Публикации

« Назад

Христианские легенды о цветах и деревьях 18.11.2019 18:55

Начнем с легенды как роза стала красной - она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. А вот красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко-красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

Летом в траве можно увидеть маленький голубенький цветочек, который называется незабудкой. Об этом маленьком цветочке рассказывают много интересных историй; говорят, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубенькие цветочки, чтобы люди не забывали о Небе. Оттого эти цветы и называются незабудками. Есть еще одна легенда о незабудке: было это давно-давно, в первые дни творения. Только что создан был рай, и прекрасные, благоухающие цветы зацвели в первый раз. Сам Господь, проходя по раю, спрашивал у цветов их название, но один маленький голубой цветочек, устремив в восхищении свое золотое сердечко к Богу и не думая ни о чем, кроме Него, позабыл свое имя и смутился. От стыда зарумянились кончики его лепестков, а Господь посмотрел на него ласковым взором и промолвил: "За то, что ты забыл себя ради Меня, Я тебя не забуду. Называйся впредь незабудкой и пусть люди, глядя на тебя, так же учатся забывать о себе ради Меня".

Конечно, этот рассказ есть вымысел человеческий, но правда в нем та, что забывать о себе ради любви к Богу и к ближним есть великое блаженство. Этому нас учил Христос, и в этом Он был нам примером. Многие из людей это забывают и ищут счастья вдали от Бога, но есть люди, которые всю свою жизнь служат любовью ближним. Все таланты свои, все способности, все свои средства - все, что имеют, они употребляют на служение Богу и людям, и, забывая себя, в мире Божьем живут для других. В жизнь они вносят не ссоры, злобу, разрушение, а мир, радость, порядок. Как солнышко своими лучами греет землю, так они своей лаской и любовью согревают сердца людей. Христос показал нам на кресте, как надо любить, забывая себя. Тот блажен или, как говорят сейчас, счастлив, кто отдает свое сердце Христу и следует Его примеру.

Существует очень красивая легенда о происхождении маргариток, связанная с земной жизнью Богоматери. Пресвятая Богородица захотела однажды зимой порадовать маленького Иисуса и подарить ему венок из цветов. Не найдя ни одного на побитых холодом полях цветочка, решила сделать их сама. Из шелка и белых ниток Богородица вышила маргаритки. Создавая сказочные цветы, Пресвятая Дева Мария не раз уколола себе пальцы острой иглой, и капли ее крови окрасили местами белые нити в красноватый или розоватый цвет. Это объясняет наличие в природе розовых и красных маргариток. Маленькому Иисусу эти цветы очень понравились, и он бережно хранил их всю зиму. Когда наступила весна, Спаситель посадил их в долине Назарета и стал поливать. В скором времени свершилось чудо: искусственные маргаритки ожили, пустили корни, стали расти, зацвели и разрослись по всей земле. И в воспоминание об этом чуде, цветут эти цветочки с ранней весны до глубокой осени во всем мире.

Другое сказание о происхождении маргариток рассказывает нам следующую историю. Однажды Пресвятая Дева Мария, будучи еще ребенком, смотрела ночью на небо, усеянное бесчисленными сияющими звездами, и пожелала, чтобы все эти светила стали земными цветами, и она могла бы с ними играть. Звезды в тот же миг отразились в блестящих каплях росы, собравшихся на растениях. А на утро вся земля была усеяна, словно звездами, белыми цветочками. Мария была в восхищении, украсила себя цветами счастья, и отныне маргаритки стали любимым цветами Богородицы. Маргаритки поэтому иногда называют «цветками Пресвятой Девы Марии». Еще одна легенда говорит нам об этом. Как только Пресвятая Дева Мария получила от архангела Гавриила благую весть, она отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете. Долгий ей пришлось держать путь. Шла Богородица по горам и долинам Иудеи, а когда проходила по полям, то всюду, где ее нога касалась земли, вырастали маленькие блестящие белые цветочки. Таким образом, весь путь, который совершила Дева Мария, образовал цветочную дорожку. Этими цветами были скромные белые маргаритки, лепестки которых напоминали славу Божию, а золотая середина — священный огонь, пылающий в сердце Марии.

Есть такое травянистое многолетнее растение вербена. В народе иногда вербену называли «крестной травой». Согласно христианской легенде впервые это растение нашли на Голгофе у подножия креста, на котором распяли Спасителя. Христиане, согласно легенде, стали почитать вербену так, что никогда не рвали ее, не перекрестившись.

Одна из христианских легенд утверждает, что специфический, неприятный запах у красной бузины появился в тот момент, когда на ней повесился Иуда. Жители Уэльса верили в то, что бузина будет расти только там, где пролилась на землю человеческая кровь.

В русской традиции привыкли верить, что, раскаявшись, Иуда повесился на осине. Однако в Западной Европе было распространено поверье, что он повесился на дереве церцис или по-русски «багрянник». Поэтому его еще называют иудино дерево. Легенда об иудином дереве сформироваласьв Средние века. Она повествует, что под цирцисом Иуда свершил свой предательский поцелуй, а после от раскаяния и боли на этом дереве повесился. Багрянник оказался свидетелем и предательства, и горькой расплаты за него. И с тех пор на Пасху дерево одевается ярким «цветом стыда». Зацветает церцис как раз на Пасху.

Осину также называют тополь дрожащий. Листья осины дрожат, поэтому возникла поговорка: дрожит как осиновый лист. Биологи объясняют дрожание осины ее характерной особенностью — очень подвижными листьями, приходящими в движение даже от слабого ветерка, поскольку листовые пластинки прикрепляются к концу длинного, тонкого черешка, плоского и сильно сплющенного с боков, и, как следствие — особенно легко изгибающегося. Сохранились легенды, объясняющие осиновую дрожь по-разному: по одной из них, дерево, узнав, что из него будет сделан крест для распятия Христа, задрожало от ужаса всей листвой; по другой — во время распятия все деревья склонили верхушки, и лишь осина осталась прямой, за что и обречена была на вечную дрожь.

Как известно, в Библии точно не говорится что было за дерево познания добра и зла. Но в народных легендах часто дерево познания добра и зла называется яблоней. Представление о том, что именно яблоня выступала в качестве древа познания, активно поддерживалось иконографической традицией, в частности, изображение древа познания как яблони с красными плодами, у которой находятся Адам и Ева, встречается в русском печатном и рисованном лубке. К легендам об искушении Евы и грехопадении посредством яблока примыкает еще один сюжет, который объясняет наличие у мужчин так называемого адамового яблока, или кадыка. Обратим внимание на то, что кадык получает название, указывающее на его связь с историей о грехопадении. Судя по многочисленным легендам, кадык — это то самое яблоко, которое Ева дала Адаму, которое он от страха (что его увидел или может увидеть Бог) проглотил или которым подавился и которое в конце концов застряло у него в горле. Отсутствие же адамова яблока у Евы иногда объясняют тем, что ей удалось проглотить яблоко, а Адаму нет. Согласно чешским легендам, адамово яблоко — это огрызок того самого яблока, застрявший у Адама в горле, который он не смог выплюнуть, поэтому кадык и называется ohryzek.

С темой грехопадения, в которой соединяются мотивы рая и яблони, опосредованно связаны также и фольклорные нарративы, толкующие запрет есть яблоки до определенного праздника. Во всех славянских тра-дициях известен запрет есть разные сезонные плоды до Троицы, Иванова дня, Петрова дня, Преображения и других летних праздников. У восточных славян этот запрет объясняют обычно нечистотой неосвященных плодов, в частности тем, что до Яблочного Спаса (Преображения) на яблоне якобы сидит черт: «До Спаса на яблоне черт сидит, нельзя яблоки рвать, а посвятят яблоки, то он уже с яблок да в воду» (Копачи Киевская обл.). Параллельно восточным славянам была известна и совсем другая мотивация этого запрета (также соединяющая мотивы рая, яблони и греха), которая апеллировала к теме умерших детей. Рассказывали, что на том свете Бог после Преображения раздает душам умерших детей яблоки, и если мать, у которой некогда умер ребенок, отведает яблока до праздника, то на просьбу ребенка дать ему яблоко Бог ответит отказом или же скажет что-нибудь вроде «А твое яблоко свинья съела» (Брестская обл., Житомирщина). Подобные календарные нарративы, объясняющие ограничения на употребление в пищу сезонных плодов, были широко известны в Южной Славии, с той лишь разницей, что запрет есть яблоки заканчивался здесь не на Преображение, а в Петров день. Рассказывали, что в этот день св. Петр трясет растущую в раю яблоню и зовет детей собирать их или сам раздает им яблоки; если же чья-нибудь мать нарушила запрет и съела яблоко до Пе-трова дня, то св. Петр обделяет этого ребенка, не дает ему яблока или дает ему огрызок, оставшийся от яблока, съеденного его матерью (Смедерево, Сербия).

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика