Публикации

« Назад

Как надлежит заботиться о детях от рождения до четырнадцатилетнего возраста 08.05.2020 23:23

 

 Из трактата «О правлении королей»:

Как надлежит заботиться о детях от рождения до семилетнего возраста (глава XV)

      Философ [т.е. Аристотель] в VII книге "Политики" касается шести вещей по поводу мальчиков, которые должно соблюдать в раннем возрасте. Во-первых, до семи лет они должны питаться мягкой пищей, так, однако, что вначале их надо кормить молоком. Во-вторых, их надо оградить от вина. В-третьих - приучить к холоду. В-четвертых - приучить к подобающим и умеренным движениям, что полезно, видимо, в любом возрасте. В-пятых, они должны отдыхать с помощью необходимых игр и им надо читать какие-нибудь истории и сказки, чтобы, слушая их, дети отдыхали. И это [надо делать] более всего тогда, когда они начнут воспринимать значение слов. В-шестых, их надо удерживать от плача.

      Итак, до семи лет детей надо кормить мягкой пищей так, однако, чтобы вначале они более всего питались молоком. Поэтому и Философ в VII книге "Политики" говорит, что молочная пища кажется наиболее подходящей телу ребенка. Следовательно, в том раннем возрасте почти вплоть до семи лет дети должны питаться мягкой и жидкой пищей, потому что такая пища легко [ими] переносится и легко обращается в питание. Однако надо внимательно следить за детьми, когда они питаются молоком, так как, если случится кормить их иным молоком,

нежели материнское, надо отыскать женщину, подобную по комплекции, потому что молоко матери, по-видимому, наиболее подходит сыну.

      Во-вторых, детей надо оградить от вина и более всего в то время, когда они питаются молоком, и это, согласно Философу, по причине расстройства здоровья [В странах с древними традициями виноградарства, где вино употреблялось постоянно, его иной раз давали маленьким детям, даже грудным, полагая, что дети от него становятся здоровее и крепче. Эгидий не согласен с подобными представлениями и с помощью Аристотеля отвергает их]. Ибо дети легко заболевают и становятся плохо развиты телом, если приучаются пить вино в то время, когда самое большее могут питаться молоком. Некоторые даже говорят, что если в это время они привыкают к вину, то становятся предрасположенными к проказе.

      В-третьих, мальчики должны быть приучены к холоду. Потому Философ в VI книге "Политики” говорит, что детей с малых лет полезно приучать к холоду. Ведь приучать детей к холоду полезно вдвойне. Во-первых, ради здоровья, поэтому тот же Философ говорит, что закалка холодом приводит мальчиков благодаря существующей в них теплоте в хорошее [физическое] состояние. Во-вторых, закалка холодом маленьких мальчиков полезна и для войны. В самом деле, холод укрепляет члены [тела] и делает их прочнее, так что, если с детства мальчиков в известной мере закаливать холодом, они, достигнув необходимого возраста, станут более способными к военным трудам; и тот же Философ говорит, что у варварских народов существует обычай окунать сыновей в холодную реку, чтобы сделать их крепче. Надо, однако, заметить, что, когда мы говорим, что мальчиков с детства следует приучать к тому или другому, должно это понимать так: [приучать] умеренно и постепенно и как требует положение лица.

       В-четвертых, мальчики должны быть приучены к подобающим и умеренным движениям [т.е. к физическим упражнениям]. Ведь, согласно Философу, умеренные движения производят в мальчиках четыре блага. Во-первых, делают тело более здоровым, ибо в любом возрасте умеренные упражнения кажутся полезными для здоровья. Во-вторых, делают тела проворными. Действительно, если с [самого] начала приучать мальчиков к некоторым движениям, они становятся телесно более подвижными и избегают безделья, а если они не приучаются к таким движениям, то делаются неповоротливыми, ленивыми и бездеятельными. В-третьих, умеренные движения способствуют росту. Ведь из того, что умеренные упражнения помогают пищеварению и способствуют хорошему телесному состоянию, следует, что они составляют нечто полезное для роста. Поскольку рост происходит именно от пищи, приводящей тело в хорошее состояние, постольку то, что хорошо кормит и питает, полезно для роста. В-четвертых, умеренные движения укрепляют члены. Любой ведь знает на себе самом по опыту, что, если он умеренно занимается телесными работами, члены его тела укрепляются и становятся сильнее. Вследствие этого, поскольку у детей телесные члены слишком нежные, детей надо приучать к каким-нибудь легким и умеренным движениям для укрепления их тела. Философ, действительно, так хвалит умеренные движения для детей, что считает необходимым иметь с самого рождения [детей] некоторые приспособления, с помощью которых дети двигаются и вращаются [т.е. надо для детей дома ставить спортивный уголок или шведскую стенку].

       В-пятых, дети должны отдыхать с помощью каких-нибудь игр и сказок. Ведь умеренная игра подходит детям, поскольку в ней присутствуют умеренные движения и благодаря умеренной игре дети избегают бездействия и тела их становятся проворнее. Детям, с тех пор как они начинают воспринимать значение слов, надобно также читать какие-нибудь сказки или какие-нибудь повествования. Им надо также петь какие-либо достойные песни.

Дети ведь не могут выносить ничего печального, поэтому хорошо приучать их к каким-нибудь умеренным играм и к каким-нибудь благопристойным и невинным развлечениям.

        В-шестых, их надо удерживать от плача. В самом деле, когда детям не дают плакать, они в результате запрещения удерживают [в себе] дух и дыхание. А когда детям позволяют плакать, они выпускают [из себя] дух и дыхание, подобно тому как при запрещении сдерживают их. Но задерживание духа и дыхания, как говорит Философ в VII книге "Политики", укрепляет тело. А потому, чтобы мальчики стали крепче, их надо удерживать от

Плача».

Как надлежит заботиться о детях от семи до четырнадцати лет (глава XVI)

      Надо обратить внимание на три вещи в отношении детей. Во-первых, какое у них тело. Во-вторых, какая воля. В-третьих, какой у них интеллект. В таком случае, чтобы у юнцов было хорошо развитое  тело, их надо упражнять с помощью необходимых [для этого] упражнений и необходимых движений. Чтобы воля была у них упорядочена, их следует побуждать к необходимым добродетелям и добродетельным поступкам. А чтобы интеллект у них стал совершенным, их надо наставлять в необходимых науках. Таким образом, при руководстве детьми надлежит обратить внимание на науку, добродетель и [физические] упражнения.

     С самого рождения надо приучать мальчиков, дабы избежать их бездействия, к некоторым движениям. Но когда им исполнится семь лет, [с этого времени] вплоть до четырнадцати лет они должны постепенно приучаться к большим трудам и к более сильным упражнениям. Необходимыми же упражнениями для юнцов, по-видимому, являются игра в мяч, или борьба. Однако во втором семилетии надо пользоваться упражнениями более сильными, чем в первом. Но прибегать с этой целью к военным, а также тяжелым занятиям в таком возрасте не следует, потому что он слишком нежен. Потому Философ в VIII книге ’’Политики" говорит, что вплоть до половой зрелости, т.е. до четырнадцати лет, надо применять какие-нибудь более легкие упражнения, чтобы не помешать [физическому] росту. [Итак] было рассмотрено, что юнцы, дабы быть телесно хорошо развитыми, должны прибегать от семи до четырнадцати лет к более сильным нагрузкам, чем в первом семилетии.

    Согласно словам Философа в VIII книге ’’Политики", в отношении мальчиков прежде надо заботиться о хорошо направленной воле, нежели об ученом интеллекте. Способ же, каким следует сдерживать желания юношей, заключается в том, чтобы применять особую осторожность в отношении того, в чем они обычно более всего слабы. Поэтому, если юноши следуют страстям и сильным желаниям и легко лгут и все делают, доходя до крайностей (к примеру, когда любят, то любят чрезмерно, когда берутся за игру, то играют чрезмерно, и в прочих иных вещах все всегда делают, выходя за пределы), то следует применять осторожность, чтобы они не следовали сильным желаниям, но были воздержанными и умеренными, чтобы не были лжецами, а были правдивыми и ничего не делали, доходя до крайностей, но в своих словах и действиях соблюдали умеренность.

     Во втором семилетии дети могут быть обучены грамматике, которая является словесной наукой и логике, которая представляет собой скорее способ познания, чем науку, и музыкальной практике, состоящей в гармонии голосов, потому что в это время дети слабо пользуются разумом, не могут в совершенстве понимать.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика