Публикации

« Назад

Что означает крестное знамение 24.12.2018 13:42

         Крестное знамение вошло в быт христиан с древних времен и без него немыслимо наше повседневное благочестие. Крестное знамение имеет свои корни еще в Ветхом Завете, а также в синагогальных обрядах иудеев. В иудейском синагогальном богослужении времён Христа и апостолов существовал обряд начертания имени Божия на челе. Откуда это пошло? В книге пророка Иезекииля (Иез.9:4) говорится о символическом видении катастрофы, которая должна постигнуть Иерусалим. Однако эта погибель не коснётся людей благочестивых, на челах которых ангел Господень изобразит определённый знак. Описывается это следующими словами: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак». Также в в Откр.14.1 сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним 144 тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Это означало, что Бог является Беспредельным и Всемогущим, Вездесущим и Вечным. Он является полнотой всех мыслимых совершенств. Тоже самое означают слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Смысл этого надписания символический – человек, имеющий на челе имя Божие – всецело отдал себя Богу, посвятил себя Ему и живёт согласно Закону Божию. Только такой человек достоин спасения. Желая внешне проявить свою преданность Богу, иудеи времён Христа накладывали на своё чело надписание букв «алеф» и «тав». Со временем, ради упрощения этого символического действия, они стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. Первые христиане были из иудеев, поэтому они восприняли эту традицию начертать имя Божье на челе, т.е. первые христиане крестным знамением осеняли не всё свое тело, а только чело, и означало это, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Сохранились свидетельства об осенении крестом чела у древних отцов и учителей Церкви: сщмч.Ипполит Римский (235г.): «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением» (Апостольское предание); Тертуллиан (220г.): «При всяком успехе и продвижении вперёд, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приёмами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем своё чело крестным знамением» (О венце воина).

      Крестное знамение древние христиане совершали одним перстом. Например, свт.Иоанн Златоуст (407г.) говорит об этом: «Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану» (Беседа 54 на Евангелие от Матфея); а блаж.Феодорит Кирский (457г.) передает рассказ старца Иулиана: «Так вот, знай, что зверь тот напал на меня, когда я свершал свой путь, и открыл пасть, чтобы проглотить меня. Я же, начертав перстом знамение креста и призвав имя Божие, отогнал от себя всякий страх и увидел, что зверь тотчас же пал на землю бездыханным», а также рассказывает случай с подвижником Маркианом, когда на него и его ученика напал змей: «Маркиан же с негодованием повелел ученику оставить робость (ибо и она – пагубная страсть), изобразил перстом крестное знамение и дунул устами, обозначив тем самым древнюю вражду. И змей духом уст, словно неким огнём, объятый и сожженный, распался на многие части, подобно сожженной трости» (История боголюбцев).

           В IX в. единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Это христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, т.к. видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – Православия. Тем самым во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины. Приблизительно в XII в. в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII в. борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с еретиками несторианами, которые также употребляли двоеперстие (согласно несторианству, Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга). Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчёркивая своё почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона, а до этого русские христиане употребляли двоеперстие.

          Православные крестятся справа налево, а современные римо-католики – слева направо. Так же, как и римо-католики, крестятся и монофизиты (армяне, копты, эфиопы, сирийцы); в свою очередь, несториане крестятся так же, как православные (справа налево). И так и так креститься допустимо (также допустимы разные формы перстосложения), просто всё зависит от традиции, а также нельзя вкладывать в этот священный ритуал никаких еретических смыслов и не делать его символом или орудием противопоставления себя Православной Церкви. Движение слева направо при начертании креста может пониматься, в частности, как движение от мрака к свету, от греха к спасению, от смерти к жизни, от временного к вечному и т.п. Между тем движение справа налево может пониматься как победа над диаволом (который находится, как полагают, с левой стороны человека), как ограждение от зла и т.д. Как в том, так и в другом случае человек выражает свою причастность к Богу, но при этом в одном случае делается акцент на стремлении к Богу, в другом на спасительном и очищающем действии крестной силы, т. е. Божественной энергии. В движении слева направо крестное знамение призвано выразить стремление человека к Богу и вечной жизни, в другом - торжество Бога над диаволом, победу над смертью. Соответственно, в первом случае крестное знамение предстает прежде всего как молитва (т.е. акцент делается именно на обращении к Богу), в другом же, как  исповедание или декларация (веры), т. е. выражение догматической истины, приобщающей человека к Богу: таким образом выражается причастность Богу, пребывание под Его покровительством, что, собственно, и выступает как щит, охраняющий человека от влияния злых сил. Кто крестится справа налево, как бы принимает позицию Бога, находясь вместе с ним и оказываясь тем самым под его защитой: его правая сторона соотносится с правой стороной самого Бога, и наоборот.

       Необходимо отметить, что в свое время и римо-католики крестились как слева направо, так и справа налево. Папа римский Иннокентий III (1216г.) пишет: «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы. Надлежит совершать движение сверху вниз и справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и пришел от иудеев к язычникам. Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай» (De sacro altaris misterio, II,45). Наличие обеих традиций констатирует в ту же эпоху также латинский автор Иоанн Белет (1182г.) в объяснении литургии: «Спрашивается, как должно совершаться крестное знамение: справа налево или слева направо? Некоторые считают, что слева направо: от Отца пришел Сын в мир, и потому начинаем мы крест с верхней части, через которую обозначается Отец, и спускаемся вниз, каковая часть обозначает мир. Потом слева ведем руку направо, ибо Христос сошел в ад, который обозначается через левое, и затем взошел к Отцу, которого означает правое. Другие, однако, говорят, что следует креститься справа налево, ибо Христос справа, т. е. со стороны Отца [пришедши от Отца], крестом сокрушил диавола, который обозначается через левое» («Summa de ecclesiasticis officiis», XXXIX). А другой латинский автор Гвидо да Байсио (1313г.) прямо решительно настаивает на необходимости креститься именно справа налево, а не в обратном направлении: «Хотя некоторые и поступают противоположным образом, тем неменее, изображая распятие Христово, мы должны... заканчивать крест на левой нашей стороне, ибо правую руку [Христа] пригвоздили к кресту прежде, чем левую...Крест Христов протянут в ширину справа налево..., что соответствует строению человеческого тела, и это подтверждают следующим [рассуждением]: если кто-либо оказывается захваченным врагом, правую его руку хватают и связывают перед левой, поскольку правая рука сильнее левой...» («Rosarium Decreti», pars I). Обычай креститься слева направо окончательно возобладал в римо-католической церкви лишь после Тридентского собора XVIв.; по всей видимости, это связано с контрреформацией (это движение против протестантской Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж римо-католической церкви), поскольку контрреформация предполагала вообще унификацию обряда с целью объединения римо-католической церкви. В современной практике римо-католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» - две на руках, две на ногах, одна от копья.

         На православном востоке толкование крестного знамения носило в отличие от запада вероисповедный  характер и было связано с процессом катехизации. В отличие от римо-католических толкований, которые обнаруживают большое разнообразие, православные толкования крестного знамения, как правило, мало отличаются друг от друга; существенно при этом, что они ближайшим образом соответствуют Символу веры. В Православии крестное знамение призвано выразить то же догматическое содержание, которое в словесной форме выражено в исповедании веры: крестное знамение предстает, таким образом, как идеографическое соответствие Символу веры. Действительно, положение руки на чело символизирует пребывание Бога на небе и рождение Христа от Бога Отца (ср. в Символе веры: «иже от Отца рожденнаго прежде всех век»); движение вниз выражает сошествие Христа с неба на землю (ср.: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии девы вочеловечьшася»); перенесение руки вверх на правое плечо соответствует словам «и возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»; наконец, перенесение руки справа налево означает отделение праведников от грешников на Страшном Суде (ср.: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»). При этом само изображение креста, разумеется, должно символизировать распятие (ср.: «распятаго за ны при Понтийстем Пилате»). Также может считаться, что движение руки сверху вниз символизирует не только сошествие Христа на землю (т. е. Боговоплощение), но и сошествие его во ад. Так толковали двоеперстное крестное знамение прп.Петр Дамаскин (XIIв.), прп.Максим Грек (1556г.), митр.Дамаскин Студит (1577г.) и др. Связь в православном понимании крестного знамени с догматикой привело к тому, что споры о перстосложении на Руси носили догматический характер, поэтому старообрядцы обвинили сторонников патриарха Никона, заменившего двуперстие на троеперстие, еретиками.

      Какое значение приписывается двуперстному и троеперстному крестному знамениям? Древнерусские поучения о двоеперстном крестном знамении говорят о том, что сочетание указательного и среднего пальцев обозначает Богочеловечество (две природы Христа, Божественную и человеческую), а сочетание большого пальца с безымянным и мизинцем - Троицу; такое понимание представлено и у старообрядцев. При этом символика Богочеловечества непосредственно соответствует представлению о распятии Христа: на кресте был распят Богочеловек, и таким образом перстосложение, как и движение руки при совершении крестного знамения, непосредственно изображает распятие Христово. Первоначально исповедание Троицы выражалось не перстосложением, а утроением крестного знамения, как это до сих пор имеет место в православной церкви при освящении священником воды; троекратное осенение себя крестным знамением и сейчас принято у греков. Таким образом, двуперстное крестное знамение в свое время выражало идею Богочеловечества, но не идею Троицы.

     Позднее крестное знамени стало выражать обе идеи. После реформы патриарха Никона двуперстное крестное знамение было заменено в Русской  Церкви на троеперстное, новый способ перстосложения призван был выразить, напротив, идею Троицы, но не идею Богочеловечества; Большой Московский Собор 1666-1667 гг., постановил: «И знаменіе честнаго и животворящаго Креста творити на себе треми первыми персты десныя руки: палецъ глаголемый, и иже близъ его глаголемый указателный, и средній, слагати в купе во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Два же, глаголемый мизинецъ и иже близъ его близосредній, имети наклонены и праздны, по древнему преданію святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ». Таким образом, согласно этой формулировке мизинец и безымянный палец остаются «праздными», т. е. ничего не выражают.

      В известной книге «Закон Божий» прот.Серафима Слободского тем не менее сказано: «два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую». Это уже позднее толкование, которое патриарх Никон не подразумевал. Также в книге «Закон Божий» читаем другое более позднее благочестивое объяснение значения крестного знамени: «осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных».

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием книги Б.А.Успенский «Крестное знамение и сакральное пространство и статьи игум.Павла (МинДА)«История крестного знамени»)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика