Публикации

« Назад

Наказание Евы 26.11.2019 00:07

После того как Адам и Ева, поддавшись искушению змея, совершили грех в райском саду, Бог наложил на каждого из них наказание. Но первым приговор получил змей. Почему? Прп.Ефрем Сирин отвечает: «Бог начал с сего презренного (т.е. змея) конечно для того, чтобы – пока на него одного обращен был гнев правосудия – Адам и Ева пришли в страх и покаялись, и тем благости открылась возможность освободить их от проклятий правосудия. Когда же змий проклят, а Адам и Ева не прибегли к молениям, тогда Бог изрекает наказание им. Обращается же к Еве, потому что ее рукою дан Адаму грех» (Толкование на Книгу Бытия). Итак, Бог изрек Еве, а вместе с ней и всем женам: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16).

В переводе М.Г.Селезнева Книги Бытия с древнееврейского написано так: «Женщине Господь Бог сказал: — Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей. Мужа своего ты будешь вожделеть: муж будет господином твоим» (Быт.3:16). Поговорим о первом наказании.

После произнесения Богом приговора, чадородие, величайший акт земной жизни человека, бывший предметом особенного божественного благословения («И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» Быт. 1:28), превращается теперь в источник скорби и страданий. Как пишет прп.Ефрем, «хотя Ева и рождала бы по благословению чадородия, какое дано ей вместе со всеми живыми тварями, однако же рождала бы немногих, потому что рожденные ей были бы бессмертны. Притом она стала бы свободна от болезней рождения, от забот при воспитании рожденных и от скорбей о смерти их». Теперь, после Божьего приговора, Ева и все её дочери, имеют много скорбей связанных с деторождением: во время беременности будущих матерей подстерегают изжога и тошнота, судороги в ногах (из-за недостатка кальция в организме), нарушение сна, отеки в ногах, запоры, снижение иммунитета, нагрузка на спину. Боль при родах – одна из самых сильных. По данным Всемирной организации здравоохранения ежедневно от осложнений, связанных с беременностью или родами, умирает около 830 женщин в мире. В 2017 году 2,5 миллиона детей в мире умерли в течение первого месяца жизни — приблизительно 7 000 случаев смерти новорожденных в день. Раньше смертность новорожденных и младенцев была еще выше. После родов скорби матерей не заканчиваются, т.к. дети могут тяжело заболеть, и наш мир таит для детей много опасностей. Кроме того, много скорбей связано с воспитанием и возрастанием детей. По замыслу Бога, Ева должна рожать детей для вечной жизни и рожать она должна без боли. Теперь Ева стала «в болезнях рождать детей, и рождать скорее к смерти, а не к жизни, ибо прежде их рождения она умертвила их, подвергнув чрез свое грехопадениие весь человеческий род двоякой смерти – душевной и телесной. И родящиеся начинали не жить прежде, но прежде умирали, ибо они душою уже мертвы были, а телом своим стремились к смерти, рождаясь из матерней утробы для сей жизни вместе с мертвенною тленностью. (И нам всем она оставила такой же образ рождения.) Ибо Ева зачав родила Каина, о котором самое дело показало, что он был зачат во грехах: когда он возрос, то сделался первым в поднебесной человекоубийцей» (свт.Димитрий Ростовский, Келейный летописец).

«С тех самых пор люди рождаются со страданиями превышающими муки любого животного. Безбожная биология, желая объяснить этот феномен, утверждает, будто эволюция человека происходила слишком быстро и механизмы деторождения за ней не успели. Абсурдность подобного мнения очевидна. - Ведь если за развитием мозга как-то ухитрился успеть позвоночник (прямохождение), то почему не смогли успеть измениться те механизмы, благодоря которым якобы и возможна эволюция (мутации, передающиеся по наследству, касаются или половых клеток, или эмбриона)?» (иер.Даниил Сысоев, Летопись начала).

Родовые муки должны постоянно напоминать жёнам о грехе их праматери Евы. Бог, умножая женские скорби, да и вообще скорби всех людей, как праведный Судья совершает это, чтобы заставить нас молчать во всех наших скорбях; как бы много их ни было, мы заслужили их все и даже больше. Более того, Бог, как наш Небесный Отец, совершает это для нашего обязательного исправления, чтобы мы могли смириться за грех и благодаря своим скорбям разлюбить этот мир и не привязываться к нему. Вместе с тем, Бог не дает скорбей больше чем мы можем понести. Женские родовые скорби Бог уравновешивает утешением и радостью после родов: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16:21). Свт.Иоанн Златоуст в Беседе 17 на Книгу Бытия говорит: «Человеколюбивый Бог даровал, вместе со скорбями, и столь великое утешение, что радость о рождении младенца равняется тем болезням, которые, в продолжение стольких месяцев, терзают утробу матери. Переносящие такой труд, столько терзаемые болезнями и, так сказать, отчаивающиеся в самой жизни, после того как родят и насладятся радостью за (свои) страдания, опять, как бы забывши все, что было, предаются деторождению: так устроил Бог для непрерывного сохранения людей! Надежда будущих благ всегда облегчает перенесение настоящих скорбей. Это всякий может видеть на предприимчивых купцах, которые

переплывают обширные моря, переносят кораблекрушения и (нападения) морских разбойников и часто, после многих таких опасностей, обманываются в своих надеждах, и несмотря на это, не останавливаются, но снова принимаются за тоже. Это же можно сказать и о земледельцах: и они, после того, как прорежут глубокие борозды, употребят на обработку земли много трудов и щедро посеют семена, часто обманываются в надежде, вследствие засухи, или безведрия, или напавшей ржавчины при самом конце (созревания) колосьев, несмотря однако на это, они не отстают, но опять, когда придет время, берутся за земледелие. Это можно приметить и во всяком занятии. Так точно и жена: часто и она, после многих тех месяцев (чревоношения), после нестерпимых болей, после бессонных ночей, после растяжения членов, вследствие какого-либо незначительного неблагоприятного обстоятельства, выкинув прежде времени младенца, еще ни образовавшегося и не получившего определенного вида, или хотя и образовавшегося, но не вполне, нездорового, или часто даже мертвого, едва только избежит опасности, как бы забыв все это, опять начинает тоже, опять терпит тоже. И что говорю: тоже? Часто случается, что и умирает вместе с дитятей, однакож и это не вразумляет прочих и не удерживает от этого дела: такое-то Бог соединил со скорбью удовольствие и радость!»

Теперь рассмотрим второе «женское» наказание: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» («Мужа своего ты будешь вожделеть: муж будет господином твоим») Быт.3:16. В результате этого наказание Ева и все жёны утратили свое равноправие с мужем. Свт.Иоанн Златоуст говорит как бы от лица Бога: «Я создал тебя равночестною (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием, как должно, за это подчиняю тебя мужу: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Так как ты, оставив равночестного и имеющего общую с тобою природу, того, для кого ты создана, решилась вступить в беседу с лукавым животным-змеем, и принять от него совет, то затем Я уже подчиняю тебя ему и объявляю его твоим господином, чтобы ты признавала власть его; так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчиненною. К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободою и властью, носиться по стремнинам. И для коня полезнее иметь на себе узду и ходить под управлением, чем без этого носиться по стремнинам. Итак, имея в виду твою пользу, Я хочу, чтобы ты к мужу имела влечение, повиновалась ему, как тело голове, и с радостью признавала его господство» (Беседа 17 на Книгу Бытие). «К мужу твоему влечение твое», - чтобы быть тебе под его властью, а не самой властвовать, - «и он будет господствовать над тобою», потому что ты надеялась после вкушения плодов древа сама возобладать над ним» (прп.Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия). Если и раньше жена, в качестве только помощницы мужа, ставилась в некоторую зависимость от него, то теперь, после того, как первая жена доказала неуменье пользоваться свободой, Бог определенным законом поставляет ее действие под верховный контроль мужа. Лучшей иллюстрацией этого служит вся история дохристианского мира, в особенности же Древнего Востока с его униженно-рабским положением женщины. Какой урок смирения для той, которая мечтала о равенстве с Богом! Это рабство жены тяготело над нею особенно в язычестве, и ослаблено христианством, по учению которого во Христе Иисусе «нет мужеского пола и женского, ибо все составляют одно в Нем» (Гал. 3:28. Еф. 5:22)

Жена нередко бывает недовольна своим подчиненным положением. Но если бы Ева не съела запретный плод и не склонила своего мужа съесть его, то никогда не жаловалась бы на свое подчинение. Поэтому на него никогда не нужно жаловаться, даже если оно суровое, а жаловаться нужно на грех, который сделал его таким. Жены, которые не только пренебрегают подчинением и непокорны своим мужьям, но и владычествуют над ними, не задумываются о том, что они не только нарушают божественный закон, но и противостоят божественному приговору. «Со времен Божия наказания женщина природой подчинена мужу; ибо раз она не смогла правильно воспользоваться своим равноправием с ним, а возжелала стать его госпожей, то справедливо лишена и прежнего состояния. Поэтому любая попытка эмансипации или лжеосвобождения женщины противоестественна и вдохновлена сатаной. Христос Своим пришествием освободил женщину от рабства, и ей, также как и мужчине доступно обожение. Но вплоть до изменения мира слово Божие, вложенное в ее природу в ней прибывает, и смиренное следование ему спасает женщину, как ее крест. Апостол Павел также подтверждает богоустановленную иерархию человеческих отношений. - "Всякому мужу глава Христос; жене глава - муж; а Христу - Бог" (1Кор.11:3) (иер.Даниил Сысоев, Летопись начала). Жена-христианка должна со смирением принимать эти древние Евины наказания и не роптать на Бога и свою женскую долю. Пришествие Христа в мир облегчило ее положение. Теперь смиренное перенесение этих двух наказаний, – болезни чадородия и подчинение мужу, – служит женщине во спасение: «жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15).

Необходимо обратить внимание на особенности еврейского текста в рассматриваемом нами стихе Быт.3:16. Библеист Ричард Девидсон пишет: «Глагол māšal («господствовать») – иной, чем тот, который описывал владычество людей над животными в Быт.1:26, 28. В последнем случае используется глагол rādâ.

Таким образом, владычество человечества над животными и «господство» мужа над женой – вещи разного порядка. Более того, хотя глагол māšal регулярно указывает в Писании на отношения господства и подчинения/покорности, в нем нет идеи тиранической власти. И в ряде отрывков он несет в себе смысл смиренного руководства, призванного утешить, защитить, позаботиться, подарить любовь. Например, 2Цар 23:3; Притч 17:2. Отметим, в частности, что первый раз глагол māšal использован по отношению к двум великим светилам, созданным Богом (Быт 1:16): они «управляют» днем и ночью. В последующих случаях употребления māšal в библейских повествованиях (например, о временах Гедеона), народ Израилев желает, чтобы кто-нибудь «правил» (māšal) им (Суд 8:22); понятие māšal описывает владычество Яхве и будущего Мессии. См., например, Зах 6:13; 9:10. В целом, с глаголом māšal связаны положительные ассоциации, а не отрицательные» (из книги «Пламя Яхве»).

Напоследок стоит отметить, что постхристианское общество в последнее время силится избавиться от наказаний, наложенных Богом на женщин: если раньше женщины по заповеди Бога рожали много, то теперь рожают всё меньше и делают много абортов, мотивируя это в т.ч. нежеланием терпеть боль во время родов, мучиться в заботе о детях. Как вершина этого стремления – появление идеологии и субкультуры «чайлдфри», характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Материнство – это призвание женщины и её радость, но современному миру, к сожалению, удалось убедить женщин, что материнство это просто одна из форм женской самореализации, а не основное её призвание. Мир говорит женщине, что есть множество других форм, где она может себя реализовать. А вот нежелание подчиняться мужу породило спектр идеологий и движений под общим названием «феминизм». Вот так постхристианский мир стремится не покоряться Божьему правосудию.

 

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика