Публикации

« Назад

Цифровое богословие 24.03.2020 00:52

Евангелисты в повествовании о Господе Иисусе Христе нередко употребляют числа. Это не просто так. Как пишет свт.Григорий Двоеслов: «Число не чуждо великого таинства, но напряженное ваше внимание к такому таинству ожидает глубокомыслия. Ибо Евангелист не стал бы со тщанием говорить о сумме количества, если бы не думал, что она полна таинственности» (Беседа XXIV на Евангелие).

 

Сегодня, с Божьей помощью, мы будем разбирать таинства, сокрытые в евангельских цифрах.

После Своего славного воскресения Господь явился ученикам при море Тивериадском. «Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы…Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (Иоан.21:5-12). Ученики Христа были рыбаками, и им предстояло стать ловцами душ, чтобы привести ко Христу всю вселенную. «Невод этот вытаскивается, и ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать «сто», но и израильтяне, которых можно разуметь под «пятидесятью». Ибо «когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется» (Рим. 11:25, 26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным» (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Иоанна).

Что еще может означать в Евангелии число рыб — сто пятьдесят три? «Это число образуется, если ты сложишь все числа от одного до семнадцати — поэтому оно означает, что спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти заповедей и семи действий Святого Духа» (прп.Максим исповедник, Вопросы и недоумения).

Теперь вспомним чудо насыщения Иисусом огромного количества народа. «[Иисус] велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Матф.14:19-22) Христос пришел на Землю, чтобы исцелить и испавить человечество, поврежденное превородным грехом. Потому «пять тысяч – это пять чувств [слух, осязание, зрение, обоняние и вкус], которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы – это слова рыбарей: одна рыба – Евангелие, другая – Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятикнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы» (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея).

Господь нередко в Евангелие проводил образные сравнения. «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Матф.13:33). «Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов. Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете весь мир, хотя и немного будет вас. Сата – это была у иудеев мера, подобно как и в Греции имеются хиниксы или декалитры. Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя сатами три силы души – ум, чувство и волю, под женою же – душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах, смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее. Нам должно всецело закваситься и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит: «доколе не вскисло все» (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея).

«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Не означается ли сим то, что ум, восприяв в себе слово Господне, скрыл его в трехсоставном существе, то есть, по апостолу, тела, духа и души, и в помыслах всю тонкость их, как многообразно рассыпанную муку, собрал в одну закваску веры, ожидая по всему уподобиться действующему (в нем) слову» (прп.Марк подвижник, Слово 3).

«Думаю, что закваска – это учение и соответствующая ему вера. Господь, сравнивая, называет Своей женой Церковь, которую Он возлюбил, как и говорит святой Апостол. Три меры муки – три

сына Ноя: Сим, Хам и Иафет: от них после потопа как раз произошли все народы, которые теперь собраны в Церкви, и начало проповедания для них – вера» (св.прав.Кесарий Назианзин, Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 20).

После крещения в Иордане «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матф.4.1-2). «Постараемся и мы, в продолжение времени Четыредесятницы [Великого поста], укротить плоть нашу воздержанием, сколько можем. - Итак, почему в воздержании соблюдается сороковое число, если не потому, что сила Десятословия [10 заповедей] наполняет четыре книги Св. Евангелия? Ибо десять, помноженное на четыре, дает сорок; потому что мы исполняем заповеди Десятословия тогда, когда совершенно поступаем по четырем книгам Св. Евангелия. Из этого можно разуметь и другое. Ибо мы в этом смертном теле состоим из четырех стихий, а сластолюбием того же тела нарушаем заповеди Господни. А заповеди Господни приняты за Десятословие. - Итак, поскольку мы через пожелания плоти презрели заповеди Десятословия, то справедливость требует, чтобы мы ту же самую плоть умерщвляли сорок раз» (свт.Григорий Двоеслов, Беседа XVI на Евангелие).

Когда Господь учил притчам, Он произнес: «не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Матф.12:6,7). «Под «пятью» воробьями некоторые разумеют пять чувств [слух, осязание, зрение, обоняние и вкус], которые, будучи искупаемы двумя ассариями, то есть ценой Ветхого и Нового Заветов, не забыты у Бога. Ибо кто свои чувства умеряет и подчиняет разуму, так что они бывают небесполезны для духовного питания, тот не забыт у Бога» (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея).

Когда Господь пребывал на свадьбе в Кане Галилейкой то там, как известно, произошла нехватка вина. «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха» (Иоан.2:6,7) Эту воду Господь превратил в вино. «Под шестью водоносами св. Максим Исповедник разумеет шесть известных способов милостыни: накормить алчущих, напоить жаждущих, принять странников, одеть нагих, посещать больных и приходить к находящимся в темнице» Но эти шесть водоносов у людей стояли пустыми вследствие охлаждения любви, из которой они наполняются, как из источника. Поэтому Господь велит наполнить их сперва водой, т.е. благодеянием чувственным, а затем заменяет воду вином, т.е. благодеянием духовным, которое согревает душу, благотворно действует на ум и, уврачевав таким образом, выводит его из прежнего состояния. Каждый сосуд вмещает две или три меры. Две, потому что благодеянии от Бога двояки – материальные и духовные, а три означает, что благодеяние совершается согласно с учением о Божестве Святой Троицы, да и, собственно, Божье благодеяние сообщает ведение о Святой Троице (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна, прп.Максим исповедник, Вопросоответы к Фалассию).

Однажды проходил Господь через город Самарийский Сихарь. «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» (Иоан.4:6). Блаж.Августин говорит: «Итак, в шестой час дня пришел Господь наш к колодцу. Я вижу в колодце мрачную глубину. Почему и вынужден считать, что это нижние, то есть земные, области этого мира, куда пришел Господь Иисус в шестой час, то есть во время шестого возраста человеческого рода, как бы в [дни] старости ветхого человека, которого нам предписывается отложить, чтобы мы облеклись в нового, сотворенного по Богу (Еф.4:22–24). Ибо шестой возраст – старость, как первый – младенчество, второй – детство, третий – отрочество, четвертый – юность, пятый – зрелость. Итак, жизнь ветхого человека, которая проходит по плоти во временном состоянии, как бы завершается шестым возрастом старости. Во время этой старости человеческого рода, как я сказал, и пришел к нам Господь наш, Творец и Обновитель для нас, чтобы, поскольку ветхий человек умирает, устроить в Себе нового и, освободив его от земной порчи, перенести в Небесное Царство. Поэтому колодец, как было сказано, обозначает мрачной глубиною земные тяготы и заблуждения этого мира» (О 83-х различных вопросах в одной книге. Вопрос 64).

Во время беседы с самарянкой у колодца Христос сообщает ей, что Он Сам источник воды живой. «Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина

сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан.4:15-18). «Самарянка обозначала собой человеческую природу, получившую пять законов, как бы мужей; именно – закон, данный Адаму в раю, и опять данный ему же вне рая, закон, данный Ною во время потопа, данный Аврааму относительно обрезания и опять данный ему же о принесении в жертву Исаака; но все они прошли и как бы умерли: тогда она имела закон Моисеев. Этот закон не был для нее мужем, или потому что она не всецело любила и соблюдала его, или потому, что он дан был человеческой природе иудеев не навсегда, но только до пришествия Спасителя; а с этих пор он не был для нее мужем, так как с нею соединился другой, именно – закон евангельский. Колодезь Иакова – это Священное Писание, вода – познание его, глубина его – глубина мыслей, черпало – изучение Божественного слова через письмена; черпала этого не имел Господь, так как Он Сам есть Слово и Мудрость и так как Он сообщал знание Своим ученикам не через письмена, но как дар духовный» (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна).

Когда Господь был в Иерусалиме (во вторник Страстной седмицы), Он сел «против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мк.12:42). «Некоторые думали, что под «вдовою» можно разуметь всякую душу, отказавшуюся от прежнего мужа, то есть Ветхого Закона, но еще неудостоившуюся соединиться с Богом Словом, и что она вместо залога приносит тонкую и возможную для нее веру и добрую совесть. Ибо с верой нужно приносить и добрую совесть, то есть жизнь беспорочную» (блаж.Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Луки).

 

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика