Публикации

« Назад

Историческое происхождение частей Литургии верных (часть 4) 12.08.2019 14:18

В конце IV века в чин Литургии была включена молитва «Отче наш» в качестве краткой покаянной молитвы. Произошло это под влиянием понимания Евхаристии как «страшного» таинства, акцент на чем стал делаться после того, как в Церковь влилась масса язычников, еще не вполне усвоивших дух и заповеди Евангелия. Верующие молились перед причащением словами молитвы Господней, чтобы очистить совесть от повседневных грехов – ведь практики исповеди перед причастием, так привычной сегодня в Русской Церкви, тогда еще не было и в помине; исповедь была исключительным явлением в случае совершения смертных, очень тяжких грехов, делающих невозможным пребывание в Церкви. Но уже во времена Златоуста, т.е. во второй половине IV в. чувство недостоинства препятствовало многим верующим приступать к таинству Причастия. Чтобы испросить у Бога прощения так называемых «повседневных» грехов, и было введено чтение молитвы «Отче наш» (сейчас эту молитву обычно в наших храмах поют, хотя правильнее, все-таки, читать). После молитвы следовал возглас без тринитарной формулы «Яко Твое есть Царство и сила, и слава, во веки. Аминь».

         Далее по чину Литургии следует молитва главопреклонения, пред которой диакон призывает: «Главы ваша Господеви приклоните». Молитва главопреклонения, которую священник возносит тайно, звучит так: «Благодарим Тебя, Царь невидимый, неизмеримой Своей силою все создавший и по множеству милости Своей из небытия в бытие все приведший! Сам, Владыка, с небес воззри на склонивших пред Тобою главы свои, ибо они склонили их не пред плотью и кровью, но пред Тобою, страшным Богом. Ты же, Владыка, соделай, чтобы предлежащее всем нам в равной мере послужило ко благу, по собственной потребности каждого: плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, больных исцели, Врач душ и тел наших». Эта молитва также появляется в чине Литургии в IV в. Смысл этой молитвы был в том, чтобы помолиться о нуждах тех, кто не причащается. Поскольку раньше причащались по отдельности Тела и Крови, то это причащение под двумя видами занимало много времени, непричащающиеся покидали храм, не дожидаясь конца Литургии. Такое поведение верующих было немыслимо в первые три века христианской истории, но теперь, чтобы не отпустить уходящих без заключительного благословения, была введена главопреклонная молитва.

        Возглас «Святая – святым» призывал верных к причащению. Этим возглашением указывалось, что принимающие причастие должны быть свободны от тяжких грехов, препятствующих церковному общению. Народ отвечал в ответ: «Един Свят, Един Господь во славу Бога Отца. Аминь». Возглас «Святая – святым»  - это, по сути, как мы уже сказали, приглашение к причастию, однако к середине VII в. возник новый обычай. Перед причащением духовенства стал совершаться обряд так называемой теплоты: в чашу с освященным вином доливали немного теплой воды. Как пишет английский литургист Хью Уайбру, возможно, добавление горячей воды после освящения Даров просто дополнило добавление холодной перед ним. Холодная вода символизирует смерть, горячую можно было признать символом воскресшей жизни. Существует и мнение, что за этим обычаем стоит учение еретиков афтартодокетов - монофизитов крайнего толка, в сторону которых, как иногда считают, склонялся к концу жизни император Юстиниан. Афтартодокетизм был учением, согласно которому, Тело Христа было нетленным (αφθαρτος) еще до Его воскресения и что, следовательно, Его человеческая жизнь на земле радикально отличалась от жизни других людей. Он не мог по-настоящему уставать, страдать и жаждать, говорили афтартодокеты, ибо это характеристики тленности природы: Он лишь особым усилием воли всякий раз соглашался испытать голод, жажду, усталость, боль и т.п. Афтартодокеты проповедовали, что кровь и вода, которые вытекли из пронзенного копьем бока Христа (Ин.19:34), были теплыми, поскольку он, будучи Богом, на самом деле не умер. Первоначально, во времена, когда этот обряд вводили, теплота могла выражать как раз это верование, а впоследствии его истолковали иначе. Но это случилось много позже; на протяжении же нескольких веков никакого объяснения этому действию, видимо, не было.

         Далее в нашей Лиутргии диакон приглашает верующих к принятию Причастия словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Первоначальный призыв был простым: «Приступите со страхом Божьим». Но греческое слово phobos, употребляемое здесь, не соответствует слову страх; в своей основе оно являет сыновнее почтение. Как и в псалме, который начинается словами: «Блажен муж, бояйся Господа», так и здесь этот «страх» означает почтение сына к любящему отцу и включает отвращение к совершению того, что оскорбляет Его. В «Апостольских постановлениях» (380 г.) описан следующий порядок причастия, который был в древности: «И епископ пусть возглашает к народу так: Святая святым. И народ пусть отвечает: един свят, един Яхве, един Иисус Христос, в славе Бога Отца, благословен во веки. Аминь. Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Осанна Сыну Давидову: благословен грядущий во имя Яхве; Бог Яхве и явился нам; осанна в вышних. После этого пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами — диаконисы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума. Епископ же пусть преподает приношение [просфоры], говоря: Тело Христово; а принимающий пусть говорит: аминь. Диакон же пусть держит чашу и, подавая, пусть говорит: Кровь Христова, чаша жизни; а пьющий пусть говорит: аминь. Во время же причащения всех прочих пусть говорят псалом 33, а когда причастятся все мужчины и женщины, диаконы, взяв остатки [евхаристических Даров], пусть внесут их в притвор [пастофорий]». Источник V в. «Завещание Господне» приводит схожий порядок: «Cвященники да приступают первыми следующим образом: епископ, пресвитеры, диаконы, вдовы, чтецы, иподиаконы, после них те, кто имеет [духовные] дары, новокрещеные, маленькие дети. Люди [приступают так]: старейшие, девственницы. Вслед за ними остальные. Женщины [получают] так: диаконисы, после них — остальные». При этом надо дополнить, что во время причастия пели псалом 33 в Антиохии и Палестине (причем псалом пели респонсорно, т.е. певец пел поочередно стихи псалма, а народа отвечал пением рефрена после каждого из стихов), а в Константинополе во времена Златоуста пели псалом 148, первый стих которого: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» сейчас исполняется в качестве т.н. причастна.

      Несмотря на некоторое романтическое восприятие нами прежних времен когда христиане были более ревностными, в период поздней античности поведение мирян в храме оставляло желать лучшего, а человеческие страсти часто брали верх над благоразумием. Свт.Иоанн Златоуст в беседе «О крещении Христовом» описывает причащение мирян в Антиохии как полную неразбериху: «приступают не с трепетом, но с давкою, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, толкая ближних, полные смятения». И в Беседе на Мф. 82, 6 он поминает диаконов, чьей задачей было удалять из числа причастников тех, кто приступал недостойно. И таких примеров из духовной жизни Востока и Запада в позднюю античность можно привести бесконечное множество. Не зря ведь в «Апостольских постановлениях» (VIII, 13) написано, что народ должен подходить ко причастию «со стыдливостью и благоговением, БЕЗ ШУМА», т.к. нередки были безобразия. Двери храма, закрывавшиеся после ухода оглашенных и кающихся, сразу же с началом причащения, вероятно, открывались вновь. Немало народу пользовалось возможностью покинуть храм, не дожидаясь молитвы после причащения и формального отпуста. Оно и не удивительно — ведь к этому времени они уже отстаивали в храме по несколько часов. Впрочем, были причины и посерьезней. Обычай причащаться только раз в год распространялся все больше, и непричащающимся не было особого резона дожидаться, пока остальные примут Святые Дары

        Во времена Иоанна Златоуста Тело и Кровь подавались раздельно не только духовенству, но и всем верующим. Освященный Хлеб полагали на ладонь правой руки, под которую была крестообразно подложена левая. Преподавая Хлеб, говорили «Тело Христово», а чашу – «Кровь Христова», на что причащающийся отвечал «Аминь» и принимал Святые Дары. Кровью причащались, отпивая из чаши. Никто не брал причастие самостоятельно: Дары всегда преподавались священнослужителями. Даже патриарх принимал Причастие не сам, а из рук сослужащего епископа или священника. Для причастия низших церковнослужителей и мирян тяжелый дискос с Телом Христовым выносился из алтаря и ставился на переносной столик за алтарной преградой, который назывался антиминсом (первоначальное значение термина «антиминс» - переносной столик, в т.ч. и переносной престол для совершения Евхаристии вне храмов). О том, как причащались в IV в. мы имеем замечательное свидетельство свт.Кирилла Иерусалимского: «Итак, приходя, не с простертыми ладонями, не с разведенными пальцами приступай: но левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи; "аминь". Итак с опасением, освятив очи твои прикосновением Святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что злата и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала? Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь, и во образ поклоненья, и почтения, говоря "аминь", освятись и Крови Христовой причащаяся. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя толиких таинств» (Тайноводственные беседы). Мы видим, что христиане подходили ко причастию со сложенными крестообразно руками, и это касалось как мужчин так и жён. Интересно, что на православном Западе, как рассказывает свт.Кесарий Арелатский (469-543 гг.), в его время от мужчин требовалось, чтобы они наперед перед причастием вымыли руки, а от женщин, чтобы они имели на руках белый платок, в который получали частицу Святого Тела (на Западе было несколько соборных постановлений, предписывающих женщинам строгое соблюдение этого правила).

         Литургической лжицы (ложечки) для причастия во времена Златоуста еще не было, вопреки мнению Созомена, которое часто можно встретить в популярной церковной литературе о Литургии. Лжица для причащения входит в литургический обиход не ранее VI-VIII века. Традиция обмакивать частицу Тела Христова в Кровь перед причащением мирян впервые появляется в некоторых областях Востока и Запада в VII столетии, а в следующем веке уже прочно входит в византийский обряд. Использование лжицы для принятия причастия через обмакивание впервые встречается в Палестине в VII в., а повсеместной практикой становится только в начале 2-го тысячелетия.

          В первые века христианства, еще до времен Златоуста, нельзя было и помыслить, чтобы кто-либо не причастился за Литургией. Более того, регулярное причащение считалось столь необходимым, что диакон разносил Хлеб и Вино тем, кто не смог прийти — скажем, рабам, которых не отпустил на Литургию хозяин, а может и узникам, сидевшим в темнице за веру в Христа. Обязательность приобщения Тела и Крови Христовых для всех присутствующих при богослужении видна из того, что принесение и приобщение даров составляло одно нераздельное целое, потому что каждый принесший свои дары считал несообразным и невозможным уклоняться от участия в приобщении. В первые времена христиане даже имели право, получивши Тело Христово, не причащаться непосредственно, но уносить к себе в дом и употреблять ежедневно ранним утром. Из источников мы узнаем, что некоторые из христиан, получивши евхаристические Дары на Литургии, после службы нередко с этой величайшей святыней отправлялись на зрелища и тем оскорбляли святыню таинства. Для хранения евхаристических Даров в домашнем употреблении у христиан были особенные ящички или вазы, где частицы Святого Тела хранились как святыня.

    Составил Д.Ю. Гончаров

При подготовке статей об историческом происхождении частей Литургии в последних номерах

с 276 по 280 мы пользовались следующими материалами: А.П. Голубцов «Историческое объяснение обрядов Литургии», Хью Уайбру «Православная Литургия», Хуан Матеос и Роберт Тафт «Развитие Византийской Литургии», Роберт Тафт «Чин и место причащения мирян…», Роберт Тафт «Великий вход…», прот.Андрей Дудченко «Божественная Литургия во времена Златоуста», цитированные творения Святых Отцов, соответствующие статьи в Православной Энциклопедии и др.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика