Публикации

« Назад

Из жизни и поучений святого исповедника Севастиана Карагндинского 18.04.2018 18:08

Старец Севастиан пострижен в монахи в Оптиной пустыни, а рукоположен от Калужского архиерея. За христианскою веру был приговорён к 7 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Тамбовскую область на лесоповал; через год был переведён в Карлаг в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 года. После освобождения остался в селе Большая Михайловка под Карагандой, где и служил в храме, но без разрешения властей, потому весьма рисковал.

         Батюшка очень любил св.апостола Иоанна Богослова, память которого совершал особенно торжественно и благоговейно. Часто скорбел о недостойном почитании своей паствой этого апостола Любви: «Вот сегодня день памяти перенесения мощей святителя Николая, и церковь полна народу. А вчера была память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – и церковь была полупуста. Как же вы не понимаете, кто выше, и кого надо больше почитать? Какой праздник больше?».

         В общине батюшки Севастиана было много молодежи. Только на клирос до 17 девочек стояли – дискантовые партии пели. И все скрывались когда уполномоченный приезжал с проверкой (т.к. советская власть терпеть не могла когда молодежь в церковь ходила – прим.ред.). Как только сообщают: «Власти!» - все прячутся. По восемь человек приезжало с уполномоченным! В храм заходят, а на клиросе одни старушки стоят.

          Батюшка не любил, если кого-то особенно превозносят – сразу же скажет о каком-либо недостатке этого человека. А если увидит, что кого-то унижают, тут же найдет в человеке самые лучшие качества. Какие бы грехи ни были, он найдет хорошее.

          У батюшки была высокая требовательность к себе. Он часто повторял, что свой долг надо выполнять неуклонно. Кто-то сказал ему после панихиды: «Вы опять сегодня очень устали. Вы так долго служили панихиду». Он взял со стола булочку и. показав ее, сказал: «Вот, видите, за каждую такую булочку я должен отмолиться».

           Батюшка обладал даром прозорливости. Существует невежественное поверье, что если записать имя живого человека в поминание за упокой, он начнет тревожиться, его тянет вернуться к той женщине, которая его таким образом поминает. Однажды батюшка Севастиан служил панихиду и читал записки с именами поминаемых: «Иоанн, Симеон, Ольга, Мария…». При чтении он остановился и, держа в руке записку, оглянулся. «Кто подал поминание - Иоанн, Симеон, Ольга, Мария?» - «Я, батюшка», отозвалась одна женщина. – «А Симеон когда умер?» - «Давно батюшка». – «Возьмите вашу записку, я не буду поминать. Принесите справку о его смерти». Женщина вспыхнула: «Что вы, батюшка, я же не молоденькая это делать!». – «Вот и хорошо. Принесите справку». Женщины этой батюшка не знал, она была приезжая, иначе не рискнула бы его обманывать.

            У батюшки была духовная мудрость и терпение. Когда кто-нибудь поропщет на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть  не хотите». Не поладит кто, он беспокоится: «Я вас всех слушаю». Однажды поехали на требу и забыли кадило – стали друг друга укорять: «Я сам виноват», - сказал батюшка. И все умолкли. Батюшка не благословлял ездить по монастырям. «Здесь, - говорил он, - и Лавра, и Почаев, и Оптина. В церкви службы идут – все здесь есть».

            С годами болезни батюшки обострялись: старец стал слабеть, нарастала одышка, боли во всем теле, полное отсутствие аппетита, боли в области грыжи. Но в богослужебное время батюшка неизменно был в храме. «Какой же я священнослужитель, - говорил он, - если Божественную Литургию или всенощную пробуду дома?». В храме, за панихидной, ему отделили за перегородкой комнатку, которую называли «каюткой». У задней стены, за занавеской, стояла кровать, где он мог отдохнуть во время службы, когда его беспокоила боль или сильная слабость. У окна там стояли стол и кресло и висела икона Пресвятой Троицы. Иной раз батюшка даст возглас, ляжет на коечку в полумантии, епитрахили и поручах. И ектенью иногда лежа говорил. На Евангелии всегда вставал, надевал фелонь и Евангелие читал в фелони.

          Батюшка уважал медиков и ценил их труд – от санитарки до врача. Благословлял после учебы работать санитаркой в больнице. «Лечиться не грех, - говорил он, - кто в больнице работает, это спасительно, это доброе дело – за людьми ходить».

           О молитве отец Севастиан говорил: «Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время службы, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно». Строгие замечания делал разговаривающим в храме во время службы, особенно монашествующим. Иногда даже в облачении выходил из алтаря и делал замечание.

         Батюшка с сожалением говорил о тех, кто редко бывает в храме, редко или совсем не причащается (особенно пожилые). Как пример, указывал на тех, кто живет рядом с храмом: «Просидят на лавочке всю службу, но в церковь не придут, хотя христианами зовутся! Другие же люди, живя от храма в отдаленных местах, за много километров, находя время ради спасения души приезжать в церковь в праздники и молиться». Сожалел также, что мало ходит в храм мужчин: «Почти одни женщины бывают, а где же мужчины?». Иногда кто-нибудь скажет: «В этом году людей в церкви прибавилось!». А он ответит: «Это не наши, а приезжие люди. А с нашего Нового города как никто не ходил, так и не ходит, кроме нескольких женщин».

          Иногда Великим постом кто-нибудь скажет: «Много сегодня причастников было». А он ответит: «Причастников много, да причастившихся истинно не много».

        

(из книги В.Королевой «Живой воды неиссякаемый источник: Карагандинский старец преподобный Севастиан»)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика