Публикации

« Назад

Хлодвиг и Клотильда 24.06.2019 13:35

         В 476 г. под натиском германских варварских племен Западная часть Римской империи прекратила своё существование. Галлия (это территория современных Франции, Бельгии и севера Италии) с центрами в Суассоне и Париже осталась последним клочком независимой римской земли. Правил этой землей римский наместник Сиагрий. Молодой король франков Хлодвиг быстро понял обречённость этой галло-римской земли и в 486 г. пошёл на Сиагрия войной. В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты, а Сиагрий затем был убит. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии с главным городом Парижем. Занимая её, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично всё ещё оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с влиятельными в здешних городах епископами православного никейского исповедания.

        О хорошем расположении Хлодвига к христианами красноречиво свидетельствует эпизод с суассонской чашей. После победы у города Суассона среди захваченной франками добычи оказалась удивительной красоты чаша из церкви, епископом которой был свт.Ремигий Реймский. Но епископ Ремигий направил послов к королю Хлодвигу с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу.  Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Всё, что мы здесь видим, — твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил её на чашу, разрубив её.  Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу епископа обломки священного сосуда. Хлодвиг умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог.  Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив «в душе глубокую обиду. А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Марсовом поле, насколько исправно содержат они своё оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошёл к тому, кто ударил по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копьё твоё, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил её на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх.

 

           Святая Клотильда (также её имя иногда произносят как Хродехильда) родилась в 475 г., т.е. в то время, когда происходило крушение Западной Римской Империи. В это время варварские германские народы: бургундцывизиготыфранки и аламаны, соперничали между собой, чтобы разделить римскую Галлию. Святая Клотильда была дочерью Хильперика, правившего вместе с двумя своими братьями в королевстве Бургундском. И вот один из бургундских братьев - Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, а его жену утопил в реке, привязав к шее камень. Двух его дочерей он обрек на изгнание; среди них была Клотильда. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания (ересь, отрицавшая единосущие Отца и Сына), Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла христианскую веру, основанную на Никейском Символе веры, т.е. была православной. Клотильда была вынуждена бежать после убийства сродников в Женеву.

         Однажды послы короля франков Хлодвига увидели девушку Клотильду. Найдя ее красивой и умной и узнав, что она королевского рода, они сообщили об этом королю Хлодвигу. Увидев ее, король очень обрадовался и попросил ее руки, чтобы закрепить союз своего народа с бургундцами и, затем, женился на ней.

          Итак, у короля Хлодвига от королевы Клотильды первым ребенком был сын. Так как Клотильда хотела его окрестить, она непрестанно обращалась к мужу и говорила: «Ваши боги, которых вы почитаете, ничто, ибо они не в состоянии помочь ни себе, ни другим, ведь они сделаны из камня, дерева или из какого-либо металла…Лучше следует почитать Того, Кто по слову Своему сотворил из ничего небо и землю, море и все то, что в них есть» (Пс.145:6). Но как бы часто ни говорила это королева, сердце короля вовсе не склонялось к христианской вере, и он отвечал: «Все сотворено и произошло по воле наших богов, а ваш Бог ни в чем не может себя проявить и, что самое главное, не может доказать, что он из рода богов». Между тем благочестивая королева принесла сына крестить. Она велела украсить церковь коврами и полотнищами, чтобы во время этого праздничного богослужения легче было склонить к вере того, кого она не могла склонить проповедью. Но ребенок, названный Ингомером, умер после крещения, еще в белых одеждах, в которых он был возрожден при крещении (в те времена крестильные белые одежды носили в течение недели после Крещения). Выведенный из себя этим обстоятельством, король гневно и резко упрекал королеву. «Если бы мальчик, – говорил он, – был освящен именем моих богов, он непременно остался бы живым; теперь же, когда его окрестили во имя вашего Бога, он не выжил». На что королева ему отвечала: «Я благодарю Всемогущего Господа, Творца всего, за то, что Он не счел меня недостойной и захотел взять рожденное из чрева моего в Царство Свое. Душа моя не печалится по этому поводу, ибо я знаю, если кто-то призван из этого мира в белых одеждах, то должен пребывать в Царстве Божием».

        После этого королева родила второго сына, которому дали в крещении имя Хлодомер. Когда и он начал болеть, король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещенный во имя вашего Христа, он скоро умрет». Но, спасенный молитвами матери, сын по воле Божией выздоровел.

         Королева же непрестанно увещевала Хлодвига признать истинного Бога и отказаться от языческих идолов. Но ничто не могло склонить его к этой вере до тех пор, пока, наконец, однажды, во время войны с алеманами (это союз нескольких германских племен), он не вынужден был признать то, что прежде охотно отвергал. А произошло это так: когда оба войска сошлись и между ними завязалась ожесточенная битва, то войску Хлодвига совсем уже было грозило полное истребление. Видя это, Хлодвиг возвел очи к небу и, умилившись сердцем, со слезами на глазах призвал имя Христа, «Бога Клотильды», чтобы Он помог одолеть противников. Как это произошло – тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство. Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять Крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчинённый мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду, и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Так было принято решение креститься. Хлодвиг попросил у святого Ремигия обучить его основам христианской веры. Внимая епископу, который ему описывал события, сопровождавшие Страсти Христа, благородный воин воскликнул: «Эх, почему я не был там с моими франками, чтобы освободить Его!».

        Традиционно считается, что Крещение Хлодвига состоялось на Рождество 25 декабря 496 г. Одновременно с королём крещение приняли 2 сестры короля и 3000 франкских воинов, отметив окончательную обращение ко Господу этого варварского народа и рождение христианской французской нации. Под духовным руководством святого Ремигия, Хлодвиг продолжил впоследствии унификацию варварского и галло-римского народонаселения в Галлии и утвердил свой народ в православной христианской вере. Обращение в правую веру самого могущественного ко­роля Западной Европы, в то время почти целиком находившейся под управлением германских королей-ариан, послужило существенным фактором в преодолении этой душепагуб­ной ереси.

        Заслуги Хлодвига, крестителя своей страны, перед Церковью были велики. В дальнейшем королева Клотильда продолжала вдохновлять правителя на снисходительность по отношению к врагам и на уважение к учреждениям Церкви. Клотильда достигла святости. Однако Хлодвиг канонизирован не был, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Его Крещение, всё-таки, не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.

        После смерти Хлодвига  в 511 г. королева Клотильда, которой едва исполнилось 40 лет, удалилась в Тур, в Базилику cвт.Мартина, где и провела остаток своих дней в делах, приятных Богу. Распоряжаясь огромным состоянием, она распространила свои благодеяния на большое количество церквей и монастырей. Свт.Григорий Турский писал по этому поводу: «В это время на нее смотрели не как на королеву, но как на посланницу Божию. Она не позволила себе соблазниться ни могуществом королевства своих сыновей, ни богатством, ни честолюбием века, но она стяжала благодать своим смирением». Она раздавала так, чтобы к смерти у нее, как говорят, было бы нечего распределять.

       Святой Клотильде пришлось еще пережить немало скорбей: она потеряла двух сыновей, безжалостно убитых собственными дядьями, потеряла также свою дочь, также Клотильду, которая была выдана замуж за жестокого и вспыльчивого короля визиготов Амальрика. Предчувствуя свой будущий конец, святая Клотильда позвала к себе Хлотаря и Хильдеберта, и убедила их вести жизнь, соответствующую христианскому милосердию. Затем она предала с миром свою душу Богу, 3/16 июня 545 г. в Туре, исповедуя Святую Троицу

       (составил Д.Ю. Гончаров, основной источник «История франков» свт.Григория Турского).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика