Публикации

« Назад

Чистые и нечистые животные (часть 5) 14.10.2019 13:49

Деление животных на чистых и нечистых, установленное ветхозаветным законом, имело духовно-воспитательное значение. Это деление было частью законодательства, касавшегося ритуальной чистоты. Законы Моисея о чистоте и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников, религия которых была духовно нечистой, неистинной. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью.

 

 

   «Все [животные] пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех [ногах], скверны для нас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех [ногах], тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.  Всякое [другое] пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера» (Лев.11:20-25). Здесь речь идет о летающих насекомых. В церковно-славянском тексте Книги Левит они названы гадами птичьими. Свт.Кирилл Александрийский говорит: «Нечисты также и все гады птичия, которые ходят, сказано на четырех, как, например, мухи и с ними сродные. Бесчисленны эти животные малые и отвратительные, и высокого полета не имеющие. Какое же основание для того?» И далее он объясняет, что как ранее Закон Моисеев объявил нечистыми как большого верблюда, так и малого зайца, показывая что «нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11) если кто из людей является творящим грех; так и здесь Закон сперва объявил нечистым царственного орла («из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла» Лев.11:13), а затем «нисходит опять и к самому малому из носящих крылья, наравне полагая малого и великого, если они является творящим непристойное», и объявляет летающих насекомых нечистыми («О поклонении и служении в Духе и истине», кн.14).

         Однако Закон объявляет чистыми и дозволяет в пищу саранчу и ее разновидности: «из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех [ногах], тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою» (Лев.11:21-22). Об это свт.Кирилл говорит: «[Закон] исключает из этого рода «саранчу» и им подобное, как настолько сильное, чтобы быть в состоянии вскакивать и отнюдь не оставаться внизу, напротив часто подниматься на высоту и легко подпрыгивать. Таков некоторым образом ведущий мирскую жизнь, но не совсем непричастный любви к Богу и другим добродетелям; ибо таковый не совершенно привязан к земному и не успокаивается на низком, а старается отчасти помышлять и о горнем, и стяжать иногда славу, устремляясь на высоту и перелетая через земное». Таким образом, Закон саранче уподобляет человека, не привязанного всеми силами души к земле, но стремящегося к небесам, как бы подпрыгивающего к небу, словно саранча, что выражается в посещении церковных собраний, молитве, изучении Библии, помощи ближним, т.к. всё перечисленное возводит человека ввысь от суеты земной.

         Как известно, Иоанн Креститель питался в пустыне саранчой: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3:4). Акриды, которые здесь упоминаются, скорее всего являются саранчой, т.к. в переводе с греческого слова Ακριδα значит саранча. Свт.Петр Хризолог говорит, что «едой его были саранча и дикий мед. Саранча по справедливости изображает собой добавку в пищу ради покаяния и исправления грешников, чтобы, вырвавшись из места греха в место покаяния, он мог долететь до неба на крыльях прощения. Это имел в виду пророк, когда говорил: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста и тело мое лишилось тука» (Пс 108:24-25). Вы услышали, каким образом он, подобно саранче, устремился от греха к покаянию и согнул колени, чтобы тащить на себе груз этого покаяния. Также добавляется в пищу мед, чтобы горечь покаяния смягчилась сладостью милосердия» (Собрание проповедей, Библейские комментарии отцов Церкви I-VIIIвв.).

         Продолжим далее исследовать Книгу Левит. «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот [по другому переводу ласка], мышь, ящерица [крокодил] с ее породою, анака [гекон], хамелеон [варан], летаа [похоже, что имеется ввиду ящерица прыткая], хомет [сцинк] и тиншемет [хамелеон], - сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера» (Лев.11:29-31). Мы видим, что ползающие по земле твари были все под запретом, т.к. змей был проклят и приговорен ходить на чреве своем, поэтому между ним и человеком была положена вражда (Быт 3:15), которая сохранялась благодаря этому закону. Прах – пища ползающих тварей, поэтому они не были пригодны человеку в пищу. Свт.Кирилл Александрийский разъясняет: «посредством диких зверей закон обозначает самых жестоких из разбойников, которыми за ничто почитается и самое крайнее из всех злодеяний, человекоубийство, и которые едва не всякого встречающегося умерщвляют, погубляя безжалостно и без всякой пощады; а посредством мыши, ласки и им сродных и подобных, разумею крокодила земного, ящерицу – тот род воров, робкий и трусливый, ночью бродящий, который любит скрыто вредить спящим, но ужасно боится быть пойманным и избегает бдительности тех, кому вред приносится. Ибо разве не самые вороватые животные – ласка и мышь, которые в то же время очень склонны к боязливости и скрываются в норы, вырытые в земле, как скоро заслышится стук, и всего охотнее кормятся ночью, а не днем, также крокодил земной и сродные им?»

       Далее свт.Кирилл говорит: «Итак, нечисто все, что есть хищническое, будет ли кто нрава звероподобного и имеет руки обагренные кровью, или малое украдет, как мышь и ласка. И если кто прикасается к оскверненным таким образом, тот будет причастным вине: ибо общение с таковыми во всяком случае делает нечистыми» («О поклонении и служении в Духе и истине», кн.14). Прп.Нил Синайский в письме к диакону Евпору объясняет следующее: «Закон Моисеев предписывает остерегаться мыши и ящерицы. Это иносказательно означает запрет на согласие и собеседование с бесстыдными помыслами. Ибо запрещенные законом страсти, привычки

и нравы предваряют и порождают друг друга. Так, за человекоугодием и тщеславием следуют гордость и высокомерие. Вожделение выкапывает нору похоти, куда тотчас входит бесстыдный демон, подвигающий человека на грех. Ибо, как сказал Господь Иисус: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Также за ненавистью и гневом идут злодейство и вредность. Ибо сначала мышь прогрызает в стене дыру, в которую проникают ящерицы и змеи и гнездятся там». Новациан в книге об «Об иудейской пище» пишет, что Закон запрещает употреблять в пищу ласку, т.к. осуждает воровство, а ящерицу запрещает вкушать, потому что «ненавидит неопределенную и изменчивую жизнь».

      «Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть [его]; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми» (Лев.11:41-43).

          Также Закон отмечает следующее:  «И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера» (Лев.11:39-40). Т.е оскверниться можно было, принимая в пищу нечистых животных, прикасаясь к их трупам (когда они живы, то прикасаться к ним можно), а также прикасаясь к трупам чистых животных. Закон объявлял нечистыми людей прикасавшихся к любым трупам (человеческим, а также чистых и нечистых животных), тем самым показывая, что смерть – это следствие греха, поэтому держись подальше от греха, если не хочешь подвергнуться вечной смерти. Но нечистота от прикосновения к трупам длилась лишь до вечера и символизировала, что всем церемониальным осквернениям должен был наступить конец со смертью Христа, совершившейся вечером этого мира. И мы должны научиться всякий день вечером обновлять свое покаяние за грехи дня и очищать себя от осквернения, которому из-за них подвергаемся, чтобы не ложиться спать в своей нечистоте. 

        (составил Д.Ю.Гончаров).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика