Публикации

« Назад

Мужик в традиционном русском обществе 27.08.2018 13:19

Слово «мужик» сейчас применяют ко всем мужчинам. Исторически это не совсем верно, т.к. в России до XX в. это слово применялось для обозначения человека низкого сословия, крестьянина, простолюдина. Так называли сельского жителя, пахаря, земледельца. Отсюда и глагол «мужичать», т.е. быть пахарем, заниматься крестьянским хозяйством. Социально-правовой смысл термина «мужик», подразумевал в середине XIX в. прежде всего тяглового (обложенного податью) крестьянина. В Московской, Смоленской, Псковской, Архангельской губ. говорили так: «Мужчиной называется мужик, барина так не назовут».

        В структуре традиционного общества муж (мужик) – это зрелый мужчина с момента вступления в брак и до старости. Муж занимает лидирующее положение в традиционном обществе: глава семьи, хозяин, распорядитель имущества и главный его собственник. Обеспечивая, защищая и воспитывая подрастающее поколение, муж выступал гарантом существования рода и преемственности, способствовал передаче духовной и культурной эстафеты следующим поколениям.

         Слово «мужик»это уменьшительная форма праславянского слова «муж». В свою очередь, слово «муж» родственно древнеиндийскому «manus» что означает «человек», «мужчина» и интерпретируется для индоевропейских языков как обозначение хозяина, свободного, почтенного и именитого человека, царя. Также manus (по-нашему ману) это  титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Слово «мужик» образовалось в результате присоединения к слову «муж» уменьшительного суффикса «ик». В западно-славянских языках им называли маленького человечка, карлика или несовершеннолетнего (подростка). Возможно, по аналогии с тем, что людей, более низких в правовом отношении, признавали за меньших и несовершеннолетних.

           В народной патриархальной традиции значения понятий «мужик» и «муж» тождественны и обозначают женатого человека, главу семьи, хозяина. Мужики были основой общества, они составляли его костяк --- «сход» или общинное правление, на которое возлагалось решение всех общественных дел, поддержание порядка и традиций внутри общины, а также сношения с государством. У мужчины, по сравнению с женщиной, статус более самодостаточный, целостный. А у женщины статус зависимый от мужчины и предполагает необходимость присутствие рядом с ней мужа, обеспечивавшего социальное бытие и защиту от внешнего мира: «Жена без мужа - вдовы хуже»; «Без мужа не жена»; «Мужичок хоть с кулачок, дак мужикова женка; за его завалюсь, никого не боюсь».

          В русской патриархальной традиции признаками мужского статуса являются духовная, моральная и физическая сила, лидерство. Другим традиционно мужским признаком была разумность. Недаром ее проявление связывали с переходом в следующий возрастной период. А возрастные периоды в традиционном русском обществе можно выделить следующие: семилетие, совершеннолетие, зрелость, старость, дряхлость. Переход от старости к дряхлости происходил с потерей разумности, что воспринималось одновременно и как размывание половой идентичности: «На бабский разум перешел». Управление хозяйством, торговля, взаимоотношения с внешним миром требовали от мужчины-хозяина таких личностных и поведенческих качеств, как ум, ответственность и справедливость. Для патриархальной традиции характерно представление о том, что перечисленные качества  для вращающейся в домашнем кругу женщины  необязательны.

           В патриархальной традиции у мужчины особый статус в рамках христианской религии: мужчина был сотворен первым, имеет богоподобие и особые отношения с Богом. Поэтому мужчина более устойчив к влиянию нечистой силы и имеет постоянную ритуальную чистоту, в отличие от женщины. Потому мужчина может входить в алтарь. Сама сфера церковного (священного) рассматривалась преимущественно как мужская. В патриархальной культуре борода мужчины рассматривалась как символ мужского преимущества в Церкви и соотносилась с бородой Адама, которая обнаруживает в нем мужа древнее Евы и природы более сильной. В частности, в бороде русские средневековые христиане видели образ и подобие Божие, а отпускание бороды и усов почитали святым делом. Разное положение мужчины и женщины в религиозной сфере проявлялось на Руси, например, в разной форме мужских и женских нательных крестов (у старообрядцев такая традиция до сих пор поддерживается). Например, женский крестик имеет украшение в виде виноградной лозы (символ плодовитости). Это иллюстрация библейских стихов, в которых говорится о роли женщины: «Жена твоя, как плодовитая лоза» (Пс.127:3), «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:14,15).

        Помимо того, что мужчина имеет лидерство в Церкви, он также имеет жреческие (священнические) функции внутри семьи. Это проявляется в том, что он имеет в семье духовнические функции: муж организует в доме молитву, руководит воспитанием детей, наставляет жену в Законе Божьем и Писании («Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» 1Кор.14:34-36) и др. В церкви мужчины стояли ближе к иконостасу, первыми подходили под благословение, на помазание, к кресту и причастию. В домонгольской Руси, когда строили большие храмы, жены в церкви стояли на втором этаже отдельно от мужчин (так было и в византийских храмах). После окончания монгольского ига, когда храмы стали ставить поменьше, жены стали на службе стоять в притворе. Так в житие прп.Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, сказано про маму прп.Сергия: «Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его пришла в церковь, как обычно, ко святой Литургии. Она стояла с другими женщинами в притворе» (эпизод когда прп.Сергий вскрикнул в утробе). Из-за того, что жены на службе стояли в притворе, в Малороссии притвор называли «бабник».

       В доме и на улице женщина всегда пропускала мужчину вперед, уступала ему первые роли. Если семья была большой и все ее члены не могли одновременно поместиться за обеденным столом, сначала обедали мужчины, затем женщины, которым иногда запрещалось сидеть и они ели стоя. Отражением особого положения мужчины по отношению к Богу была и пространственная ориентация дома на мужскую и женскую части. Принадлежащими мужчине считались святой угол с иконами, передняя и правая половины дома. Мужчины работали и отдыхали, спали днем и принимали гостей в будни в мужской части избы, включавшей передний угол и стену от него к порогу. Эту тенденцию повторяло расположение домочадцев за столом во время трапезы: во главе стола под иконами, на самом почетном месте сидел хозяин, справа от него размешались по старшинству сыновья, слева - дочери; хозяйка подавала на стол и сидела слева от мужа или напротив, около печи. Мужчина нарезал и раздавал за обедом хлеб и мясо, в то время как все остальные кушанья подавались хозяйкой.

       Полученное от Бога главенство закрепляло за мужчиной первенство и главенство в семье. Сосредоточение власти в руках жены воспринималось как безусловное принижение мужского статуса, ущербность мужественности. Муж, у которого всем в доме распоряжалась жена,  не пользовался уважением односельчан и получал прозвище, образованное от имени жены, которое закреплялось и за его потомками.

        Мужчина занимался обработкой земли (боронил, пахал, сеял, вывозил урожай и удобрения, молотил, укладывал и сушил урожай), косил, вывозил сено, в домашнем хозяйстве в его обязанности входила заготовка дров и древесины и т. п. Преимущественно мужскими были отхожие промыслы --- торговые и ремесленные, лесные, зверобойные и рыболовецкие. Мужскими считались и профессии, связанные с внешним пространством: это профессии пастуха, мельника, пасечника, плотника, кузнеца, гончара и т.п. Женщина даже сейчас, все-таки, воспринимается как хранительница домашнего очага. Экономической основой мужской власти и старшинства были хозяйственные функции. Производительным, приносящим пропитание и доход считался исключительно мужской труд, на нем зиждились стабильность и благополучие семьи и хозяйства: «Мужик в семье что матица в избе» (матица – это потолочная балка, имеющая несущую функцию). Роль мужчины отмечена большой ответственностью, что отражалось в пословице: «Мужик, умирать собирайся, а земельку паши». Отсутствие необходимого для ведения хозяйства числа мужских рук неизбежно вело к упадку семьи, а смерть единственного кормильца в малой семье --- к нищете. Именно поэтому крестьянин Жиздренского у. Калужской губ. называл женщин и детей, оставшихся без мужика, «сиротами». Эту мысль отражает и широко бытовавшая пословица: «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». Как кормилец мужчина выступал главным собственником и распорядителем семейного имущества, а также основного достояния --- земли, распределявшейся общиной по количеству мужских душ.

      В русском традиционном обществе статус мужа, т.е. женатого мужчины, придавал человеку большой вес. Пребывание в браке считалось важнейшим условием его порядочности, материального благосостояния и общественной значимости. Мужчины, достигшие брачного возраста, но все еще неженатые, вызывали подозрительное и пренебрежительное отношение окружающих, уверенность в наличии у них каких либо скрытых пороков. Забота о хлебе насущем для жены и детей была главной для женатого мужчины --- мужа и отца. Это никогда и никем не оспаривалось, считалось естественным, закономерным: «Муж есть кормчий, а жена судно». Даже если семьей в силу каких либо причин фактически руководила женщина, муж в сознании общества все равно воспринимался ее главой. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:23). Главенство мужчины рассматривается как следствие первородного греха, т.к. со времени падения прародителей жена, как согрешившая первой, подчинена господству мужа, увлеченному ею во грех: «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:12-15).

      Вместе с тем в обязанности мужа входит защита чести жены, особенно если ее ложно обвинили в прелюбодеянии. В большинстве случаев муж с помощью кулаков заставлял оскорбителя принести извинения, устраивая драку в людном месте. Если оскорбление было нанесено женщиной, то ответственность за это нес ее муж. Муж оскорбленной мог обратиться за помощью к общине. Вообще, в русском быту было распространено убеждение, что муж должен любить и беречь свою жену, а жена --- мужа, т.к.: «Муж да жена --- одна душа»; «Муж с женой что вода с мукой (сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь)».

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием материалов И.И. Шангиной (д.и.н.), В.Г. Холодной (к.и.н.)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика