Публикации

« Назад

Как не стать слоном или верблюдом 10.09.2018 18:24

Как говорит св. Василий Великий «не напрасно и не без цели измышлен сей мир, — он есть училище разумных душ, в котором преподается им боговедение и чрез видимое и чувственное руководствует ум к созерцанию невидимого» (1-я беседа на Шестоднев). Всё, что мы видим вокруг себя может руководствовать нас к Богу и добродетели, надо только настроить свой ум к созерцанию. Сегодня нам поможет в этом рукопись XVIIIв. под названием «Слово о рассечении человеческого естества» (снабженная восхитительными иллюстрациями), в которой положительные или отрицательные качества человека сравниваются с природными объектами и повадками животных. Эта рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в С.-Петербурге, на современном русском языке не публиковалась.

     Так, в «Слове о рассечении человеческого естества» сказано, что золотом человека называют «за златыя дела: за любовь, за милосердие, за истинную веру»; серебром человека называют «за среднии добродетели: за пост, за поклоны и за иныя видимыя дела», которые Иоанна Лествичник называет телесными; медью называют людей, которые имеют медные дела, т.е. еретиков. Медь внешне подобна золоту, но не золото, так и еретики имеют только подобия добрых дел, но золоту, т.е. истинной вере и истинным добродетелям, уподобиться не могут. Железом называют людей за железную и непреклонную выю (шею) и жестокосердных. Камнем называют каменосердечных людей, о которых Господь рассказывал в притче о семени, падшем на места каменистые (Мф.13:5,6, 20,21).

       Теперь перейдем к животному миру. Какого человека можно назвать лосем? Так, в «Слове о рассечении человеческого естества» сказано: «Лось бо есть таковый. Егда кто его ранит, он же, обозрев рану свою, станет. А егда кто его жива поймает, вдаст ему хлеба, и он за ним идет. Тако и человек, аще уранен будет коим грехом от диявола, и узрит рану свою, и станет от добрых дел, или ощутит сладость греховную, якоже лось хлеба, той несть человек, но лось».

        «Свинья смирна, а калу радуется желательно». Так и человек: если похоть любит, то не человек он, а свинья.

         Ёж имеет острую кожу, а потому голыми руками его трудно поймать, а зверям съесть его невозможно. Так и человек, если обрастет богатством, то трудно «голым умом его исправити», как и ежа поймать. Так и если человек обрастет добродетельми, то бесам трудно поглотить его.  
ezh

       Противная мышь пакости делает человеческому роду: штаны грызет и иные вещи. Так и человек, если отступит от истинной веры в ересь, то от Божественного Писания слова отгрызает. Не человек такой, а мышь.

MlpDCSVt4IQ

        У слона ноги без коленей, и спит он, прислонившись к стене. Так и человек, если лениво поклоны кладет перед Господом, и к стене прислонившись, то не человек он, а слон.

kBawMOIhjB4

         Верблюд имеет некрасивый вид и рождается гневливым. Так и человек, если некрасиво ведет себя и гневлив, то не человек он, а верблюд.

C9sL70dlnWg

         Заяц боязлив и даже своей тени боится. Так и человек, если боязлив чрезмерно, то не человек, а заяц.

          В Индии есть зверь саламандра, величиной с собаку. Если разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигают (Дан.3: 19) и бросить туда саламандру, то вся сила огня угаснет. Так и человек, если будет воспламенён дьявольскими грехам в семь раз сильнее, нежели обычно и ввергнет себя в любовь Христову, то вся сила грехов угаснет.

          Есть такая птица орёл. Когда орёл состарится, то ищет чистый источник и погружается в него, и снова молодым становится. Так и человек, если в грехах застареет, и будет искать чистых слез от сердца, то вновь омолодится, т.е. от грехов очистится.

         Финикс – птица поднебесная. Когда феникс состарится, «тогда возлетает на небесную высоту и сносит себе небеснаго огня, и зажигает гнездо свое, и тако згарает в нем», а потом возрождается. Так и человек, когда «состареется грехом, возлетает на небесную высоту умом и сносит себе огня Божественнаго», т.е. благодать Божьей любви, и зажигает гнездо своё, т.е. злые помыслы в сердце своём, и сам сгорает, т.е. страдает и становится новым вместо ветхого.

          Павлин – птица гордая и любит красоту свою. Так и человек, если горд и любит красивую одежду, или любит мудростью и всякими делами гордиться, то такой не человек, а павлин.  

          А про журавля рассказывается так: «Журавль нощную имеет стражу, то бо они спят и един от них возмет камень в ногу и стрежет, а и егда бо уронит», тогда очнётся от шума. Так и человек, «аще живет строжно и возмет камень в ум свой, еже есть крепость Божию, и стережется от диявола, а егда воздремлет, но встережется и уронит камень, еже есть крепость Божия, и паки да похвалют ю, и стерегается, и пройтет жизнь сию».

          Медведь много ест. Так и человек, «аще убо обьядается, несть убо человек таковый, но медведь. Но медведь лют ногты драти, сице и человек, аще подобных себе дерет, тако несть человек, но медведь».

N2Dn40Oqoug

         Волк своеволен: овец, человека и всякий скот поедает. Такой нрав подобен злым учителям, которые поедают души христианские. Волками и разбойниками Божественное Писание их называет (Деян.20:29, Ин.10:8).

          Лисица лукава. Так и человек, «аще лукав и неправеден, несть человек, но лисица».

           Овца беззлобна: когда её убивают или стригут, она без злобы смотрит. Так и человек, если беззлобие  обретёт, то овце станет подобен.

           «Осля трудолюбив. И тако и человек, аще трудолюбив, подобен есть осляти».

           Обезьяна такова: если увидит когда человек добро или зло делает, так и она делает. Так и человек, если без всякого рассуждения что видит, то и делает, то таковой не человек, а обезьяна.

          Дерево надвое разделяется словом: на плодное и неплодное. Так и человек, если принесет добродетели, то называется древом плодоносным, а если от кого нет добрых плодов, то древо бесплодное.

           «Море убо многодейственно есть, и волнуется, и пенится, и корабли велицыи на себе носит, и всякое чистое и нечистое животное от себе произносит. Сице и человек: волнуется в мысли своей, и пенится в различных страстех, и носит, яко корабль, тело свое, обременено грехи многия, и износит из себе благии и злыи обычаи».

                                                                          (на русский перекладывал Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика