Публикации

« Назад

О чём размышлять во время пения 33 псалма 14.02.2019 14:40

В конце Божественной Литургии мы хором поем 33 псалом «Благословлю Господа на всякое время». В греческом переводе Библии 70 толковниками про него сказано: «псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел», а в еврейской Библии – «псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Таким образом, сличая эти два указания можно сказать, что историческая основа данноого псалма находится в 1 Царств 21. Спасаясь от преследования Саула, Давид искал убежища у царя Гефского, Анхуса, или, согласно заголовку данного псалма, Авимелеха ("авимелех" – это  титул филистимских царей, а не имя, см.Быт.20.2, Быт.26.1, подобно тому, как египетские цари именовались фараонами). Опасаясь, что этот вражеский царь может убить его, Давид притворился безумным и стал чертить какие-то знаки на дверях, пускать слюну по бороде. Эта уловка ему помогла. Царю уже надоели сумасшедшие, поэтому он отпустил Давида, который стал скрываться в пещере Одолламской. Церковь очень любит этот псалом, т.к. он красноречиво выражает личное свидетельство о спасении по благодати через веру в Господа.

Благословлю Господа на всякое время

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:16-18). Как пишет свт.Григорий Богослов: «Памятовать о Боге необхо­димее, нежели дышать; и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного», но только  «вечером и утром и в полдень умолять и вопиять» (Пс.54.18) и благословлять Господа на всякое время (Слово 27).

О Господе похвалится душа моя

Давид не хвастался собственным умом или талантами. Он хвалился Господом — тем, Кто Он и что Он делает.

Да услышат кротцыи и возвеселятся

Кротких обычно печалит, когда кто-то хвалится. Они, как правило, не хотят слышать бахвальств и напыщенных речей, однако хвалиться Господом – совсем другое дело. Такая похвала веселит и утешает кротких.

Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе

Праведная душа не ограничится уединенным празднованием своего спасения. Верующий созовет всех своих собратьев славить Господа вместе с ним и превозносить имя Его соборно.

Взысках Господа и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя

Вся жизнь праведника прискорбна, но Бог избавляет святых от скорби, не оставляя их без искушения, но подавая им терпение. Мы не должны стыдится говорить о себе – как Бог помог нам, если таким образом мы можем прославить Бога. Некоторые стараются вести себя как можно скромнее, но им следует помнить, что скромность, лишающая Бога славы, в высшей степени нескромна.

Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся

Призывает здесь к Таинству Просвещения – Крещению. Приблизьтесь, люди, верою к Богу с принятием Святого Крещения: оно просветит души ваши и очистит умные очи ваши, то есть, вы не останетесь в стыде, ибо омоетесь от причин стыда, которые суть грехи.

Сей нищий воззва и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и

Давид говорит здесь, что Бог спас его от Саула. Нищим Давид называет самого себя, как лишенного всякой человеческой помощи, или потому что Давид раньше был простым пастухом.

Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их

При всяком верующем в Господа находится рядом Ангел, если мы не прогоняем его злыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым, так и хранителя жизни нашей - Ангела устраняет многоплачевный и гнусный грех.

Вкусите и видите, яко благ Господь

Давид побуждает христиан к причащению пречистого Тела и Крови Господа; ибо те, которые, причащаясь, вкушают оные достойно, тотчас чувствуют в себе умственно помощь от Бога и благодать. В Толковой Псалтири Евфимия Зигабена сказано: «сладость меда как могу изъяснить незнающим? Чувство яснее всякого слова для» познания.

Блажен муж, иже уповает нань

Если проклят надеющийся на человека, как говорит Иерeмия (Иер.17.5), то напротив того следует, что блажен уповающий на Господа, как говорит Давид здесь.

Бойтеся Господа вси святии Его

Есть два вида страха: начальный и совершенный. Первый страх свойственен начинающим путь благочестия, второй — совершенным. Исполняющий волю Божию из-за страха вечных мучений есть новоначальный, ибо он не делает добра ради самого добра, но по страху наказания, ибо начало премудрости - страх Господа (Прит.1.7), который хранит душу от всякого зла.

Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу. Эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её (прп.Дорофей Газский. Поучение 4 о страхе Божием).

Яко несть лишения боящымся Его

Возможно Господь не даст нам роскошествовать, но обещание восполнить наши насущные нужды выполнит.

Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага

Сии слова указывают на иудеев, которые, быв прежде богаты и царством и городами и множеством войск и знаменитым Иерусалимским храмом и божественным законом и собеседованием и посещением Божиим, впоследствии сделались бедными во всем этом за то, что бессмысленно распяли богатого милостию и обнищавшего ради нас Владыку Христа; они и взалкали, ибо умертвили Хлеб жизни.

Приидите, чада, послушайте мене: страху Господню научу вас

Чему Давид решает научить их – страху Господню, который включает в себя все религиозные обязанности. Давид был известным музыкантом, выдающимся государственным деятелем и воином, но он не говорит детям: «Я научу вас играть на арфе, или как обращаться с мечом и копьем, или как натягивать лук, или я научу вас основам государственной политики». Он говорит: «страху Господню научу вас, что лучше всех искусств и наук».

Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? (Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни?)

Давид говорит о жизни вечной и бессмертной, потому что настоящая жизнь есть более смерть, нежели жизнь, а добрые дни – это дни будущей жизни.

Удержи язык твой от зла

Не злословь, не клевещи, не пустословь. Соблюдая это, человек может далеко продвинуться в религии, потому что Библия говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак.1.26), в то время как тот, кто не обуздывает своего языка у того пустое благочестие. 

И устне твои еже не глаголати льсти

Лесть есть тайное делание зла, производимое чрез притворство в добре. 

Уклонися от зла и сотвори благо

Нужно не только перестать совершать нехорошие поступки, а потом сидеть на месте, но надо делать добрые дела.

Взыщи мира и пожени и (устремись к нему)

Кто в мире с Богом и людьми, тот выше всякой страсти. Итак, не ищи, говорит, мира просто, но ищи его старательно и с великою ревностию, ибо это означает здесь взыщи - настигни, то есть, когда мир убегает от тебя, ты лови его, тотчас беги за ним, доколе не настигнешь и не уловишь, а, уловив, введи его в свое сердце; например, если кто имеет вражду и несогласие с тобою и не хочет примириться, чтоб иметь мир с тобою, ты пойди к нему и не оставь его, доколе не примиришься и не будешь с ним в мире.

Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их

Давид говорит, что Бог всегда видит праведных и веселится о добрых делах их. Он слышит моление их, потому что они достойны услышания.

Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити (истребить) от земли память их

На праведных Бог смотрит с удовольствием, сохраняя их от всякого вреда, а на грешников смотрит грозно и их наказывает. Грешники увидят Его грозный взор во время Второго Пришествия.

Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех печалей их избави их

Языком и устами праведники могут молчать, но умом и сердцем своими взывают громким голосом, и вопль их достигает до ушей Божиих.

Близ Господь сокрушенных сердцем

Бог по благости своей близок ко всем. Но мы - люди бываем далеки от Бога по причине греховности нашей жизни. Но если мы покаемся, то приблизимся к Богу.

И смиренные духом спасет

Смиренные не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому-нибудь понуждению, бедности, или по другому какому-либо обстоятельству, но те, которые смиренны в сердце и мысли и смиряются по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды.

Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь

Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир"(Иоан.16:33), а Павел говорил, что «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» (1Кор. 10:13). Кто говорит, что скорбь не прилична праведнику, тот говорит ничто иное, как то, что борцу не приличен противник; а не вступающий в бой борец, как тогда сможет получить награду?

Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится

Когда солдаты перебили ноги двух разбойников, распятых вместе со Христом, они не тронули Иисуса, так как Он находился под защитой этого обещания: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин.19:32,33). Из этого не следует, что благочестивый человек не может сломать кость. Но если наша кость поломалась, то рано или поздно она станет целой при последующем воскресении, когда то, что было посеяно в слабости, восстанет в силе (1Кор.15.43). 

Смерть грешников люта

Смерть грешников люта, ибо достигнув конца, при смерти грешники скорбят чрезмерно, чувствуя, какое постигнет их наказание за сделанные ими грехи. А смерть праведных легка и радостна, потому что они чувствуют радость, ожидающую их на небесах.

И ненавидящие праведнаго прегрешат

Грешники грешат, потому что ненавидят праведного человека; ибо к прочим грехам сии несчастные прибавляют еще грех ненависти, не только не подражая добродетели праведника, но еще и ненавидя оную, т.к. чужая добродетель уязвляет их совесть.

Избавит Господь душа раб своих, и не прегрешат вси уповающии на Нань

Совершенная безгрешность здесь на земле несвойственна никому, ибо все мы много согрешаем (Иак.3:2). Но мы будем вне греха, если отречемся от тяжких и ведущих к смерти грехов, ибо не всякий грех к смерти (1Ин.5.17).

 (составил по книгам Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика