Публикации

« Назад

Малоизвестные пасхальные проповеди 27.04.2020 14:12

Ратхер Веронский (887-974гг.). О Пасхе; свт.Петр Хрисолог («Златословец»), епископ Равеннский (380-450гг.). Слово 75-е на Воскресение Христово; свт.Максим Туринский (Vв.). Проповедь на Пасху.

 

 

Ратхер Веронский (887-974гг.). О Пасхе.

… Братия возлюбленные, "Сей день, - так говорит пресвятой пророк, - сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!" [Пс 117, 24]. Разве, братия, не сотворил Господь равно и вчерашний день? Ясно, что Он освятил тот день постом, этот – радостью; тот день принес ученикам плач, этот же - величайшую радость. Итак, что должно делать, братия? Конечно же, разумно будет, если вчера мы плакали с апостолами, то возрадуемся сегодня с ними и со всеми святыми. И не убоимся, пусть не нам будет сказано: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" [Лк 6, 25], когда по причине прежнего воздержания и печали вновь будем согреты утешением Того, Кто сказал (апостолам перед страданием, нам же перед днем Воскресения Господня): "Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" [Ин 16, 22]. Это было сказано апостолам, это говорится и нам; плакали апостолы о смерти (впрочем, для них неизбежной) Христа, о Его Воскресении они радовались радостью великой и безмерным ликованием. Вчера мы подражали их плачу, сегодня будем подражать радости. Но если мы желаем подражать им, увещаю вас принять от них образец радости. Итак, скажи, святой апостол, после всех призванный, но вплоть до третьего даже неба вознесенный Тем, Кого Ты лучше знаешь; скажи, говорю, разъясни вопрошающим, почему мы должны радоваться. Он говорит: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" [1 Кор 5, 7]…. ибо "пасха" означает "переход" ко Господу.

"Пасха наша, Христос, заклан за нас" [1 Кор 5, 7]. Это, как полагаем, как если бы он сказал: "Потому Христос принес Себя в Жертву за нас, что Он Сам есть наш переход к Нему Самому и только Он Сам есть наша радость." А я советую настоятельно, чтобы так, именно так испросил бы каждый из нас: да возрадуемся и возвеселимся в Нем. Ибо Он есть мир нам, Он - свет, Он - вождь, Он - день, Он - солнце, Он - спасение, Он - жизнь, Он - воскресение, Он - радость истинная, Он - блаженство постоянное, Он - счастье вечное, Он - веселие неубывающее, наконец, - день, который порождением, а не творением создал Господь: и сие несказанно, "возрадуемся и возвеселимся в оный" [Пс 118, 24]. Пусть радость трапезы нашей также достигнет нищих Христовых; пусть изобилием нашим восполняется скудость их. Пусть сами нищие также помогают друг другу. Что одному недостает, пусть даст другой, если имеет; если не имеет, пусть, по крайней мере, пожелает дать, чтобы через все и во всем о нас радовался Христос, Пасха наша, Кто заклан за нас. И пусть этот день будет днем, в который повелел Господь, чтобы и мы могли радоваться и веселиться в этот день, ныне и без конца; и могли так принять Тело и Кровь Его, чтобы было это не в осуждение, как бывает (о ужас!) для многих, но нам в вечное исцеление, как для блаженных. Да поможет в этом желании нашем и освятит священнодействие Тот, Кто за нас на смерть отдал Сына своего Единородного, Который с Ним и Святым Духом живет и царствует во веки веков. Аминь.

Свт.Петр Хрисолог («Златословец»), епископ Равеннский (380-450гг.). Слово 75-е на Воскресение Христово.

Как только Христос восстал, вечер стал светом для верующих, но для неверующих день принес тьму. Ибо для учеников ночь стала днем, но для евреев день обратился и стал ночью. «От шестого же часа сделалась тьма по всей земле до часа девятого» (ср. Лк. 23. 44). То есть ясность полдня была полностью покрыта тьмой и исполнилось написанное в Писании: «Cолнце закатится в полдень» (ср. Ам. 8.9.). Закатится для них, для евреев, ибо для нас «ночь воссияет как день» (ср. Пс. 138 .12.), ибо вечер, который всегда склоняется в глубокую тьму, устремился и окутался светом, и исполнил сердца всех смертных сиянием Воскресения Христова из ада.

«Пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Предшествуют апостолам по служению, жены, которые по полу следуют после мужчин, по чину – после апостолов. Но здесь не показывают апостолов медлительными те, кто не внешний вид женщин, а образ Церквей несут ко гробу Господа. Мария и Мария, вторая как первая и первая как вторая. Мария – Матерь Христа, одно (Ее) имя удваивается в (двух) женах, поскольку Церковь, происходящая из двух народов, то есть из язычников и иудеев, единой изображается из двух человек, ибо «первые будут последними, а последние первыми» (Мф. 20.16).

Подходит Мария ко гробу, подходит к утробе воскресения, подходит к рождению жизни, то есть ко Христу, Который вышел из гроба веры, как был рожден из лона плоти; и Того, Кого заключенное девство привело к земной жизни, заключенный гроб возвращает к жизни вечной. Это есть знамение Божества – сохранить Деву нетленной после рождения, это есть знамение Божества – выйти во плоти из гроба. Мария и Мария пришли, чтобы увидеть гроб. Видишь, что они пошли чтобы видеть не на Господа, а гроб, ибо они не искали среди мертвых того, кто был уже жив, ибо они верили, что Господь уже воскрес.

Но ангел сошел и отвалил камень. Отвалил камень не для того, чтобы дать возможность выйти Господу, но для того, чтобы показать миру, что Господь уже воскрес, чтобы дать подтверждение веры сослужителям [т.е. апостолам], а не для того, чтобы подать помощь Господу для воскресения.

Отвалил камень – ради веры, потому что привален был ради неверия. Отвалил камень, который стал извещением жизни, хотя поставлен был для охраны смерти.

Молитесь, братья, чтобы ангел сошел ныне и изгнал всю грубость наших сердец, отворил заключенный наш разум, и засвидетельствовал также, что Христос воскрес из наших душ, ибо как сердце есть небо, на котором Христос живет и царствует, так и грудь есть гроб, где Христос еще удерживается, будучи мертвым и погребенным. Смерть Христова в прошлом. Христос, как человек, страдал, воскрес и был погребен, ныне он есть, живет, царствует, пребывает и остается навсегда как Бог. Слушайте апостола: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. (2Кор. 5.16) «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (6.10), это означает, что Он живет как Бог [свт.Петр подчеркивает божество Христа и неотделимость божественной природы от личности Христа в противовес лжеучениям ариан и несториан].

Ангел отвалил камень и сел на нем, чтобы учить о Воскресении, а не чтобы отдыхать от усталости. Небесная природа не ведает усталости, не знает труда; но стал камень ангельским сидением, кафедрой небесного учения, школой жизни, – тот, что есть дверь смерти для иудеев, установленный для служения праху, для зловещей тишины. «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф.28:3). Блистание его лика отличалось от ослепительной белизны его одежды, так что блистание ангельского лица было сравнено со светом, а его одежды со снегом, ибо свет происходит с неба, а снег – с земли. Послушайте пророка, говорящего: «Хвалите Господа от земли, … огонь и град, снег …» (Пс. 148. 7–8). В лике ангела видимо сияние небесной природы, и в одеянии его изображена благодать общения с человечеством, и наружность ангела говорящего была смягчена, чтобы плотские глаза могли вытерпеть спокойное сияние его одежды, и от отблеска света его лика трепетать в благоговении перед вестником воли Творца. «Устрашившись его, стерегущие пришли в ужас и стали, как мертвые» (Мф.28:4). Почему в ужас? Потому что они охраняли из-за старания, происходящего от жестокости, но не из-за покорности, происходящей от благочестия. Те, кого покинула совесть и преследует чувство вины, Повержен, покинут, не может встать тот, кого покинула совесть и кого преследует вина. Вот почему ангел поразил ужасом злых, но обратился со словами утешения к праведным: «Не бойтесь!» Это значит: «Да боятся не те, кто ищут, а те, кто преследуют».

«Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал». Это значит «Я пришел научить вас, а не скрыть Его, ибо Он есть Тот, кто сотворил нас, и Сам воскресил Себя из мертвых.

Видишь, что ангел пришел, чтобы как служитель он мог бы удостоверить делом то, что Господь предсказал словом, и показать, что Господь имеет власть смерти и жизни, поскольку перед своей смертью Он предсказал воскресение. Ибо будьте уверены, что Он знал, и мог избежать (смерти). Но так как Он мог победить (смерть), Он не отступил, так что слава воскресения покрыла позор смерти.

Свт.Максим Туринский (Vв.). Проповедь на Пасху.

… Итак, все элементы [творения] горды Воскресением Христовым. Полагаю, что само солнце необычно светло в этот день, поскольку должно солнцу радоваться в день Воскресения Того, в день страдания Кого оно рыдало. Поскольку ответило оно на Его смерть печальным мраком, то Его Воскресение оно должно встретить испусканием более ярких лучей, и как хороший слуга, который спрятался во время погребальной церемонии, ныне должно блеснуть на праздновании Воскресения. Ибо при страданиях Христа оно сокрылось за туманной ночью и вместе с миром стонало о злодеянии иудеев. Удержание лучей было как знаком скорби солнца о таком преступлении, так и своего рода воздаянием, когда оно покрыло тьмой очи иудеев, чьи умы были поражены слепотой. Не желал свет мирской светить на тех, кем был погашен свет спасения. Осуждение было определено фарисеям, так что через это происшествие в вышних сферах они уже смогли [отчасти] пострадать от той тьмы, которая обещана грешникам в день суда. Тьма распространилась вверху, когда Христос был распят. И разве удивительно, что тьма была в верхних областях, когда Свет сошел в нижние?

Однако, братия, все мы должны радоваться в этот святой день. Пусть никто не удаляется от общего празднования из-за внимания к своему греху. Пусть никто не стоит вдали от участия в делах всеобщего почитания из-за тяготы преступления. Хотя он может быть грешником, но в этот день он не должен сокрушаться о прощении. Если даже разбойник удостоился рая, то почему бы христианину не удостоиться прощения? И если Господь, когда был распят, источал милость на тех, кто были прежде, отчего же не даровать милость тем, кто будет после Его Воскресения? И если униженность страданий Его могла так много предложить тому, кто исповедовал Его, сколь много дарует слава воскресения тем, кто следует Ему? Ведь радостная победа, как все вы знаете, приучает к большей щедрости, чем тягостное пленение.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика