Публикации

« Назад

Интервью с Дмитрием Фесенко. Часть 2 27.10.2017 15:18

Продолжаем глубокую и назидательную беседу с Дмитрием Фесенко, прихожанином храма вмч. Георгия "за лавками".

         Сталкивался ли ты с неприятием, досаждением со стороны коллег на работе или других людей по поводу твоей веры?

        «Честно говоря, пока такого не было, возможно были предпосылки, не знаю. Я работаю в узком коллективе, где все давно друг друга знают и, если возникают какие-то разговоры о суеверии или вере, я специально вмешиваюсь, задавая наводящие вопросы, чтоб человек сам смог оценить безосновательность или поверхностность своих взглядов и мнений, часто это приводит к долгой беседе, ведь люди привыкли защищать своё мнение как часть своего Я, и иногда получалось что-то рассказать о вере. 

          Досаждения у меня чаще всего возникали и возникают с родителями:«И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36). Конечно, это не значит, что они мне враги), но то, что самые близкие люди могут очень больно тебя задеть – это факт, ведь кто может тебя лучше знать, как не домашние. Раньше я спорил, пытался что-то доказать, теперь я ко всем этим нападкам отношусь спокойно и с доброй улыбкой, ведь ничего нового я не слышу».  

         Как происходило твое духовное возрастание?  Какие трудности?

          «Не могу сказать, что происходило возрастание, я ощущаю, что отстал почти на 30 лет… и догнать уже не смогу. «Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Екл. 1:8) - всегда хочется узнать о вере больше, а времени не хватает. В начале это было вообще, как безумие, я хотел прочитать всё, но так как это невозможно,везде читал какими-то урывками, думаю это такое искушение, хочется всё и сразу. Читая Библию, чувствуешь величие и силу во всём, все цитаты хочется знать наизусть, ведь они такие точные: «острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12), но охватить взглядом всю красоту не получается, гора слишком высока, и чтобы сверху посмотреть и всё было как на ладони, надо высоко забраться. Для меня это как несобранный пазл, радует, что картинка уже немного складывается и что-то становится понятным».  

         Что тебя поражало, удивляло в христианском учении?

           «В самом начале всем предлагалось пройти огласительные беседы, как раз у тебя я их и проходил), причём не один раз. Объяснялся Символ веры, как образы предлагались сравнения с огнём, солнцем и т.д. Обычные вещи, но такой взгляд был настолько новым для меня, что поражал и никак не укладывался в голове. И сейчас читая толкования на обычные, по-видимому, события, если кто-то из отцов переходит от буквального смысла к внутреннему, и на этих образах объясняет скрытые духовные законы - это не перестаёт поражать.

            Удивительна для меня высота Христианства, причём мало кто с этим будет спорить: «Абсолютная Религия, апофеоз истины духа, есть вера в Бога Воплощенного Христа Иисуса, не ставящая никаких пределов совершенству. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5:48)»(Апокалипсис мелкого греха архиепископ Иоанн (Шаховской). Отсутствие предела совершенства не делает его недосягаемым, наоборот, бесконечно совершенным».

           Какая твоя любимая молитва на вечернем и утреннем правиле?

          «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5), Дима, ты даже ход вопроса формулируешь, как по Библии)))

          На вечернем правиле: молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу. Очень она мне нравится, эту молитву я читаю не только во время вечернего правила, ещё если выпадает возможность побеседовать с кем-либо о вере. Вот почему: «и воздви́гни мя во вре́мя подо́бно на Твое́ славосло́вие» - это для меня ключевые слова. Самое важное, что все предшествующие прошения ведут к этому, как к цели каждого дня в частности и жизни в целом. Начиная с обращения к Вседержителю и продолжая просить, ведь нищим свойственно просить: не отлучайся от меня, но пребывай во мне, не предай меня мятежу змеиному потому что во мне есть это семя зла, но дай мне спасение, просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего, сердце чистотой слов Твоих, тело мое Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани, и подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Как тут себе что-то можно приписать, если не имеем в себе ничего и от этого только просим. Св. Антиох так последовательно всё расположил и привёл нас к единственно важному: «Да святится имя Твое» (Мф. 6:9), но как оно святится, если не в нас? Очень большая ответственность лежит на каждом верующем, ведь молитву «Отче наш» все мы читаем не один раз за день. И если быть невнимательным, то получится по словам ап. Павла: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).

           На утреннем рпиле: молитва пятая, святого Василия Великого. Для меня эта молитва как Символ веры с толкованием:

          -ВЕРУЮ:  «Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти, в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй, се́рдца же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый, Безнача́льный и Присносу́щный Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние; Сам, Безсме́ртный Царю»́.

          -ЧАЮ: «ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне Единоро́днаго Твое́го Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отда́ти по де́лом его́».

           Какое у тебя любимое поучение из Евангелия?

           «Не могу выделить что-то одно, люблю всю нагорную проповедь (Мф 5-7/Лк. 6:17-49.) и, думаю, многие согласятся, что такой концентрации нравственных ориентиров не найти нигде в мiре. Самое главное для меня, что это конкретные указания, а не туманные перспективы. Я всегда удивлялся универсальности, которая всем подходит, но мысль про универсальность наверно, унижает достоинство Евангелия. Скорее это как инструкция к механизму, она не маленькая, но чётко описывает все процессы и возможные неполадки, ведь Инженер, который создавал механизм знает, что́ Он создавал и на каких принципах всё это работает, потому что, Он сам закладывал эти принципы. Неполадки устраняют механики. Механики бывают разные, некоторые там, где надо ключом подкрутить, берут в руки молоток, а иногда и сам водитель в состоянии всё исправить… Тут нужна внимательность». 

           Какое тебе больше всего нравится послания ап.Павла и почему?

           «Очень тяжёлый вопрос. Для меня выделить одно послание просто невозможно, они написаны конкретным лицам или общинам в связи с конкретными событиями, и насыщены как догматическими, так и нравственными наставлениями. Все послания актуальны и важны, ведь внешние обстоятельства жизни меняются и нам кажется, что мы уже продвинутые и прогрессивные люди, а всё прошлое было в темноте, но от нашей продвинутости проблем меньше не становится, «корень всех зол» (1Тим. 6:10) остаётся тем же. Чем мы современнее, тем более современными, одетыми в модную одежду и пользующимися самыми продвинутыми гаджетами становятся наши страсти.

           Есть несколько мест, покажу одно наиболее для меня значимое. Это 1-е послание к Коринфянам 13:4-8, очень красивые слова, если их просто прочитать. Как я ошибался… - вот что такое Любовь! Все знают это слово, все друг другу его желают, как что-то высокое и важное, в тоже время им обозначают и постыдные страсти. Значит, слово не имеет конкретного значения, в эту форму каждый льёт, что хочет, кто-то приторно сладкую воду, кто-то непонятную бурду, а иной вообще откровенную тухлятину… Но, что делает ап. Павел, он говорит, что Любовь - это не ваши изменчивые чувства, которые как «безводные облака, носимые ветром» (Иуд. 1:12) обманывают своего владельца переменой нравов и желаний, а усилие воли, да осознанное усилие воли, не взирая на испорченные чувства: потерпеть, оказать милость, не завидовать, не превозноситься над другим и не гордиться, не бесчинствовать, не искать своей выгоды, а думать о выгоде другого, не раздражаться, не мыслить зла, не радоваться неправде, а сорадоваться истине, все покрывать, всему верить, всегда надеяться, всё терпеливо переносить, не от тех, кого можно потерпеть потому, что они близкие или когда хорошее настроение – это не стоит ни гроша (Мф. 5:46-47), а от тех, кто причиняет боль и надо не мало усилий приложить, чтоб себя перебороть, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24), чтоб только узнать это, стоило стать Православным! Но с этим знанием надо, что-то делать: «Чтó вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, чтó Я говорю?» (Лк. 6:46)»

         Есть ли у тебя любимый псалом?

          «Сейчас это Пс.89. У меня иногда бывает уныние от однообразия работы, я понимаю, что пользы не приношу и каждый день одно и тоже, чувства схожи с этими словами: «дéнь вчерáшнiй, и́же ми́мо и́де, и стрáжа нощнáя. / ýтро я́ко травá ми́мо и́детъ, ýтро процвѣтéтъ и прéйдетъ: на вéчеръ от­падéтъ, ожестѣ́етъ и и́зсхнетъ / Я́ко вси́ днíе нáши оскудѣ́ша / днíе лѣ́тъ нáшихъ въ ни́хже сéдмьдесятъ лѣ́тъ, áще же въ си́лахъ, óсмьдесятъ лѣ́тъ, и мнóжае и́хъ трýдъ и болѣ́знь» - оказывается у всех так, не я один страдаю от скоротечности и труда с болезнями. В псалме есть утешение: «Гóсподи, при­­бѣ́жище бы́лъ еси́ нáмъ въ рóдъ и рóдъ. Прéжде дáже горáмъ не бы́ти и создáтися земли́ и вселéн­нѣй, и от­ вѣ́ка и до вѣ́ка ты́ еси́.» То постоянство «еси́» к Которому мы стремимся не меняется: «у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние» - это меня успокаивает)»

          Какие события из жизни нашей общины тебе запомнились?

          «Мне запомнилось последнее крещение: сразу 4 младенца и все дети наших прихожан, тем более я был в числе восприемников. Из всех Таинств Крещения, в которых я принимал участие, это было наиболее сознательное. Только сейчас понимаю, что в тот момент собрались непросто знакомые люди, но все были как-то ближе: «Видимо, эта радость при виде ребенка и есть феномен гостеприимства, возведенный в мистическую степень. Принимая его, прибывшего из страшного далека, неведомыми и опасными путями, мы совершаем великое таинство, приобщаясь к высокому сану Хозяина. Мы ничего не жалеем для пришельца, потому что своей абсолютной беззащитностью и неискушенностью он пробуждает в нас милосердие. Самый заурядный и неприметный становится в его присутствии всеведущим и полновластным хозяином, настолько этот малютка — подлинный гость, пришедший к нам не из другого дома, а из безжизненной пустоты. Скудное имущество мира сего умножается, когда дарится неимущему. И этот праздник в обстановке изобилия не кончается, потому что если все другие гости быстро обвыкают и чувствуют себя «как дома», то этот — надолго, всему удивляется и всех удивляет» (Эпштейн Михаил Наумович «Отцовство»).

           Процитируй нам что-нибудь поучительное, напоследок.

          «Преподобный Паисий Святогоре. Слова. Том III. Духовная борьба. Глава вторая. О том, что самооправдание отгоняет от нас Благодать Божию. Самооправдание препятствует духовному преуспеянию

         – Геронда, что имеют в виду, когда говорят, что в Священном Писании не встретишь самооправдания?
         – То, что самооправданию, некоторым образом, не находится оправдания.
         – А я, Геронда, когда оправдываюсь, то уже задним числом понимаю, что монаху самооправдание не приличествует.
           – Оно ему не просто не приличествует – самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что, оправдывая себя, я нахожусь в состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Ведь Божественная Благодать не приходит к человеку, который находится в ложном состоянии. С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога. Пространство между человеком и Богом заполняет изоляционный материал, как бы [духовный] каучук. Разве через каучук может пройти электрический ток? Нет, не может, он для тока непроницаем. Так и для Божественной Благодати нет более сильного изолирующего материала, чем самооправдание. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь
          – Геронда, Вы часто говорите: «Будем стараться, по крайней мере, не оказаться ниже духовного проходного балла?» Что это за духовный проходной балл?
          – Духовный проходной балл – это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, – это уже пятерка с плюсом. Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя. Бог не будет казнить нас за какую-то совершенную нами ошибку, однако и нам самим не следует оправдывать себя в этой ошибке и считать ее чем-то естественным.
           – А если мне делают замечание за какую-то оплошность, но я не могу понять, насколько велика моя вина, следует ли спросить об этом, чтобы в другой раз быть повнимательней? Или все же лучше промолчать?
    – Если, будучи виновата на пять процентов, ты обвиняешь себя на двадцать пять, то разве ты не остаешься с барышом? Обвиняй себя с запасом, чтобы не прогадать. Это и есть то духовное делание, которое ты должна совершать: отыскивать свою погрешность и ловить себя на месте преступления. В противном случае ты боишься расстаться со своим «я», оправдываешь его, но внутреннего покоя не имеешь».

           Неплохо преподобный Паисий Святогорец растолковал нам слова преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Божия, да?

          Да)

          «Дима спаси тебя Господи за беседу и интересные вопросы: всю жизнь рассказал и получил много пользы, ведь сам никогда не задумываешься над простыми вопросами: что, а главное почему? Сам в себе покопался «и сé добрá зѣлó» (Быт. 1:31) Как-нибудь надо у тебя взять интервью)))» 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика