Публикации

« Назад

Миссия женщины 14.05.2019 13:51

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1, 27). Автор Книги Бытия ясно утверждает, что есть только один человеческий вид, поэтому написал: «сотворил его», но индивидуумы могут принадлежать либо к мужскому, либо к женскому роду, а потому сказано: «мужчину и женщину сотворил их». Т.е. мы видим, что по Божьему замыслу между мужчиной и женщиной полное онтологическое (бытийное) равенство. Но этого утверждения недостаточно: мужчина и женщина не только равны, но взаимно дополняют и поэтому необходимы друг другу, что видно из следующих слов: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». (Быт 2, 18). В Библии говорится о жене как о «помощнике», которая сотворена для мужа. Однако данное слово недостаточно полно передает смысл древнееврейского слова «эзер» (помощник). Проф. С. В. Троицкий в книге «Христианская философия брака» пишет: «Здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, так что помощь в труде может мыслиться лишь как последствие восполнения в бытии. Жена прежде всего нужна мужу как его «alterego» [второе «я»]. Таким образом, библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе соединенных любовью мужа и жены.

          Почему в Библии говорится о том, что жена сотворена именно «из ребра» Адама? Возможно, это связано с тем, что древнееврейское слово «цела», помимо значения «ребро», может также иметь значение «бок, сторона». Тем самым этот образ помогает раскрыть мысль о том, что человеческая природа разделена на две взаимодополняющие друг друга части. Сотворив животных и приведя их к человеку, Бог хотел дать ему изведать разные возможности: «и нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2,21). Так божественная «педагогика» позволяла человеку постепенно готовиться ко встрече с женщиной, ждать и желать ее. Ошеломленный возглас, который он издает, увидев ее впервые, полон радости встречи: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт.2:23). Учёные в этом возгласе даже видят древнюю поэзию! То, что женщина сотворена из ребра – это очень важная деталь. Грудная клетка нечто вроде «сейфа», защищающего жизненно важные органы, и она, будучи взята из нее, открывает брешь к сердцу мужчины, владеет ключом к его внутренней жизни. Стало быть, что женщина причастна самой жизни мужчины, что ей доступно самое сокровенное в его душе, что она источник жизни для него и вместе с ним. Она — «слабое место» мужчины, но эта слабость необходима, чтобы могла существовать взаимодополняемость между существами: без нее человеку постоянно чего–то не хватало бы, он не мог бы ни жить в полноте, ни передавать жизнь.

       «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:22) - сам Бог приводит женщину к человеку, сам Бог приготавливает первый брак в истории человечества, обретающий в этой встрече свою полноту и свое совершенство. И человек дает этому «соответственному помощнику» имя «жена». К сожалению, невозможно перевести на русский язык эту игру слов (Быт 1, 23: «Она будет называться женою (иша), ибо взята от мужа своего (иш)». Следовало бы перевести: «она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего…» Человек, давая своей спутнице собственное имя, признает в ней свою природу, свою сущность, так как имя для евреев представляет собой суть явления.

         Равенство в онтологическом (бытийном) плане с самого начала контрастирует с разницей в психологии обоих полов, в которой отражены их различные социальные роли. Еще до сотворения женщины человеку вменяется в обязанность возделывание земли (Быт 2, 5), но грех разрушает счастье, которое этот труд должен был бы ему приносить: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Быт 3, 19). У женщины же другая миссия в социальном устройстве: она, согласно велению Творца, рождает и воспитывает детей: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт 1, 28), но и эта плодовитость, связанная с супружеской любовью, претерпевает последствия греха: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3, 16). После грехопадения человек дает своей жене другое имя, определяющее ее функцию, ее достоинство в мире, отмеченном грехом и смертью: она зовется теперь Евой, «живущей», «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт 3, 20). Это материнство одновременно и радость ее, и страдание, поскольку она запятнана грехом. Имя, которое Ева дает своему первенцу — Каин — является как бы знаком этой ситуации, потому что означает «я обладаю»; родив его, она утверждает: «Приобрела я человека от Господа» (Быт 4, 1). Стремление к обладанию подстерегает женщину; подчиненная тирании супруга, к которому, однако, обращено «влечение ее», она ищет компенсации в утверждении своего главенства над детьми. Грех разрушил изначальную гармонию и затронул личность, исказив отношения между существами. Взаимодополняемость рискует превратиться в соперничество, так как в супружеской паре равенство, уважающее при этом различия, может осуществиться только в любви. Отношение между супругами оказывается под угрозой духа властности, и передача жизни требует жертвы: мать должна все время превосходить себя, чтобы не присваивать себе детей, которых Бог создает через нее.

         Женщина, невыразимо прекрасная, равная мужчине и его неотъемлемое дополнение, несмотря на грех, сохраняет две свои особые миссии. Первая — это открывать человеку его самого, давая ему взаимоотношение, основанное на равенстве, дополнительности и великодушной помощи; вторая — передавать жизнь. Поэтому, будучи связанной с тайной рождения и любви, она является хозяйкой и госпожой домашнего очага, но в социальной жизни чаще всего остается в тени. Сила ее действия, ее терпение и настойчивость привлекают внимание лишь в чрезвычайных ситуациях. Именно в таких крайних обстоятельствах обнаруживает себя женская сила, удивительные образцы которой предлагает нам Библия в лице Деворы, Иаили, Эсфири, Иудифи, Руфи и, наконец, в Деве Марии. Когда мужская сила оказывается бесполезна и спасение не может прийти от тех, кто должен был бы олицетворять крепость мужественности, Бог, для свершения своего замысла, прибегает к существам, которые считаются слабыми: женщинам, детям или чужеземцам.

        Тайна жизни и смерти запечатлена в душе «Евы», «живущей». Будучи сотворенной, чтобы получать и передавать жизнь, она по природе своей является источником, способным породить, «реку» спасения, вызывая к жизни неожиданную силу, которой Бог спасает Свой народ. Она может сделаться вместилищем божественной силы, возрождающей в людях энергию и надежду; она не сражается, но подготавливает победу. Поэтому ее внешняя слабость — лишь обратная сторона ее полной открытости и готовности.

         Давайте, например, посмотрим на Девору из 4 главы Книги Судей. Девора — пророчица, она судит Израиль под пальмою Девориною (Суд.4,5), т.е. обладает большим нравственным авторитетом как пророчица и воительница (ибо таков смысл слова «судья» в книге Судей), и ее решения, принимаемые под сенью вечной Мудрости (пальма) имеют в Израиле силу закона. По велению Божию она посылает на поиски Варака, военачальника одного из кланов, чтобы собрать войско и побить хананеян, притесняющих племена Завулоновы и Неффалимовы. Но этот воин, чье имя переводится как «благословенный», отказывается противостать врагам без Деворы, так как она для него гарантия сверхъестественной помощи, та, что слушает глас Божий и обладает интуитивным знанием Его воли. И это его требование присутствия рядом женщины во время битвы Бог счел недостатком доверия и отказом взять на себя мужскую роль, ответственность военачальника. Поэтому Девора предупреждает его, что он будет лишен плода победы; плод этот будет предан в руки женщины: «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду…» «Она сказала: пойти пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд.4, 8–9). И действительно, другая женщина Иаиль (что значит «Господь есть Бог») смертельно поражает Сисару - главу вражеского войска, лишив Варака славы героя: «Варак преследовал колесницы [Сисары] и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого. Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина…. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром. [Сисара] сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и [опять] покрыла его. [Сисара] сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер. И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его» (Суд.4:16-23).

        Этот эпизод напоминает об обетовании из 3 главы книги Бытия (3,15) (семя жены будет поражать змея в голову) и подчеркивает комплементарность (взаимодополнение) мужской и женской ролей. Женщина — вдохновительница, она пробуждает в мужчине силу и таким образом подготавливает победу, оставаясь внешне бездействующей. Мужчине же надлежит осуществить, воплотить на практике, возглавить сражение. В 4 главе книги Судей Варак не достигает венца своих усилий, потому что не исполняет свою роль.

         Песнь Деворы (Суд 5), пришедшая из глубины веков и передававшаяся из поколения в поколение, рассказывает эти события в форме поэмы. Подобно средневековым героическим сказаниям, она позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Эта военная песнь восхваляет женщину–мать, героиню своего народа, пробуждающую в воинах силу: «Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле… война у ворот… Воспряни, воспряну, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! ….». (Суд 5, 7. 12). «Да будет благословенна между женами Иаиль, … между женами в шатрах да будет благословенна!… Любящие же Его [Господа] да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!». (Суд 5, 24). Роль женщины здесь совершенно очевидна: песнью свой она созывает мужчин на битву, зажигает их, подобно Жанне Д'Арк или Жанне Ашет, и всем дамам, ради которых рыцари прежних времен превосходили сами себя и открывали в себе неожиданные источники энергии.

       Имя Жанны Д’Арк слышали все. Она покровительница Франции и национальная героиня, одержала несколько значительных побед, возглавляя французские войска в Столетней войне, зажгла боевой дух армии и французского народа в этой войне с англичанами. А вот про Жанну Ашет слышали не все. Жанна Ашет (а по-нашему Жанна Секира, фр. Jeanne Hachette) была жительницей французского города Бове и прославилась в XV в. своим героическим поступком при обороне города от войск Карла Смелого, герцога Бургундии. В 10-летнем возрасте Жанна осталась сиротой, когда её отец погиб в сражении при Монлери. Жанну взяла на воспитание дама Лэне, и дала ей свою фамилию. 27 июня 1472 года внушительная бургундская армия захватила предместье Бове и атаковала сам город. Ей противостояло лишь 300 человек гарнизона во главе с Луи де Баланьи. В напряжённый момент штурма одному из бургундцев удалось взобраться на гребень крепостной стены и установить штандарт. В этот момент 16-летняя Жанна Лэне бросилась на бургундца с топором в руках и зарубила его, после чего сорвала штандарт и швырнула его в крепостной ров. Поступок Жанны придал сил упавшим духом защитникам Бове, к которым присоединились и женщины. Гарнизону удалось отбиться и дождаться подкрепления. Осада Бове продлилась 25 дней, но он так и не был взят войсками Карла Смелого. Героизм, проявленный горожанами Бове во время осады, был вознаграждён королем Франции Людовиком XI — он снизил налоги и ввёл ежегодную благодарственную «процессию Ашетт», возглавляемую женщинами. Жанну, получившую после вышеописанных событий прозвище «Секира» (Hachette), наградили деньгами, а также навечно освободили её с мужем Колином Пилоном и всех их последующих потомков от налогов.

       Итак, женское присутствие, если оно «направлено» в нужную сторону, пробуждает мужественность, дух силы и отваги в сердцах отчаявшихся и рассеянных страхом мужчин. Оно порождает героев. 

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием книг «Догматическое богословие» прот.О.Давыденкова и «Миссия женщины» П.Дюмулена).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика