Публикации

« Назад

Какие у христианина обязанности веры и обязанности к вере 07.05.2018 14:51

     Обязанности веры:

    а) Первая здесь обязанность есть иметь веру, или религию, т.е. знать определенным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение. Кто не имеет никакой веры, тот есть человек поганый. Для человека верить в Бога естественно. Не верить в Бога, и отрицать Его, для человека противоестественно. В таком состоянии чело­век нисходит на степень животных, прилага­ется скотам несмысленным и уподобляется им (Пс. 48:13).

      б) Человек обязан иметь не ка­кую-нибудь веру, как бы всякую, без разли­чия, а именно одну, определенную — единую истинную веру. Ибо если Бог един и не­изменен, и человеческая природа одна есть, то и отношение меж­ду Богом и человеком истинное может быть только одно, а потому и выражение сего отно­шения, или исповедание истинное, есть одно. Сие-то одно и должно содержать чело­веку. Иначе что он будет содержать? Ложь, призраки, мечтания. А в этом какое достоин­ство? Это то же, что бедный и ничего не име­ющий, которому, однако ж, во сне мечтается, будто он обладает несчетными сокровищами. Ложная религия есть посмеяние над человеками. Ложно исповедающий то же, что сумас­шедший, которому что-то видится. По смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем кто основы­вал свою надежду... Какое же, ужасающее и раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут.

      в) Всякому должно испытать и несомнен­но увериться, истинна ли та вера, которой он держится, и если она окажется неистинной, отыскать, где та единая, истинная, которая ис­тинно ведет к истинному Богу и дарует, не­сомненно, вечное спасение. Это так обяза­тельно и понудительно, как похищать себя из огня...

      Господь «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деян. 14:17), а равно и единой Сво­ей истинной веры; но когда Он попустил, чтобы близ нее на сей земле существовали дру­гие веры и как бы вступали с нею в соперни­чество, то тем самым на всех наложил обяза­тельство не без смысла держаться веры Его, а по несокрушимым основаниям, ради которых с полным убеждением отвергается все прочее. Сим испытанием воздается честь вере и удер­живается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера наша в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского испове­дания должна быть разумная. Посему Гос­подь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: «исследуйте Писания» (Ин. 5:39), убеждал к тому проповедью Иоанна Крестителя и Своими чудесами.

    Как увериться и каким путем исследовать? К сему два способа: один —  путь науч­ный, а другой — путь веры. При научном пути нужно систематично изучать богословие. Второй путь – путь веры –  искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее. Это молитва к единому ис­тинному Богу о вразумлении, чтобы Бог открыл истинный путь к спасению. Может ли быть, что­бы Бог не дал ответа где истина? Он воронов крича­щих питает, по молитве посылает дождь при жажде, а человеку — Своему образу, томящемуся, ищущему узнать, как прославлять Бога, будто Он не ука­жет источника для утоления сей жажды ду­ховной? Такая молитва нисколько не есть ис­кушение Бога, хотя может быть превращена в него, когда кто неискренно, из одного любо­пытства, желал бы таких знаков. Также эти два пути можно совместить.

        Обязанности к вере:

       Коль скоро узна­на вера истинная, тотчас начинается другой ряд обязанностей:

    а) Всецелая покорность вере истинной. Вера сия идет от Бога, есть Его царский указ к нам, подданным, открыта нам с желанием, чтобы мы приняли ее и спасались ею. Потому кто не покоряется ей, противится Богу, творит грех хулы на Духа Святого. Послушание вере требует связать разум и обязать его на все беспрекословно соглашать­ся, что ни проповедует вера. Здесь мы речь ведем о покорности истинному православно-христианскому учению, соответствующему Священному Преданию Церкви, а не бабьим басням (1Тим.4:7), от которых надо отвращаться.

      б) Необходимо знать свою веру. Иначе что такое выйдет — иметь веру и не знать ее, не знать, во что веруешь! Это есть оскорбление и веры, и себя. Если вера истинна, почему не рев­нуешь обогатиться истиною? Если в ней твое благо, зачем лишаешь себя его? Как не стыдно оставаться в таком усыплении? И что скажешь, когда тебя спросят о твоем уповании? Да при этом и вера не вера. Вера есть совокупность истин и здравых о всем понятий. Какая же вера у того, кто их не знает? Свт.Афанасий Великий в своем Символе веры говорит: «Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдет ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек».

       Всем ли верующим надо изучать свою веру? Всем верующим. А иначе, зачем и вступать в ограду веры? Всем должно чув­ствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру. Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее есть дело самонужнейшее, потому и ревность о нем должна быть самая первая. Кто иначе делает, тот морит дух голодом или лишает его нужнейших потребностей.

    Как узнавать? Нет нужды для сего возно­ситься на небо или переплывать моря. Истин­ная вера не сокрыта, а явлена всем и многи­ми очень исповедуется. Она не затеряна, так чтобы следовало всякому самому отыскивать ее в источниках, а в явно пребывает и гласно исповедуется. Читай Катехизис об основах веры, христианские книги, Библию; не умеешь, друго­го попроси; слушай проповеди, спроси пастыря, вни­май богослужению. В доступе масса книг. Православие, сейчас как никогда, широко представлено в интернете. У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть не знающие ее. Ка­жется, знание сие само, против воли, готово внедриться.

     в) Кто узнал и возлюбил единую истинную веру, тот не может не о своей вере.. От избытка сердца го­ворят уста (Мф. 12:34).

       Во-первых, необходимо открыто, искренно и небоязненно гово­рить, поступать и жить по правилам святой веры в том месте и в тех обстоятельствах, в которых кто поставлен, несмотря на то, что будут о нас говорить.

       Во-вторых, ревностно распространять веру. Кто убежден, что святая вера есть единая, истинная, тот не может молчать о ней, особенно в виду или пред лицом лжи и заблуждения. Кто любит ближнего своего и желает ему истинного, прочного и вечного блага, тот может ли удержаться, чтобы не воз­вестить ему истинного пути ко спасению, от­крываемого святою верою? Ибо несомненно, что гибнут те, кто вне веры. И славословие Богу вне истинной веры есть козлогласование (т.е. нестройный концерт), как же можно это видеть и терпеть? Тут нет нужды дожидаться власти и прав. Когда душа горит ревностию святою, трезвенною, любовною и умоляющею, возвы­шай голос.

     Спрашивается, кто должен это делать? Преимуще­ственно долг сей лежит на пастырях и учиненных миссионерах. Но и всякому другому христианину как можно заградить уста, когда он возвещает истину, в которой убежден и которую возлюбил душевно? Позволить про­поведовать всякое без разбора убеждение пагубно; но возглашать истину, всемирно изве­стную, Богом открытую, точно и ясно опреде­ленную как неизменное правило для всех лю­дей и во все времена, это и для других спасительно.

       Кому проповедовать? И своим и чужим, Господь говорит: видишь брата согрешающе­го, поди, вразуми его (Мф.18.15). Мало ли можно найти между братиями-христианами не ведающих веры и по неведению держащихся нелепостей? Знающий вразуми и просвети брата истиною. Кто знает, не войдет ли и в его душу истина через слово твое? Как это делать? И словом, и письменно (т.е. через книгу или интернет). Видишь неправомыслящего и умеешь сказать истину — найди твоим благоразумием доступ к его слуху и вниманию и возвести ему сию истину.

     Храня таким образом в себе веру, не долж­но оставаться равнодушным и к судьбе испо­ведуемой религии. Постоянно молись, желай и содействуй ее благосостоянию и цело­сти; видишь угрожающую опас­ность от лжи, заблуждения и ложной филосо­фии, возвести кому должно; борись и противо­действуй сам, сколько можешь.

(составил Д.Ю. Гончаров по книге свт.Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика