Публикации

« Назад

«Ничего больше не даст вам Бог, что было бы дороже детей…» 23.06.2020 14:22

Трактат «Наставления в семейных делах» итальянский средневековый духовный писатель Джованни Доминичи (1356-1419гг.) адресовал одной вдове, оставшейся после смерти мужа с маленькими детьми.Предлагаем ознакомиться с некоторыми отрывками из этого трактата касающиеся воспитания детей.

«Любовь должна восходить прямо к Богу, и нельзя допускать никаких искривлений и ошибок, и лишь с раннего возраста можно воспитать такую любовь…Для достижения этой цели первое, что необходимо иметь в доме, - изображения святых юношей и молодых девушек, в которых бы твое дитя еще с младенческих лет обрело образец для подражания, восхищалось бы ими как равными по возрасту и подражало бы им в достойных делах. Полезно иметь изображения св. Девы Марии с младенцем на руках… Хорошо также обзавестись образами Иисуса, который сосет грудь или спит на руках матери, чтобы Христос стал для них образцом добродетели. Перед глазами детей помещай также образ Иоанна Крестителя, одетого в рубашку из овечьих шкур, живущего в пустыне…Они должны видеть Иисуса и Иоанна Крестителя или Иисуса и Иоанна Евангелиста вместе, изображенными как невинные жертвы, для того чтобы они научились испытывать ненависть к насилию и бояться его.

Воспитывай детей посредством книг, которые могут поучать и наставлять их божественному благу. Священное Писание представляется наиболее совершенным для этой цели, в нем заключены все примеры правильных и неправильных вещей, и оттуда можно извлечь все для настоящей жизни в Боге, насколько позволят способности и разум. Заставь своих детей отражаться в этом зеркале, как только они откроют глаза, и потом, когда научатся говорить, читать и писать.

Если ты не сможешь или не захочешь иметь изображения святых и Бога у себя дома, то заставь их часто посещать церковь в то время, когда там не будет шумно и суетно, чтобы сознание их отдалялось от суетных людей и они не привыкали бы болтать попусту, мешая божественной службе. Если же ты заведешь изображения дома для воспитания детей, остерегайся украшать их обильно золотом и серебром, чтобы не стали твои дети идолопоклонниками, ибо, если они привыкнут видеть зажженные свечи в позолоченных канделябрах, обильно позолоченные фигуры со склоненными головами и стоящие на коленях, они почувствуют лишь расположение к золоту и драгоценностям, а не к самим этим фигурам и тем истинам, которые они представляют.

…Коммунальная школа тоже представляет опасность, потому что там много разнузданных, буйных, склонных ко злу и противных всякому добру детей, и можно в один год потерять усилия воспитания шести-семи лет. Домашние учителя должны помнить свое место, не впадать в противоречия и не внушать сомнений детям…

И сами будьте постоянно начеку, во всех случаях наблюдайте за детьми дома, узнавайте об их поведении все, что можно, не останавливайтесь перед самыми суровыми мерами, полезными для будущего, если ребенка склоняет ко злу порочная природа, толкает к греху скверная привычка, имеющая греховную первопричину. Не жалейте наказать его, если он богохульствует, в каком бы он ни был возрасте, в этом случае лучше быть жестокой. Но стремитесь вознаграждать его, когда он сделает добро, чтобы радость по поводу новых башмаков, чернильницы, гипсовой дощечки или других нужных ему вещей побуждала его творить добро, ибо каждое доброе дело должно быть вознаграждено…

…Если доведется детям встретить еврея, сарацина или турка, то смогут ли они противостоять их коварству без тех основ, которые дают книги о жизни Христа и его святых? Всё неверие проистекает от злобного коварства древнего змея, который не желает потерять никого из иудеев и язычников и хочет заполучить как можно больше христиан, сбивая многих смертных с прямой дороги веры. Стремитесь же сделать своих детей не неверными, но истинно верующими христианами. Пусть они читают Священное Писание как только способны будут его понять, а все другое забросят…

В таком возрасте, когда он еще, как воск, у тебя в руках, с пеленок и колыбели формируй его, прививая умение достойно одеваться. Для этого достойно одеты должны быть отец, мать, нянька, все, кто обитает в доме, чтобы подать пример, потому что благочестивый опыт познается в малом возрасте от обычая окружающих. Не должна жаждать горожанка короны из алмазов, которая прилична на голове герцогини, бюргерше же приличествует быть украшенной лишь повязкой из жемчуга. Обычай одеваться всасывается с молоком матери, совокупность обычаев окружающих формирует человека, а привычка превращается в характер…

Вынашивая ребенка, следует служить Богу со всем благочестием, как бы это ни было тягостно, надо с именем Бога рожать и кормить производимое на свет подобие человека. Когда он еще во чреве, надейтесь на то, что родится на свет существо доброе, благочестивое и согласное с Богом, это необходимо, чтобы победить в ребенке животную чувственность. Но при этом не стремитесь воспитывать их для величия в этом мире, чтобы

не превратить в воинственных и устрашающих мстителей, творящих вендетты [кровную месть], ведь разум их должен направляться только к вечной жизни…

Помните, что лучшую веру ребенку сообщает обряд крещения, при этом очень важно состояние родителей, подвергающих ребенка этому таинству, поскольку мистического чуда крещения невозможно будет достичь при отсутствии искренней веры у отца, матери и всех родственников, эта вера сообщит и ребенку благочестие без действия его собственной воли. Вот почему при крещении детей родители должны быть исполнены веры и очищены от грехов, пребывать в молитвенном состоянии и стремиться к тому, к чему призывает истинный Господь. Не проводите крещения поспешно. Устраните при этом все излишества: бархат, расшитые полотенца, наборы пеленок, множество кумовьев и толпы родственников. Мужчины и женщины, присутствующие при этом, должны быть одеты в скромные закрытые одежды, в крестные возьмите одного человека или немногим больше, но из таких, которые верят сами и слывут набожными в глазах других… Чудо заключается в том, что нет никакого различия между христианским ребенком и языческим, кроме того, что благодать осеняет одного и не осеняет другого. Крещение же, полученное в суетности, не спасает, а удаляет от спасения. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок крестился со всеми условиями, которые обеспечивают передачу благодати и делают таинство эффективным, сообщая ему силу и величие, и тогда твои действия будут благословенны.

Когда начнете воспитывать управление собственной волей, научите руководствоваться добрыми обычаями, а не страстями. Пусть ребенок не привыкает наряжаться в разукрашенные сукна, так же как и в неопрятные небрежные одежды, стоптанные башмаки, кургузые курточки, вытянутые рваные чулки, светлые лохматые шляпы, тогда он не будет иметь завидущих глаз и произносить пустые слова, исполненные фальши и обмана, не будет любить вендетты и другие недостойные вещи, и вы не запустите червя греха в его душу. Не останавливайтесь на этом пути, формируйте то, что он не имеет от природы, и пламя займется от слабой искры такое, что не погасят потом потоки угроз и расправ. Разумно воздействуйте на добрые привычки ребенка. Не становитесь при этом цепными собаками, используемыми на скотобойне, и борзыми, набрасывающимися на упитанного зайца, сытыми ястребами и птицеловами для птенцов, только что вылупившихся из яйца. Заложите доброе начало, природа довершит остальное, и ребенок таким образом обретет совершенство.

Следите за тем, кем окружены ваши дети, ибо будет почти чудом, если они, находясь в компании скорпионов, не окажутся ими укушенными или отравленными, как невозможно лилиям не уколоться среди шипов. Общая же и главная сентенция такова: кто коснется смолы, будет ею вымазан. Давид, которому ведома была воля Бога, пребывающего в достойных творениях, говорит так: "Со святыми святым станешь, с невинными - невинным, с избранными - избранным, а с порочными - порочным". Все, кто общается с недостойными, сами становятся таковыми и еще более недостойными, поскольку собственная порочная природа может добавить зла, общаясь же с людьми добрыми, можно и самому стать хорошим, поэтому избегайте людей злобных и развращенных.

Позаботьтесь о том, чтобы у детей было хорошее окружение, а если оно тревожит вас, то всеми силами отдаляйте его от пороков. Если бы Соломон не был с детства приучен к чувственным страстям, то он не имел бы в возрасте 12 лет сына, а в 30 лет не впал бы в идолопоклонство, побуждаемый на то любовью к женщинам. Доброта Давида довела до того, что он позволил во зле расти своим сыновьям. Теперь в жизни главную роль играет Новый Завет, который показывает нам путь на небо, но и знания из Ветхого Завета необходимы, ибо только наиболее просвещенные делают все для чести Господа и блага будущих людей. Много рассказывает Священное Писание о Давиде, но мало ему пророчит добра, так как он излишне увлекался женщинами, пренебрегал воспитанием своих сыновей, отличался мстительностью и лишь после гибели Урии решился больше не творить грехов, сохраняя Божественные предначертания, за что и был удостоен места в сердце Бога…

…Воспитывайте привычку к скромности и стыдливости всегда, а особенно в таком публичном месте, где есть женщины. Недопустимо, чтобы маленький ребенок видел обнаженными отца, мать или других персон… В самом раннем возрасте сама кровь детей требует движения, сама природа побуждает их бегать и прыгать и в том нет пока никакого порока и развращенности, поэтому обеспечьте им действия, пот и хлопоты. Способствуйте тому, чтобы они бегали, прыгали, играли и развлекались подобным же образом, но не отделяясь, а соединяясь при этом с Богом. Но при этом держите мальчиков подальше от игральных костей или игры в карты, объясняя им, что это - путь на виселицу, а то в противном случае они привыкнут к дурным деньгам и станут барышниками. Сыновей заставляйте играть в мяч с другими мальчишками, иначе у них будет слабое тело, если они рождены стать солдатами, купите им тесак или саблю…

Если один из детей обидит другого, то его надо сдержанно наказать… Необходимо, чтобы дети были хорошо воспитаны с самого раннего возраста, потому что стоит им дорасти лет до двенадцати или больше, как они поймут, что мать нарочно воспитывает их, потянутся за другими примерами, и в три дня можно потерять то, что создавалось тяжелыми усилиями в течение десяти лет.

…Родительская наука должна быть направлена во благо рожденным, это - необходимый родительский долг, за невыполнение которого последует наказание как за пренебрежение распределением среди детей тех великих сокровищ, которые Господь даровал нам. Ничего больше не даст вам Бог, что было бы дороже детей, за это надо вечно благодарить Его, иметь веру в Него в своей душе, воспитывать детей в любви к Небу, земле и всем тварям неразумным. Ваша служба Господу состоит в том, чтобы сделать своих сыновей добрыми, как если бы вы распределяли блага земные справедливо между бедными. Надо произвести на свет всех детей, которых Бог дает вам, и чем больше, тем лучше, ибо каждая совершенная вещь не может быть одной, а Бог более благосклонен к здоровью ваших детей, нежели к вашему. Если же лениться в отношении своей собственной души, то можно потерять из-за этой небрежности и души маленьких. Бесполезно будет спасать свою душу, если не позаботитесь о спасении их душ, а уберегая от греха их, спасете и свою душу.

Стремитесь к тому, чтобы язык ребенка умел хвалить Господа и благодарить его, для чего в доме нельзя произносить грубых и вульгарных слов, браниться, говорить сугубо о мирском, но следует высказывать свое благоговение перед именем Господа, восхвалять и благословлять Его…В каком бы вы ни были гневе или испуге, остерегайтесь громко проклинать, грубо выражаться, посылать к черту кого бы то ни было, поскольку отцовские и материнские проклятия решают вопрос о жизни и смерти детей. Вот почему следует содержать уста свои чистыми и спокойными…»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика