-х километрах к востоку от города Хайфы. Название «Нешер» можно перевести как «орел», но более точно это слово переводится как «сип белоголовый»  (крупная хищная птица, падальщик), он же и фигурирует на гербе города. Таким образом, слово «нешер», которое в наших Библиях переводят как «орел», можно переводить как «сип белоголовый», о чем и упоминают иногда некоторые раввины. В таком случае становится более понятно, почему Христос употребил такой образ: «так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф.24:28). Под трупом здесь разумеется Христос, т.к. Он претерпел смерть за людей. Но на труп слетаются не орлы, а хищники-падальщики, в частности сипы, которые здесь символизируют христиан.

              Таким образом, в Писании орел  обладает двойственной символикой. Он одновременно птица нечистая, а с другой стороны – символ Христа  и христиан; с одной стороны орел – символ Божьего разрушения, а с другой – символ Божьего освобождения.

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика