Публикации

« Назад

Как погибали новомученики 06.11.2018 15:54

25 октября/7 ноября у нас красный день календаря. Красный, потому что большевистская революция положила начало кровавым страницам русской истории. В «Катехизисе классово-сознательного пролетария», опубликованном в газете «Правда» 4 августа 1918 года, говорилось, что «власть капитала исчезнет только тогда, когда умрет последний капиталист, последний помещик, поп, офицер». 9 августа 1918 года Ленин телеграфировал в Пензу: «Провести беспощадный массовый террор против попов, кулаков и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».

Убийства большевиками священнослужителей начались еще в 1917 году. Так, 31 октября красногвардейцами на глазах сына-гимназиста был расстрелян царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. Гарнизонный благочинный г. Нарвы протоиерей Иоанн Юхновский в те дни писал: «И вот новый переворот и расстрел в Царском селе протоиерея Иоанна Кочурова. Солдаты всего гарнизона совсем обезумели, озверели. На улицах — оскорбления священников и угрозы вслух: “погодите, мы и здесь перевешаем этих попов”». А в годы Гражданской войны убийства священников и монахов стали массовыми. Священнослужители и другие классово чуждые стали арестовываться и уничтожаться по социальному принципу, как заложники, — либо в ответ на убийство того или иного коммунистического деятеля, либо для устрашения населения.

       4 июня 1918 г. был арестован архиепископ Пермский Андроник (Никольский) (память 7/20 июня). Народ пытался не допустить ареста любимого архипастыря, но народное возмущение было подавлено. 6 июня 1918 г. состоялся допрос архиепископа. Святитель долго не отвечал, затем снял панагию, завернул ее в платок, положил перед собой и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем, и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он надел панагию и, погрузившись в молитву, не проронил более ни слова. Палачи отвезли архиепископа в лес и закопали заживо, хотя потом и выстрелили в иерарха через слой земли.

      В апреле 1918 г. был арестован епископ Тобольский Гермоген (Долганев) (память 16/29 июня), еще с царских времен известный последовательной монархической позицией и готовностью умереть за свои принципы. Епархиальный съезд командировал к большевикам делегацию, которая должна была ходатайствовать об освобождении святителя. Члены комиссии были арестованы и расстреляны. Сам епископ Гермоген был утоплен в реке Туре в ночь на 29 июня 1918 г.

        В подмосковном Богородске погиб еще один замечательный пастырь — протоиерей Константин Голубев (память 19 сентября/2 октября), посвятивший свою жизнь миссионерству и борьбе с пьянством. Отец Константин был сторонником создания женских духовных школ. От женщин, по мнению священномученика, зависело религиозное воспитание народа, ведь какие будут женщины, такими будут впоследствии и все граждане России. Протоиерей был приговорен к расстрелу. Раненого отца Константина бросили в яму и стали засыпать землей. Пастырь умолял застрелить его, не хоронить отца живым со слезами просила и находившаяся здесь же его дочь. Но ничто не тронуло сердца убийц — священномученик был погребен заживо и земля над местом его погребения еще некоторое время шевелилась.

       В августе 1918 года погибла настоятельница Пророко-Ильинского монастыря в Мензелинске игумения Маргарита (Гунаропуло). Монахини впоследствии утверждали, что игумении, собиравшейся покинуть город, явился святитель Николай, сказавший: «Зачем ты бежишь от своего венца?». Потрясенная чудесным видением, игумения Маргарита вернулась в обитель, рассказала о произошедшем монастырскому священнику и попросила заранее приготовить для себя гроб. Оставшиеся дни игумения усиленно молилась в храме. 21 августа в город ворвались большевики. Расправы в эти дни были массовыми. 22 августа была расстреляна и преподобномученица Маргарита.

        В декабре 1918 г. чекисты убили епископа Соликамского Феофана (Ильменского). В 30-градусный мороз священномученика Феофана привели на берег Камы, раздели, сплели ему волосы и, продев через них жердь, стали медленно опускать в ледяную прорубь. Святого погружали в прорубь до тех пор, пока его тело не покрылось слоем льда. Поскольку страдалец был еще жив, палачи утопили его (память 11/24 декабря).

         Еще одной жертвой большевистского террора стал известный миссионер и борец с сектантством Николай Варжанский (память 23 августа/5 сентября). Мученику поставили в вину его публикации в защиту православия. Одна из них касалась чуда с иконой святителя Николая Чудотворца 1 мая 1918 г. Накануне, готовясь к своему празднику, коммунисты закрыли образ святителя Николая на Никольских воротах Кремля красной материей с надписью «Да здравствует первомайский интернациональный праздник!». Но случилось чудо — образ сам собой освободился от полотнища. Николай Варжанский описал это в выпущенном им листке. «Всю ночь Красная площадь охранялась, и никто не мог сюда подойти. Утром в Страстную среду заметили, что повешенное целое красное полотнище прорвалось так, что чудотворный образ Угодника Божия Николая стал виден для всех и сделался, по замечанию многих, несравненно светлее, чем был доселе. Красное полотнище начало рваться частями, кусками, лентами и упало совсем. Сначала хотели объяснить, что полотнище разорвано ветром, а потом было напечатано, что будто полотнище повешено прорезанное, хотя тысячи народа видели, что оно было целое. Разлетелось красное полотнище. Спас Чудотворец Николай некогда от татар, спасет и теперь, если только будем усердно молиться ему и будем стоять за святую веру православную и за святыни наши даже до смерти». После ареста Николаю Варжанскому передали в тюрьму икону Божией Матери с надписью: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев». Узнав, что приговорен к расстрелу, Николай Юрьевич передал образ супруге, написав на другой его стороне: «Да сохранит тебя и заступит Своим Матерним Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице, Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись».

        Случалось, что священников убивали на месте без всякого суда. Иерей Аверкий Северовостоков из Уфимской епархии (память 17/30 июня) совершал молебен на площади при большом стечении прихожан, когда в село вошли красноармейцы. Священномученика сразу же отвели в сторону и расстреляли.

        Иногда советское руководство пыталось играть в правовое государство и устраивало процессы с участием адвокатов. Ярким тому примером стал саратовский процесс против духовенства, открывшийся осенью 1918 г. На скамье подсудимых оказался известный своей монархической и патриотической позицией священник Михаил Платонов, епископ Вольский Герман (Косолапов), несколько членов епархиального совета. Обвинение рассыпалось сразу же — адвокаты доказали полную невиновность арестованных. Однако печальный исход процесса был предрешен. Священномученик Михаил Платонов сказал: «Я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор. <…> Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь — и я не верю в смерть. Если вы меня убьете — я буду жить». В январе 1919 г. священник Михаил Платонов был приговорен к 20 годам заключения, а епископ Герман — к 15. Однако советской администрации надоело играть в «суды» и «справедливость». В ночь на 10 октября 1919 г. епископ Герман и священник Михаил Платонов были расстреляны в тюрьме по решению губернской  ЧК вместе с группой других арестованных (память священномучеников 27 сентября/10 октября).

       В ответ на коммунистический террор патриарх Тихон 7 ноября 1918 г. направил в Совет народных комиссаров послание в связи с первой годовщиной Октябрьской революции. «Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды, — писал святитель. — Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы… <…> Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. <…> Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда». Послание патриарха не дало результата — убийства и беззакония продолжались с еще большей силой.

(А.А. Кострюков. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008), глава 3)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика